Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Русские свадебные обряды. Современные русские свадебные обряды и обычаи Старинный русский свадебный обряд сообщение

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Ивановский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

Современные свадебные обычаи и традиции в России

студентки 4 курса 5 группы

дневного отделения

коммерческой формы обучения

Научный руководитель:

ст. преподаватель Павлова

Иваново,2009

Свадебные традиции……………………………………………………….4

Свадебные приметы………………………………………………………..8

В каком месяце жениться………………………………………………….12

Источники…………………………………………………………………..13

Свадебные традиции

Традиция «выдавать» дочь замуж вместе с приданым родилась в Голландии. Так считают немецкие историки-этнографы. Существует легенда о том, что одна девушка из богатой семьи влюбилась в простого мельника. Конечно же, родители были против такого брака, уговаривали, убеждали, что не протянет она долго на хлебе и воде. Однако девушка была непоколебима, и ушла, в чем была, к любимому.

Влюбленные решили скромно отметить это торжество, пригласили близких друзей и родственников. На свадьбу все приглашенные пришли не с пустыми руками, а с подарками. Все несли то, что могло пригодиться молодым в хозяйстве. Кто- посуду, кто – постельное белье, кто – деньги. Все хотели, что бы жизнь молодых началась счастливо и длилась долго-долго. С тех самых пор, говорят, на свадьбу не принято приходить с пустыми руками.

Когда же появился обычай одаривать друг друга кольцами? Кольцо - это не предрассудки, ведь обмениваясь кольцами, молодые дают обет полного единения и верности друг с другом. Уже в Древнем Египте молодожены обменивались кольцами. Это означало, что они заключают союз до самой смерти. Египтяне твердо верили, что если кольцо надеть на средний палец левой руки, то можно на всю жизнь удержать любовь в сердцах друг друга. Так что эта традиция у восточных народов сохранилась до сегодняшних дней.

Что-то старое, новое, взятое взаймы, голубое . Существует старинная английская примета, что на свадьбе должно быть что-то старое, новое, взятое взаймы и голубое.Эта примета началась в Викторианские времена и с тех пор многие невесты стараются одеваться в соответствии с традицией. Что-то старое символизирует связь с семьёй невесты, мир и мудрость в замужестве. Многие невесты надевают какую-нибудь старинную семейную драгоценность. Что-то новое символизирует удачу и успехов новой жизни невесты. Что-то взятое взаймы напоминает невесте о том, что её друзья и члены семьи всегда будут рядом, если их помощь понадобится, эту вещь можно взять у замужней женщины, счастливой в браке с благословением на хорошую семейную жизнь. Что-то голубое это (как у язычников, так и у христиан) означает любовь, скромность, верность. Обычно это подвязка.

Большинство считают самым лучшим обычай вносить невесту в дом на руках . Он появился в результате веры в то, что невеста является лакомым кусочком для злых сил, сглаза и порчи. Раз она не идет по земле, значит, ее сейчас здесь нет.

Обычай бить посуду на счастье во время свадьбы . Его можно назвать интернациональным. На второй день свадьбы в русских деревнях начинали бить глиняные горшки. К тому же разбившийся горшок считался доказательством целомудренности невесты, а вот если горшок оставался целым, туго приходилось бедной девушке. Ведь разубедить окружающих, что она честная, было очень сложно. Да и вообще, считалось: чем больше осколков, тем больше счастья. Обычай разбивать посуду на счастье существовал не только в России. Так, в Йоркшире (Англия) до сих пор существует традиция разбивать блюдо. Его дают в руки жениху, на нем находятся кусочки свадебной лепешки. Жених должен через голову невесты бросить это блюдо на дорогу. А ребятня быстренько должна расхватать кусочки пирога. Чем больше разбитых кусочков блюда, тем больше счастья будет у молодых.

Обычай украшать свадебные машины лентами . Он пришел к нам из Европы. На самом деле: это уже отголоски более древней традиции. Дело в том, что существовали так называемые "невестины банты". Было это в XVII-XIX веках. Невесту в церковь сопровождало несколько мальчиков с розмаринами (цветок невесты) и невестиными бантами на рукавах. Считалось, что тем самым они - гарантия счастливого брака. Невестины банты - это узкие полоски ленты, которые завязывались на рукава. Позже невесты перестали придерживаться этого обычая, но значение лентам все так же придавали. Стали вешать ленты на автомобили.

Похищение невесты . Этот обычай существовал еще у русских славян. Например, у вятичей и северян были игры "межи селы": во время игр, песен и плясок мужчины выбирали себе невест и уводили к себе в дома. Само выражение ИГРАТЬ СВАДЬБУ напоминает древние игры, которыми начиналось приобретение невест. Этот обряд не был забыт благодаря укоренившемуся на Руси крепостному праву. Как и в Шотландии, где право первой брачной ночи принадлежало английскому суверену, у нас право на первую брачную ночь принадлежало барину (дворянину, пану), иногда (довольно часто) женихи противились этому обычаю и барские холопы просто воровали невесту прямо в разгар гуляния. Если же жених был довольно состоятелен, барин мог предложить за невесту выкуп. С отменой крепостного права, это стало веселой традицией.

Букет невесты . Считается, что бросание свадебного букета - это чисто американский обычай, хотя некоторые эксперты предлагают, что американцы подсмотрели этот обряд на еврейских свадьбах. В конце свадебного вечера по традиции невеста бросает свой букет толпе незамужних девушек. Та кто поймает этот букет следующей выйдет замуж.

Каравай . Всегда молодожёнов встречали родители с караваем и солью. Почему? Этот ритуал свои корни ведет ещё от древней цивилизации Египта. Древние египтяне настолько боготворили хлеб, что обозначали в письме его тем же иероглифом, что и золото. И это не случайно. Ведь хлеб символ изобилия и материального благополучия. Поэтому не случайно молодожёнов встречают хлебом и солью. Но в этом случае особенным хлебом -караваем! Каравай обязательно украшают колосьями пшеницы, олицетворяющей благополучие и достаток в семье. На каравае всегда выпекают листья калины - символ детородности семьи. И не случайно каравай украшают двумя сплетёнными кольцами, как символы верности друг другу. Кольцо не имеет ни начала, ни конца. Это символ бесконечности, вечной любви.

Что представляет собой обряд, когда жених снимает подвязку с ноги невесты ? Подобно тому, как невеста бросает свой букет незамужним подругам, жених бросает снятую с ножки невесты подвязку своим холостым друзьям. Аналогично, по примете женится первый тот, кто ее поймает.

Обычай связывания двух бутылок .Обычно на свадьбе, безразлично в начале, в середине или в конце свадебного пира, свидетели завязывают две бутылки шампанского на счастье. Первая бутылка выпивается на первую годовщину свадьбы, а вторая - в день рождения первенца.

Традиция посыпать молодых только вышедших из ЗАГСа зерном, лепестками роз, деньгами и конфетами. Это делается, для того чтобы союз был прочный, плодовитый, богатый и сладкий.

Поцелуй новобрачных Этот прекрасный свадебный обычай имеет сакраментальный смысл. Поцелуй объединяет души молодых в единое целое. А если поцелуй происходит прилюдно, жених и невеста «объявляют» всем присутствующим о своем объединении в одну семью. Отношения молодых людей до свадьбы были чрезвычайно целомудренными, поэтому очень важно в этом обряде то, что происходит он при родителях и гостях.

Свадебный пирог – символ изобилия, удачи в супружестве. Форма чаще всего круглая, как солнце – символ света, радости, счастливой жизни.

Медовый месяц. В давние времена жених, выкравший невесту у ее родителей, старался, по вполне понятным причинам, увезти ее подальше... Это и был первый медовый месяц. Само название придумали тевтонцы, древнее германское племя. После свадебной церемонии гости пили медовый напиток до тех пор, пока луна не начинала убывать.

Свадебные приметы

Если один свидетель женат на другом, то брак свидетелей распадется.

Если свидетели на свадьбе - разведенные, это к разводу пары, вступающей в брак.

Обручальные кольца мерить никому не дают ни до, ни после свадьбы.

И жениху и невесте нужно закрепить на одежде английскую булавку головкой вниз от сглаза. Невесте на подол платья, жениху там, где бутоньерка, но так, чтобы булавка не была видна.

Букет жениха невеста не должна выпускать из рук в течение всего дня. В экстренном случае можно дать подержать букет жениху или матери. Лишь на свадебном банкете можно поставить его на стол перед собой.

При выходе из дома на венчание/регистрацию желательно, чтобы на невесте была вуаль от сглаза. Когда она войдет в Дом торжеств или в церковь, при желании вуаль можно откинуть.

После того как жених надел невесте обручальное кольцо, ни ей, ни ему нельзя брать пустую коробочку из-под колец или тарелочку, на которой она лежала. Коробочку лучше взять незамужней подруге или другу.

Любящие не дарят друг другу свои фотографии - иначе расстанутся, разойдутся.

Свадьбы любой национальности славятся своими особыми традициями и обрядами. Но к какому бы народу ни принадлежали виновники торжества, все обряды символизируют чистоту, любовь, преданность сердец и продолжение рода.

Самый древний обряд – встречать молодых после бракосочетания с хлебом и солью в доме жениха.

Эта традиция символизирует что «испеклась» новая семья, в которой должны быть достаток и сытость. Ломать или откусывать каравай вошло в обряд только в последние века, когда женщины стали бороться за равенство в доме с мужчинами.

Традиционное объединение в единство молодых, начинается с порога загса, когда свекровь выводит пару, повязав их руки вместе алой лентой. Часто можно встретить на столе молодоженов связанные вместе бутылки, символизирующие жениха и невесту, это продолжение обряда «связать навеки».

Большинство свадебных традиций, таких как разбрасывание риса или преломление свадебного пирога, уходят корнями в глубокое прошлое. За каждым обрядом стоит своя история…

Белое платье невесты.
Традиция надевать на свадьбу белое и обязательно новое платье, предназначенное только для этого случая, относительно молодая – ей всего 150 лет. Раньше немногие женщины могли позволить себе такую роскошь. Белый цвет традиционно символизирует юность и невинность. В Азии и на Среднем Востоке популярны красный и оранжевый, поскольку там они считаются цветами радости и торжества.

Свадебный пирог.

Для выпечки свадебного пирога использовалась в основном пшеница – древний символ плодородия. В Древнем Риме над головами брачующихся разламывали толстую краюху хлеба. Крошки сохранялись и уносились гостями домой как знак удачи. Традиция преломления свадебного пирога происходит из старой Англии, где жених и невеста должны были целоваться через кучку маленьких пирожков.

Цветы.
Древнеримские невесты носили под фатой букетики цветов как символ верности. Апельсиновые цветы служили символом счастья и чадородия, поскольку апельсиновое дерево цветет и плодоносит одновременно. Розы – цветы любви, благодаря чему июнь, месяц роз, является самым популярным месяцем для свадеб.

Медовый месяц.
В давние времена жених, выкравший невесту у ее родителей, старался, по вполне понятным причинам, увезти ее подальше… Это и был первый медовый месяц. Само название придумали тевтонцы, древнее германское племя. После свадебной церемонии гости пили медовый напиток до тех пор, пока луна не начинала убывать.

Разбрасывание риса.
Рис – символ чадородия и долгой жизни. Гости кидали рис на невесту и жениха, желая им детей и счастливой жизни. Можно разбрасывать также конфетти, апельсиновые цветы, кукурузу, ячмень и фиги, чтобы подсластить брак.

Кольца.
Обручальные кольца связаны с обрядом обмена кольцами для скрепления важного соглашения. У кольца нет конца, что символизирует вечную любовь. Кольцо носится на третьем пальце левой руки, поскольку считается, что именно от этого пальца идет прямая жилка к сердцу.

Фата.
Римские невесты носили фату еще 2000 лет назад. Фата носится как знак скромности и тайны, и только муж мог снять ее после брачной церемонии. В некоторых восточных странах фату помещали между мужчиной и женщиной на всю свадебную церемонию. Делалось это для того, чтобы удостовериться, что они не увидят и не прикоснутся друг до свершения брака.

Красивые обряды на свадьбе

Обряд с зажженной свечой на свадьбе символизирует тепло домашнего очага. Как правило, зажигает огонь мать невесты и передает дочери. Очень важно использовать большую свечу, которая не погаснет за день свадьбы, чтобы молодые прожили всю жизнь в мире и согласии. Последний танец молодых со свечой символизирует то, что не угаснет их любовь вовеки.

Красивый обычай – запирать замок на ключ, он означает, что семья закрыта от посторонних, нет входа в нее «третьему лишнему», а так, как ключ выбрасывается в реку, то и выхода из семьи нет. Этот обряд «закрывает» семью, хранит супружескую верность.

Зачастую молодые выпускают в небо голубей, этот обряд символизирует прощание с ветреной юностью. Современные молодые пары переиначили эту традицию и привязывают к лапке голубя невесты розовую ленту, а сизокрылый жениха помечается голубой лентой. Считается – чья птица выше взлетит, такой пол у первого ребенка и будет.

Традиционно определить пол можно по случайному прохожему, который встретился молодоженам по пути из дома бракосочетания. Этого человека обязательно нужно поблагодарить и накормить, чтобы будущий ребенок был всегда здоров.

Обряд выкупа невесты на свадьбе пришел к нам из старины, но многое в нем изменилось. Ранее выкуп производился стихами, плясками, песнями и действиями, при которых жених с дружком проявляли силу, отвагу и находчивость. Ставились нелегкие задачи перед будущим мужем – наколоть дров, распилить бревно, перепрыгнуть через огонь. На современных свадьбах чаще выкупают будущую жену за конфеты, подарки и деньги.

Древний обряд – снятие фаты на свадьбе с головы невесты. Белая фата означает непорочность девы и в конце вечера мать снимает ее с головы дочери перед первой брачной ночью. После этого новоиспеченный муж берет молодую жену на руки и вносит в свой дом, обязательно переступая через порог, чтобы злые духи не напугали девушку.

Свадебные приметы

До свадьбы

Платье невесты должно быть с длинными рукавами и закрытой спиной, длинное и без цветов, бутоньерок на талии.

Предупредите всех родственников и будущих гостей, чтобы не дарили колющих и режущих предметов.

Несчастье постигнет молодую пару, которая объявляет о предстоящем браке в конце одного квартала года, а венчаются в начале следующего.

Когда пойдете к будущей снохе свататься для сына, пусть первым заходит сын. Шапку перед сватами не снимает, пока не посадят за стол. Если кто-то из сватающихся сумеет унести из дома невесты ложку, то сын будет в доме хозяин и его жена никогда не оставит. По истечении трех месяцев после их свадьбы ложку нужно подкинуть в дом к невесте.

Венчальное платье, кольцо и фату нельзя давать мерить ни подругам, ни сестрам, ни кому другому. Иначе в семье будут ссоры или брак вообще не состоится.

Нельзя звать к свадьбе четное число гостей.

Не покупайте туфель на шнурках. У невесты должны быть именно туфли без шнурков.

Нельзя пускать гостей до свадьбы в спальню молодых, а тем более показывать их постель.

Венчальное полотенце, свечи в церкви не оставляют. Припрятывают дома – обязательно пригодится.

Платье невесты, фата, туфли и кольца обручальные должны быть под особым присмотром, так как на них можно легко навести порчу и даже просто испортить невзначай. Порча, пришедшая со свадьбы, тяжелая и снимается тяжело. Поэтому нужно беречь невестино платье до года их жизни вместе.

Полученную сдачу с покупки фаты, туфель, платья не тратят как можно дольше, по крайней мере не менее трех месяцев. Уберите эти деньги так, чтобы их не брал в руки чужой человек.

Платье невесты может быть белым, бежевым, золотым, золотистым, розовым. Платье невесты не должно быть черным, синим, голубым, красным, зеленым, серым. К нижнему белью относится то же самое.

На невесте не должно быть жемчуга и его никогда не дарят. Тем более, на свадьбу.

Жених должен быть одет в черный костюм. Допускается серый, белый, золотой. То же касается туфель.

На свадебном платье должно быть чётное количество пуговиц, если, конечно, они имеются. Нижнее белье невесты должно быть только белым, а туфли должны быть без шнурков

На свадьбу приглашают нечётное число гостей.

Мать невесты перед бракосочетанием должна прикрыть лицо дочери фатой. После завершения церемонии жених откидывает фату и целует невесту

Перед сном накануне свадьбы невеста кладёт под подушку зеркало.

для того, чтобы прийти к семейному счастью и выбрать правильный курс Вашей совместной жизни.

В День свадьбы

Мама невесты не должна присутствовать при венчании.

Если невесте подарили розы, то следует самой невесте отрезать ножницами все шипы. Смотрите, не уколитесь.

На голову надевают венок с фатой. Никаких цветочков, отдельно вставленных в волосы, шляпок и диадем быть не должно.

Надевать платье невеста должна в первую очередь, просовывая голову через горловину. Не наряжает невесту подруга с таким же именем.

На платье должно быть четное количество пуговиц, если они есть вообще. Нижнее белье невесты должно быть только белым.

Если у невесты во время свадьбы оборвался подол, сама невеста его не подшивает.

Молодых за стол садят на лохматую шубу или тулуп, вывернутый мехом наружу. Чтобы жили богато.

Ложку, которой ел жених за свадебным столом, прибирают до сорокового дня. В сороковой день дают мужу снова ею покушать. Чтобы жили хорошо и долго вместе.

В день свадьбы хорошо посадить дерево жениху и невесте. Посадить так, чтобы принялись.

Выходя из церкви после венчания, невеста раздает мелочь, дабы убрать лишние неприятности в своей семейной жизни.

Во время венчания, когда венцы на голове или над головой, молодым нельзя смотреть друг другу в глаза: будут измены. Не смотрят также на свои свечи. Смотрите на батюшку.

Во время свадьбы старайтесь выйти из тех дверей, в которые вошли, иначе – беда.

Если все булавки из наряда невесты вынула одна женщина, то каждая девица, получившая такую булавку в течение одного года выйдет замуж. Если булавка согнута, останется старой девой.

Венчание после заката ничего хорошего не принесет.

Девица, получившая от невесты кусок сыра, отрезанный перед тем, как уйти из-за стола, будет следующей невестой среди подруг.

Сватовство: 3, 5, 7 и 9 числа – удачные дни.

В среду и пятницу не сватаются.

Обручальное кольцо не надевается на перчатку.

Шляпка в день свадьбы на невесте – к разводу.

Чтобы зять не обижал дочь, теща должна (пока едут на венчание) приколоть на лифчик у правой груди булавку, а на обратной дороге переколоть ее на левую грудь. По приезде из церкви эту булавку мать прикалывает на подол дочери. Не снимают булавку до первой стирки.

Сватьям соли не занимают – дети их жить не будут, разойдутся.

Если при венчании упало кольцо жены, она умрет первой, если упало кольцо мужа – он недолгий жилец.

Если при венчании кто-то из молодых первым ступит к алтарю, тот будет всему голова.

Если кто-то бросит в невестины туфли соли, сначала в правую, а потом в левую, молодая весь век будет с мужем плакать. По обычаю на свадьбе туфли воруют, будьте внимательны.

Если во время венчания из певчих кто-то раскашляется, то это значит, что один из молодоженов проживет не так уж и долго.

Если свадебной машине встретится похоронная процессия, следует подумать: Венок венку рознь. Аминь.

Если свечи гаснут при венчании, следует поменяться свечами жениху и невесте, иначе житья не будет.

Венчая своих детей, смотрите, чтобы у них со спины не стояли трое однополых, то есть трое мужчин или женщины. Дети жить не будут.

Если свадебную скатерть стелить три года подряд в годовщину бракосочетания, то молодые доживут до глубокой старости.

Если во время венчания что-либо роняют жених или невеста, поднимать эту вещь (цветы, перчатку и т.д.) нельзя.

Старайтесь, чтобы во время свадьбы не было скандалов, чтобы вы не причинили никому зла, чтобы ваша машина не сбила ни собаку, ни кошку и, естественно, за свадебным столом не поминаются умершие.

Каравай, которым встречают молодоженов, гости не едят. Если он очень большой и его сразу съесть невозможно, насушите сухарики и съешьте его с супом. Каравай едят только жених и невеста.

Нельзя держать венец над головами жениха и невесты. Венец следует надеть на их головы.

Путь жениха и невесты выстилают коврами, чтобы им мягче ступалось по жизни.

Выходя после венчания, невеста раздаёт мелочь, чтобы избежать неприятностей в своей семейной жизни.

Чтобы в семье был достаток, по дороге молодожёнов осыпают зерном, монетами и конфетами, а монеты, положенные во время свадьбы в рюмки жениху и невесте, хранятся дома под скатертью.

Если перед ЗАГСом жених и невеста украдкой съедят одну шоколадку на двоих - жизнь будет сладко

Мамы жениха и невесты должны быть одеты в цельные платья и ни в коем случае - в костюмы.

Принято после бракосочетания молодым смотреться в одно зеркало.

Первый бокал, который преподносят молодожёнам, после того, как они стали законными супругами, они разбивают.

На свадьбу не дарят наборы ножей и вилок, чтобы не было ссор

Мужу и жене нельзя есть с одной ложки на свадьбе, чтобы не быть потом недовольными друг другом.

После свадьбы

Свадебное платье, фату, туфли не дают никому на прокат и не продают, поэтому, если у вас финансовые трудности, то платье следует шить не дорогое или такое, которое можно будет носить в праздничные дни.

Засохшие свадебные цветы не хранят.

Не следует дарить свадебные фотографии всем подряд. По ним очень легко навести порчу.

Оригинальные свадебные обычаи

Есть еще десяток-другой обычаев, которые часто упускаются молодыми из виду. Но именно они помогут вас сделать вашу свадьбу душевной и незабываемой.

Всех за один раз перечислить просто невозможно, поэтому предлагаем вам выбрать из тех, которые являются самыми распространёнными, значимыми и красивыми.

По старинной английской примете невеста обязательно должна надеть на свадьбу что-то старое, новое, голубое и взятое взаймы («something old andsomething new, something borrowed and something blue»).

Расшифровывается это так: новая вещь символизирует удачу для невесты в её новой семейной жизни. Старое (обычно это семейная драгоценность) символизирует связь с родной семьёй невесты, приносит ей душевный покой. Взятое взаймы гарантирует, что у невесты всегда рядом будут верные друзья. А что-то голубое принесёт невесте любовь и верность.

Сейчас стало модным, когда молодожёны вешают на мосты замок со своими именами . Но этот старинный русский обряд проводился несколько по иному. Перед тем, как молодые соберутся выходить из дома под порог дома кладется замок. После того, как молодые переступят через замок, его закрывают, а ключ выкидывают в глубокий водоём. Замок должен храниться в семье, как символ любви.

Запуск голубей уже стал традиционным. Этот обычай пришёл из Италии, где невеста выпускала на волю голубку в знак того, что она покидает свой дом. Сейчас молодожёны при запуске голубей загадывают желание и, если голуби полетели рядом, то желание обязательно исполнится.

Совсем новый обычай – невеста выпускает в небо небесный фонарик или воздушный шар с написанной на нем своей девичьей фамилией в знак того, что она с ней прощается.

При встрече молодожёнов после обряда с караваем бьют бокалы, бросая их через спину . Бокалы бьют в знак того, что молодые оставили все свое зло позади. А по осколкам разбитых тарелок смотрят, насколько счастливы будут молодожёны – чем больше осколков, тем больше счастья.

Перед началом свадебного банкета (а иногда и перед отъездом молодых домой) проводится церемония зажжения семейного очага. Мамы молодых при помощи свечей передают тепло родительского семейного очага своим детям. Молодожены двумя свечами зажигают одну большую. Эта большая свеча и будет символизировать их семейный очаг.

Обряд прощания с фатой все больше входит в моду. Существует несколько его вариаций.

По одному сценарию во второй половине свадьбы невеста переодевается из свадебного платья в бальное, а свою фату дарит незамужней подруге, мечтающей найти своего суженого.

Однако чаще всего фату снимает свекровь, покрывая сразу же голову невесты платком или шалью. Это символизирует, что свекровь принимает невесту в свой дом, как дочь, как продолжательницу рода. Саму же фату следует хранить дома, ее нельзя отдавать чужим людям. Наши бабушки говорили, что молодая мама может укрывать кроватку младенца, если он спит беспокойно.

В западной Украине проводится «растанцовка» фаты. Невеста танцует с незмужними подругами и держит фату у нее над головой. Таким образом невеста «натанцовывает» подруге мужа.

На свадьбе невеста может подарить коробочку от свадебных колец той девушке, которой она желает быстрого замужества.

Молодым дарят связанные бутылки с шампанским , одну из которых они выпивают на годовщину свадьбы, а вторую на рождение первенца.

Свадебная церемония передачи семейного очага молодоженам

Вся суть данного ритуала заключается в том, что именно родители молодых символически передают тепло от своего семейного очага новой семье. Сам ритуал проводится по завершении свадебного гулянья, когда сами молодые идут в новый дом и родители, как со стороны жениха, так и со стороны невесты зажигают по свече и одновременно двумя свечами зажигают общую свечу молодых, при этом произносят пожелания и наставления для молодой семьи.

Сам ритуал также предусматривает непосредственное участие и свадебных гостей. Они образуют круг и также держат в руках свечи, тем самым образуя своеобразный защитный круг вокруг молодых. Выключается свет в зале и молодожены становятся в импровизированный защитный круг с одной общей восковой свечой. В это время каждый из гостей произносит свое краткое пожелание и после этого поднимает свечу вверх и мысленно повторяют сказанное вслух пожелание и опускают свечу.

После того, как все гости высказали свое пожелание, родители молодых подходят к паре и произносят свои наставления и зажигают пламенем от своих свечей общую свечу новой семейной пары. Запалив свечу и пожелав молодым все самое лучшее свечи не гасят а ставят на столы, создавая при этом романтическую обстановку в ходе свадебной церемонии.

Современных свадебных ритуалов и обрядов существует очень много: постоянно появляются новые, а иногда просто возвращаются хорошо забытые старые свадебные обряды. Выбирайте, какие вам по душе, какие будут красиво смотреться на вашей свадьбе, и те, которые несут смысл. Вполне возможно, что на вашей свадьбе будут обряды, которые подскажет вам бабушка или кто-то из знакомых.

Но не забывайте, что к проведению обрядов стоит подходить осторожно, чтобы их не было слишком много, и каждый обряд стал ярким и запомнился не только вам, но и вашим гостям.

Свадебные приметы, традиции и обычаи

Свадьба относится к наиболее важным событиям в жизни не только невесты и жениха, но и их семей, родственников и близких друзей, которые приглашены на это знаменательное событие. Разумеется оно окружено рекордным количеством суеверий, некоторые из которых пришли к нам из глубины веков и насчитывают не одно тысячелетие своей истории, а другие рождаются прямо на наших глазах, но всё же прочно занимают место в сознании тех, кому еще предстоит сыграть этот удивительный обряд.

Если ретроспективно анализировать с древних времен до настоящего времени брачно-семейные отношения на Руси, можно заметить, что они подверглись существенным изменениям. Однако основой их по-прежнему остаются отношения между мужем и женой, которые после свадьбы отделяются от родителей и начинают жить «своим домом», что опять-таки восходит ко временам позднего каменного века, неолитического общества, когда наблюдался распад общинных отношений и единицей общества уже считалась семья, жившая отдельно.

Вот только некоторые приметы, связанные со свадебной поездкой. Еще с тех времен, когда основным средством передвижения была лошадь, пошел обычай ехать в разных каретах (телегах, повозках) как жениху, так и невесте. В наше время, разумеется, для этих целей используются машины, но все равно смысл остался неизменным — жених и невеста добираются до загса в разных автомобилях, причем невеста едет со своими подругами, а жених — со своими друзьями.

Еще до того как невеста окажется в свадебной машине, жених, согласно опять-таки существующему обычаю, несет ее на руках до самой машины, хотя в последнее время этот ритуал соблюдается всё реже и реже, преимущественно в Западной Европе и Соединенных Штатах. Согласно тем же обычаям путь до машин жениху и невесте устилают лепестками роз, чтобы совместная жизнь у них была такой же яркой, красивой и романтичной как лепестки этих цветков.

Откуда же пришел к нам обычай украшать свадебные машины лентами и цветами и что он означает? Родом из Западной Европы, этот обычай представляет собой несколько измененную, очень древнюю традицию так называемых «невестиных бантов», получившую в нынешнем виде наибольшее распространение в XVII-XIX веках. Красавица-невеста отправлялась в церковь на венчание в сопровождении нескольких мальчиков, которые несли веточки цветущего розмарина, считавшегося цветком невесты, и узенькие полоски ленты, так называемые «невестины банты», которые завязывались на руках и считались гарантией счастливой семейной жизни. В начале XX века этот обычай стал постепенно забываться, но практика украшать предметы, относящиеся к свадьбе, осталась, правда сами банты перекочевали сначала на свадебные экипажи, а затем и на автомобили.

На Руси издавна существовала традиция устраивать свадебные сговоры и справлять свадьбы с праздника Покрова (14 октября) до Кузьмина дня (14 ноября). Вымаливая себе «вторую половину», девушки и парни в эти дни вспоминали все известные любовные заговоры, которые на Покров имеют особую силу. Считалось, что обряд свадьбы непосредственно связан с поклонением огню как животворящему началу и Солнцу — как образу небесного огня, пробуждающего землю. В последний день девичества невеста плакала у пылающего очага. Входя в дом мужа, невеста направлялась прежде всего к очагу, специально разжигаемому в этот день.

С днем свадьбы связаны и многие другие обряды и поверья. Хотя этот праздник и считался радостным и торжественным, невеста с момента появления свахи в доме до самого венчания в церкви, по обычаю, должна была не переставая плакать и сокрушаться о своей судьбе, выказывая тем самым почтение к родителям и благодарность за годы жизни, проведенные под отчим кровом. В день сватовства назначается день следующей встречи, когда жених должен явиться за ответом. Окончательный сговор и назначение дня свадьбы отмечали застольем в доме невесты. По старинной традиции, невесту символически «пропивали»: сваты и родители невесты пили за договор о будущей свадьбе, в залог нерушимости которого жених перед уходом брал у невесты платок и кольцо.

А вот как воспринимали обычай бить посуду на свадьбе наши предки. Первый бокал с шампанским молодожены разбивают на счастье. Обычай бить посуду на счастье во время свадьбы можно назвать интернациональным. На второй день свадьбы в русских деревнях начинали бить глиняные горшки. К тому же разбившийся горшок считался доказательством целомудренности невесты, а вот если горшок оставался целым, туго приходилось бедной девушке. Ведь разубедить окружающих, что она честная, было очень сложно. Да и вообще считалось: чем больше осколков, тем больше счастья.

Кое-где в Европе существовал обычай, по которому родители невесты после венчания выбрасывали из верхнего окна дома блюдо с пирогами. Хорошим знаком считалось, если блюдо разбивалось на большое количество осколков.

Обычай разбивать посуду на счастье существовал не только в России. Так, в Йоркшире (Англия) до сих пор существует традиция разбивать блюдо. Само блюдо дают в руки жениху, на нем находятся кусочки свадебной лепешки. Жених должен через голову невесты бросить это блюдо на дорогу. В это время детишки должны проворно расхватать кусочки пирога. В том случае если блюдо не раскололось на мелкие кусочки, дружок жениха должен растоптать его ногой. Чем больше насчитывалось разбитых кусочков блюда, тем больше счастья, как предполагалось, можно было ожидать у молодых.

Отец и мать невесты встречают молодых хлебом-солью, ведут к столу и усаживают на шубу, вывернутую шерстью вверх. Считается, что это приносит богатство и достаток в дом. Во время всего пира новобрачные не должны пить и есть, а дружок и подружка жениха и невесты следят за тем, чтобы молодые сидели, тесно прижавшись друг к другу («так, что кошка между ними не пробежит»). Гости пируют до позднего вечера, бьют посуду на счастье, славят молодых. Традиционный возглас «Горько!» связан с обычаем подносить каждому из гостей стопку водки, выпив которую, он должен подтвердить, что это была действительно водка, крикнув: «Горько!

А вот и некоторые приметы, связанные с обрядами бракосочетания и свадебными торжествами.

Свадебные приметы

■ Когда молодожены садятся за свадебный стол, необходимо, чтобы они сидели на одной скамье — тогда семья будет крепкой и слаженной, иначе брак может оказаться неудачным.

■ Новобрачных за столом, по древним обычаям, надо посадить на шубу, вывернутую вверх шерстью, чтобы жили богато и с достатком.

■ Жених и невеста всегда должны находиться рядом друг с другом и не позволять, чтобы между ними кто-нибудь вставал, иначе разойдутся. Человек, который появлялся между ними, являлся провозвестником несчастья в семейной жизни. А кроме того считалось, что тот, кто станет между молодоженами, и будет причиной их расставания.

■ Не пригласить всех родственников — к выяснению отношений. В принципе к этой примете можно отнестись с известной долей юмора и не принимать ее всерьез, но задуматься над ней на досуге всё же не помешает.

■ Та девушка, которая поймает букет, брошенный невестой, следующая выйдет замуж, причем в следующем году. Особенно эта примета популярна в последние десятилетия, под влиянием американских фильмов.

■ Подруги не должны мыть посуду после свадьбы, а то быть ссоре с молодоженами.

■ Много гостей на свадьбе — к хлопотам. К этой примете тоже можно отнестись как к шуточной, фольклорной. Вероятно она исходит от пословицы «Бедному жениться — ночь коротка».

■ Хорошее угощение на свадьбе — к частым гостям в доме.

■ Жених и невеста не должны фотографироваться порознь на свадьбе — иначе они расстанутся.

■ Монеты, положенные во время свадьбы в рюмки жениху и невесте, нужно хранить дома под скатертью, тогда семья будет жить богато.

■ Если, возвращаясь из загса, первой в дом заходит невеста — она будет руководить в семье, если жених — он будет хозяином.

■ Если на свадьбе связать лентой две бутылки шампанского и не пить их, а оставить — молодожены обязательно отпразднуют годовщину свадьбы и рождение первого ребенка.

■ Если во время свадьбы с невесты упало украшение — дурное предзнаменование.

■ Если дарят столовые принадлежности (особенно с ножами), отдайте монетку — иначе быть раздорам.

■ Жених не должен видеть свадебного платья до дня свадьбы и не должен накануне свадьбы видеться с невестой.

■ Неудача поджидает невесту, если до свадьбы она увидит себя в зеркале в полном свадебном наряде.

■ Если у невесты на свадьбе порвалось платье, то свекровь будет злая.

■ Дождь или снег в день свадьбы — к счастью.

Существует множество примет, касающихся венчальных свечей. Вот например, считается, что тот из молодоженов, у которого венчальная свеча догорит раньше, умрет первым, а если она выпадает из рук, то это уж совсем считалось не к добру. Также не предвещало ничего хорошего неровное горение венчальной свечи, которая таким образом «волновалась» о старших в доме.

Если в день свадьбы шел дождь, то это считалось отличным предзнаменованием, но плохо если свадьбу играли зимой и разыгрывалась метель — согласно приметам, из молодой семьи выдувалось всё богатство.

Если после обряда венчания свадебный кортеж поехал по другой дороге, то это считалось отличным предзнаменованием, так как теперь муж и жена будут жить новой жизнью и не вернутся к прежней.

А что можно было предпринять, если девушка не хотела выходить замуж за того, кого ей прочили в мужья? Предприимчивые сваты старались во что бы то ни стало завладеть старой обувью и веником девушки, так как в этом случае она все равно должна была выйти замуж, даже помимо своего желания, за нелюбимого человека.

Некоторые приметы, связанные с проведением обряда венчания, насчитывают несколько столетий, и в нынешнем веке их также стараются соблюдать, свято веря в их действенность.

■ Перед венчанием невеста должна чуть-чуть поплакать — брак будет счастливым. Лучше всего, если эти слезы будут от напутственных слов родителей, а не из-за каких-то накладок или проблем.

■ Когда невеста отправляется в церковь/загс, мать передает дочери семейную реликвию: кольцо, крестик, брошь, браслет и пр., чтобы эта вещь находилась с ней при венчании, оберегая ее.

■ Венчальные свечи жених и невеста должны задуть одновременно — к долгой совместной жизни.

■ После венчания молодые должны посмотреться в одно зеркало — к удаче, к дружной и счастливой жизни.

Сейчас модно брать кредиты на проведение свадебных торжеств, да это и понятно — все-таки отличный повод повеселиться с размахом, да и запоминается это событие у одних надолго, а у других — и на всю жизнь. В общем, хочется, чтобы торжества прошли на самом лучшем уровне, вот и приходится деньги одалживать, брать кредиты... А вот в старину это считалось дурным признаком, так как по поверьям, семья, справившая свадьбу на одолженные деньги, всю жизнь будет отдавать долги и не иметь своих собственных денег.

Перед тем как сесть за свадебный стол, молодые должны разбить тарелку и вместе переступить через осколки, чтобы не ссориться в браке.

Свадебный торт разрезает невеста, жених поддерживает нож. Кусок торта с основным рисунком жених кладет на тарелку своей суженой, следующий кусок невеста преподносит жениху, а потом уже — гостям. Эта примета к взаимному согласию и помощи друг другу.

Если три года подряд в годовщину бракосочетания свадебной скатертью застилать стол, то молодые вместе проживут до старости.

Ну и конечно же, редкая свадьба даже в наше время обходится без традиционного свадебного каравая, о котором тоже сложено немало поверий и суеверий. Символ семейного счастья — свадебный каравай выпекают несколько женщин под руководством крестной матери жениха или невесты. Никогда не приглашают участвовать в этом ритуале вдов, разведенных или бездетных женщин: считалось, что их несчастливая судьба может повлиять на будущее молодой семьи.

В общем, примет о свадьбах существует великое множество, не все из них предвещают добро, но ведь и не все из них обязательно сбываются. Если верить в силу любви и не обращать внимание на мелкие неурядицы во время свадьбы, то ничего плохого и не случится. Главное — всегда верить в доброе и на всё смотреть с юмором.

В последнее время наблюдается увеличение интереса к африканской культуре и традициям. Некоторые фирмы, специализирующиеся на организации свадеб, даже предлагают услуги проведения свадьбы в африканском стиле. Экзотично, не правда ли? Но пожалуй стоит заранее узнать о некоторых приметах и обычаях свадьбы в Африке. Их — множество, и мы предлагаем вам некоторые из них.

Для начала важно, чтобы перед предстоящей свадьбой в дом, где будут жить молодые, вползла змея, — это считается хорошим предзнаменованием, знаком благосостояния и счастья в семейной жизни. Хозяйка дома в этом случае предлагает змее миску с парным молоком и просит остаться. И уж совсем отличным знаком считается, если змея попробовала угощение, — быть счастью в доме.

Также существует достаточно распространенный запрет на внутриплеменные любовные взаимоотношения; согласно поверьям многих племен, это несет беду и несчастья всему племени и разумеется тем мужчине и женщине, которые вопреки традициям полюбили друг друга.

Во время проведения самой свадебной церемонии хозяева дома, в котором разыгрывается это действо, читают заклинания и молитвы о благополучии дома, призывают духов предков быть благосклонными к ним, а также просят о достатке, благополучии и здоровье для всех. Примечательно, что аналогично традициям европейской церемониальной магии, африканцы в конце каждой молитвы-заклинания произносят хором «Да будет так».

Обычай перепрыгивать на свадьбе через метлу распространен не только на свадьбах древних и современных язычников, это непременный атрибут свадебных церемоний многих африканских племен. Жених с невестой во время свадьбы должны перепрыгнуть через метлу, что символизирует начало создания собственного домашнего очага.

В Южной Африке живет племя кгатла, у которого есть обычай, согласно которому на следующий день после свадьбы невеста должна вместе с другими женщинами дома вымести весь двор начисто. Помимо чисто практической составляющей данного обычая, предполагалось, что она в скором времени должна была обзавестись собственным домом, но пока помогала в хозяйственных заботах в этом доме.

В настоящее время свадьба не содержит в себе многих сложных обрядов, которые обязательно выполнялись в прошлом. Свадьба - это важное событие, являющееся для молодых людей переломным событием в жизни, переходом к новому периоду жизни, связанным с заботой о семейном очаге.

Поэтому существует большое количество традиций, обычаев и примет при проведении свадебного обряда. Они содержали в себе для наших предков глубокий смысл и значение. Тщательное их соблюдение гарантировало, согласно традиции, долгую, счастливую семейную жизнь.

Время и мода вносят свои изменения и коррективы в представление о церемонии бракосочетания. Тем не менее, многие свадебные традиции все же сохранились, хотя и в немного модернизированном виде. Современные сценарии свадеб обязательно содержат в себе элементы культурных традиций русского народа в адаптированном к современности виде.

Современные русские свадьбы содержат в себе чудесное переплетение старинных обрядов и современных нововведений.

Рассмотрим некоторые из них...

Обычай знакомиться родителям (будущим сватам) перед свадьбой дошел до наших дней. Затем, если выбор парня и девушки пришелся им по душе (смотрины и сватовство), за празднично сервированным столом обсуждаются детали проведения церемонии, и ее материальная сторона.

Сейчас принято, чтобы сторона жениха приобретала обручальные кольца, свадебное платье и туфли для невесты, а родители невесты готовят ей приданое для семейной жизни, что включает в себя постельное белье, полотенца, посуду, мебель, технику и т.д. Жильем, по традиции обеспечивает будущую семью жених. Но в наше время это конечно условность, потому, что материальное положение не должно становиться помехой для соединения влюбленных. Так видеть невесту в подвенечном платье до свадьбы - плохая примета, девушка может взять на себя затраты на него. В старые времена невеста покупала на свои сбережения свадебные туфли, что являлось признаком её хозяйственности и бережливости.

Белый цвет подвенечного платья стал обязательным для свадьбы сравнительно недавно около двухсот лет назад, по указу Екатерины. Раньше оно было красным. Но современные невесты заказывают платья самых разных цветов и оттенком, хотя традиционным остается белый цвет. На голову невесты надевается фата, которая по старинным поверьям, не только знак чистоты и непорочности, но и оберег от от злых чар. Поднять фату имеет право только жених.

Накануне свадьбы невеста проводит девичник- прощальный вечер с близкими подругами, который символизирует расставание с прежней свободной девичьей жизнью.

Жених также организует прощальный вечер с друзьями - мальчишник. Мальчишник и девичник не проводятся в одном месте.

Раньше на Руси существовала, на первый взгляд дикая, традиция кражи невест. Сейчас ее отголоски сохранились в виде шуточного и веселого обряда. Красть невесту, конечно, не принято, но обычай выкупать сохранился. Исторически он имеет экономическую подоплеку, так как девушка уходила в другое хозяйство. Жениху в этом обряде предстоит преодолеть ряд испытаний, показать свои интеллект, силу и находчивость, чтобы получить право обладать невестой. Прежде чем его пропустят к невесте, он должен выполнить несколько придуманных подружками новобрачной заданий, или с помощью друзей силой прорваться к любимой. Подружки, взяв у жениха символическую сумму, пропускают его.

Сейчас повсеместно возвращается обычай венчания в церкви. Церковный обряд венчания сохранился практически без изменений. В старину после венчания молодоженов осыпали зерном. Это являлось пожеланием достатка, прочности брака. Вместо зерна сейчас часто используют рис, изюм, конфеты, мелочь, лепестки роз.

Обычай обмена кольцами имеет многовековую историю и символизирует бесконечное счастье и любовь между мужем и женой.

После регистрации брака в ЗАГСЕ, молодожены с друзьями совершают свадебную прогулку по своему городу. Хотя иногда работников ЗАГСА приглашают на свадебный вечер.

После этого молодоженов по сложившейся традиции родители жениха (свёкор и свекровь) встречают у порога дома или у входа в кафе хлебом и солью, подносимыми на вышитом полотенце которое должно быть длинным, символизируя долгую и счастливую супружескую жизнь. Свекровь поздравляет молодых и предлагает отведать каравай. По шутливой примете - кто из них больше откусит, тот и будет хозяином в семье.

А еще сегодня молодожены любят отпускать в небо двух голубей, на лапы которых привязываю розовую и голубую ленточки. Голубей жених и невеста выпускают перед домом или кафе.

Голуби также предсказывают пол первого ребёнка. Если вперёд вырвется голубь с розовой ленточкой на лапке - первой родится девочка, если с голубой - мальчик. Если голуби полетят рядом, это говорит о том, что в молодой семье всегда будет лад.

Существует один обычай, сохранившийся до наших дней - когда невеста, повернувшись спиной к подругам, бросает им свой свадебный букет. Считается, что у той, которая поймает букет, скоро тоже будет свадьба. Также и жених, сняв с ножки невесты подвязку, бросает ее холостым друзьям. Кто поймает ее, скоро женится.

Поцелуй новобрачных при гостях заключает в себе особый смысл объединения душ молодых в единое целое. Поцелуй жениха и невесты извещает присутствующих при этом действие о своем объединении в одну семью.

Есть сохранившаяся традиция бить посуду на свадебном торжестве. Обычно это делается на счастье. Сегодня бьют бокал жениха или невеста, обычно это тарелки, но чаще разбивают фужеры невесты и жениха. Если крупных осколков больше - первым родится парень, если много мелких - девица.

Свидетели молодых берут две бутылки с шампанским, связывают их вместе и передают новобрачным на хранение. Одна бутылка на годовщину супружеской жизни, вторая - >на рождение первого ребенка.

Существует еще один современный свадебный обряд, когда невеста в полночь, стоя среди танцующих подруг с завязанными глазами, надевает свою фату на голову одной из них. Девушке посчастливится в скоро выйти замуж.

Очень красивая и романтичная традиция, которую соблюдают почти все молодожены, - это традиция вносить невесту в дом на руках. Наши предки считали, что так жених защищает молодую невесту от порчи и злых духов.

Существует много и других новых свадебных обычаев: вешание замков с именами жениха и невесты на дерево или перила моста, которые они сами скрепить и закрыть, битье бутылки шампанского на мосту, чистка картошки на скорость или символическое подметание пола молодыми на свадебном банкете.

Еще одной интересной и веселой традицией на свадьбах являются подарки молодоженам. Родители, свидетели и гости дарят, как правило, необходимые в новой семье вещи, сопровождая это интересными прибаутками, шутками и пожеланиями.

По традиции молодожены после свадьбы отправляются в свадебное путешествие, чтобы провести медовый месяц в романтической обстановке, в местах где они оба всегда мечтали побывать.

Несмотря на общепринятые обряды и обычаи, исключительно молодожены вправе решать следовать им или нет на своей свадьбе. Главное, чтобы свадьба сохранила свою важную, сакральную роль - символа перехода молодых людей от свободной холостой жизни к семейным узам, со своими радостями и трудностями.

О свадьбах языческой Руси известно крайне мало. По мнению русского историка Н.М. Карамзина, древние славяне обычно покупали себе жен и как такового свадебного обряда не знали. От невесты требовалось лишь доказательство ее девственной непорочности.

Статус жены приравнивался к статусу рабыни: на нее было возложены все заботы по хозяйству и воспитанию детей. При этом женщина не могла ни жаловаться на мужа, ни противоречить ему, высказывая полную покорность и послушание. После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила все семейство.

Летописец Нестор оставил свидетельства того, что нравы и обычаи древних славян разнились от племени к племени. Так, поляне отличались кротким и тихим нравом, уважали священные узы брака, который считали святой обязанностью между супругами. В семьях полян господствовали мир и целомудрие. Напротив, радимичи, вятичи, северяне и особенно древляне обладали диким нравом, жестокостью и необузданностью страстями. Они не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов. Древляне просто уводили или похищали приглянувшихся девиц. У радимичей, вятичей и северян вместо свадеб существовали "игры межи селы" ("игры между полей"), во время которых мужчины выбирали себе невест и безо всяких обрядов начинали с ними жить. Кроме всего прочего, среди древних славян было широко распространено многоженство.
Со временем обрядовая жизнь языческих славян усложнилась, обросла многочисленными верованиями и ритуалами, вокруг которых строился их каждодневный быт.

Пантеон славянских богов постоянно расширялся, включая все новые и новые самобытные и заимствованные божества.
Особым уважением среди молодых людей пользовался бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия — Ладо (Лада).

Во время игрищ и плясок у воды, посвященных этому божеству, было распространено умыкание невест, которое, как правило, происходило по предварительному сговору. Новобрачные приносили жертвенные дары богу любви.
Помимо добровольного умыкания невест, у славян периода разложения первобытнообщинного строя появились такие брачные обряды, как плескание водой, вождение вокруг дуба, покупка жен и др.

До самого начала нашего столетия в свадебном обряде русских ясно прослеживались две резко различавшиеся части: церковный обряд "венчания" и собственно свадьба, "веселье" — семейный обряд, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Иерархи православной церкви в своих посланиях и в XVI в., и в первой половине XVII в. продолжали порицать все элементы народного свадебного обряда как "волхования", не имеющие ничего общего с христианской религией, но, по-видимому, не только не запрещали, а даже предписывали священникам принимать ближайшее участие во внецерковной части обряда.

Сами высшие церковные иерархи занимали важные места в свадебном поезде и за пиршественным столом. Даже в церкви наряду с обрядами предписываемыми правилами православного богослужения, совершались в присутствии духовных лиц действия, этими правилами не предусмотренные. Например, новобрачный пил вино из стеклянного стакана, который затем разбивал, а осколки растаптывал.

В церкви после совершения православного обряда, когда руки новобрачных уже были соединены над алторем, невеста падала жениху в ноги, прикасаясь головой к его обуви, а тот накрывал ее полой кафтана. Из церкви жених и невеста уезжали порознь — каждый к своим родителям. Здесь их осыпали житом, и празненство как бы начиналось сызнова: невеста пировала со своими родичами, а жених со своими.

Вечером невесту привозили в дом отца жениха, но и там она не снимала покрывала и не разговаривала с женихом в течение всего свадебного пира, который длился три дня. Только по прошествии трех дней молодые супруги уезжали в свой собственный дом, где давали общий заключительный пир.

В обрядах русской свадьбы причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией. К ним можно отнести, например, множество действий оберегающих участников свадьбы от враждебных сил. Эти действия должны способствовать благополучию брачущихся, деторождению, приумножению достатка в хозяйстве, приплоду скота. Желая сохранить невесту от сглаза, оборачивали ее рыболовной сетью, втыкали в ее одежду иголки без ушек, чтобы нечистая сила запуталась в сетях и напоролась на иголки. Чтобы обмануть темные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами, подменяли невесту и.т.д. От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды. Были обряды, обеспечивающие молодым многодетность и богатство. К ним относили осыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу выветренную вверх мехом. Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, совместные еду и питье, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком.

Свадебный обряд сложился как развернутое драматизированное действо, включающее песни, плачи, приговоры и присказки, заговоры игры и танцы. В форме причетов невеста прощалась с родным домом, своим девичьем головным убором и девичьей косой. Как во всяком драматическом произведении в свадебном обряде был свой постоянный состав действующих лиц — "чинов", исполнявших определенные традицией роли. Центральными фигурами были жених и невеста. Невеста должна была выражать благодарность родителям за то, что они ее "вспоили и вскормили". А с момента сватовства до отъезда в церковь невеста горько оплакивала свою девичью жизнь. Активными участниками свадьбы были родители жениха и невесты, ближайшие родственники, крестные родители, а также сваты, тысяцкий, брат невесты, дружка, девушки-подружки невесты и др.

Дружка (дружко) — представитель жениха — главный распорядитель на свадьбе, следил за тем, чтобы обычай соблюдался так, как его понимала община. Он должен был уметь балагурить и веселить участников свадьбы. В помощь дружке избирали подружье, в помощь тысяцкому — старшего боярина. В южнорусском обряде назначались каравайници готовившие обрядовый каравай. Каждый персонаж свадьбы отличался своей одеждой или каким-то дополнительным ритуальным элементом ее. Обычно это были полотенца, ленты, платки, венки.

Невеста в дни предшествующие свадьбе и в дни самой свадьбы, несколько раз меняла одежду и головной убор, что означало перемены в ее состоянии: сговоренка, т.е. просватанная, княгиня молодая — до венца, молодуха после венца и брачной ночи. Жених также именовался князем молодым, а за тем просто молодым. Он не менял одежды, но имел свои символы — цветок или букетик на головном уборе или на груди, платок полотенце на плечах. В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и по возможности во все новое.

Тема брака постоянно присутствовала в жизни подрастающего поколения. Например, вся добрачная жизнь девушки была подготовкой к замужеству. Поэтому ее приучали к заботам будущей матери и хозяйки. Буквально с рождения мать начинала готовить ей приданное. К 16-17 годам девушка становилась невестой. Важным моментом в предбрачной обрядности были общественные "смотры" ("смотрины") невест. Они помогали найти подходящую невесту, выяснить экономическое положение ее семьи, узнать о поведении и характере. Родители старались подобрать "ровню". Смотрины устраивались в весенне-летние гуляния и на святки, обычно приурочивая их к престольным праздникам, а также на Крещенье.

Обычно недели через две или через месяц после смотров мать жениха, взяв с собой сестру или замужнюю дочь, отправлялась сватать ту девушку которая, которую облюбовала на общественных смотринах.

Важное место в предбрачной жизни молодежи занимали девичьи гадания о замужестве, апогей которых приходился на святки. Задумав женить сына, родители начинали искать ему невесту, узнавали, у кого есть "девушка на выданье". Желание сына учитывалось, но не всегда было решающим, т.к. девушка должна была отвечать требованию родителей. Засидевшихся девушек, (обычно в возрасте 23-25 лет) считали "перестарками", "вековухами" и женихи избегали их, думая, что они с пороком. Такое же недоверие и подозрение вызывали засидевшиеся в холостых молодые люди (бобыли, перестарки).
Первые браки обычно заключали с соблюдением всех обычаев и обрядов свадебного ритуала. Так же праздновались свадьбы вдовых мужчин с девушками, ранее не состоявшими в браке. Браки же вдовых и холостых мужчин с вдовами не сопровождались свадебными обрядами.

Время свадеб определялось земледельческим календарем — обычно свадьбы играли в свободные от сельскохозяйственных работ период. Существенное значение имел церковный календарь, т.к. в посты свадеб "не играли". Большинство браков приходилось на осень, от Покрова (1 октября) и до Филилипова заговенья (14 ноября), а так же на зиму от Крещения до Масленницы. В некоторых местах все же сохранялась древняя традиция играть свадьбы весной, на Красную горку, после Пасхи.
Традиционный русский свадебный цикл как бы разделялся на три основных периода: предсвадебный, собственно свадьбу и послесвадебный.
Первый период начинался негласным семейным советом — "сходом" в доме жениха. В нем участвовали родители и родственники жениха. Сам жених в сходе участия не принимал. На сходе обсуждали имущественное положение невесты, ее поведение и здоровье, родословную.

Начальный период свадьбы состоял из сватовства, сговора, осмотра хозяйства жениха, смотрин невесты, богомолья, рукобитья и запоя. Существовало несколько способов сватовства, например, родители жениха ехали в дом невесты и начинали переговоры. В других случаях в дом невесты засылали сваху или свата, и они спрашивали разрешения приехать с женихом и его родителями. Обычно сватами были духовные родители жениха — крестный отец или мать, или же кто-нибудь из родственников.

Иногда прибегали к помощи профессиональных свах. Для сватовства выбирали легкие дни, избегая постных: понедельника, среды и пятницы. Во многих местах свахи брали с собой палку, кочергу или сковородник с целью "выгрести девку". Посещение сватов повторялось 2-3 раза, а то и более. Первое посещение рассматривалось как "разведка". Родители невесты накрывали на стол: ставили хлеб, соль, зажигали лампады и свечи.

После согласия на замужество дочери определялась величина кладки, т.е. количества денег, даваемых родными жениха на покупку нарядов для невесты и на свадебные расходы, а так же размеры приданного (личного имущества невесты состоящего из одежды и обуви — его называли еще сундуком или корабьем).

Через два — три дня, после выказанного общими сторонами согласия породниться, но еще до окончательного решения, родители и родственники невесты осматривали хозяйство жениха. От того насколько оно понравиться зависело продолжение или прекращение "дела". Если осмотр хозяйства жениха заканчивался благополучно, то через несколько дней "сторону жениха" приглашали на смотрины невесты, где она показывалась во всех своих платьях и проявляла наличие всех своих трудовых навыков — пряла, шила и.т.д. Невеста на этом этапе имела право отказаться от жениха. Чаще всего смотрины заканчивались пиром. После пира подружки невесты провожали жениха до дома. Он приглашал их к себе и щедро угощал.
Заключительным этапом первых переговоров был сговор, проходящий в доме невесты через два — три дня после смотрин. Невеста после сговора называлась "сговоренкой".

Успешные переговоры на сговоре заканчивались, как правило, рукобитьем. Отец жениха и отец невесты, как при торговых сделках подавали друг другу руки, обернутые в платки или полы кафтана. После рукобитья и пира, который нередко продолжался всю ночь, утром отворяли ворота, чтобы каждый мог зайти и посмотреть на жениха и невесту.
Богомолью придавалось особое значение — "Богу помолись, значит, дело сватовства закончено". После благословения жених и невеста трижды целовались и обменивались кольцами — обручались. Достигнутое на сговоре согласие сторон обычно заканчивалось совместным пиршеством — запоем.

После сговора начинали период подготовки к свадьбе. Он мог длиться от одной — трех недель до месяца и более. У сговоренки менялся образ жизни и внешний вид. Она почти не выходила из дома (в отличие от жениха) и причитала. Считалось, чем невеста больше плачет, тем легче ей будет жить в семье мужа.

Последний день перед свадьбой именовался девичником, где невеста порывала со своей девичьей жизнью, свободой и своим родом. Как правило, девичник состоял из целого комплекса обрядовых действий: изготовление красоты (ударение на О), расплетание косы, мытье в бане, прощание с красотой (волей) и передача ее подругам, угощение участников обряда женихом. В некоторых местностях в последний день в доме жениха устраивался молодешник, на котором жених прощался со своими товарищами и с холостой жизнью. В этот же вечер родню жениха отправляли с подарками в дом невесты. Если жених ехал сам, его сборы сопровождались особыми ритуалами и наставлениями. Вслед за женихом уезжали его гости. Невесту тоже наряжали, нарядившись, невеста умывалась водкой (вином) и садилась с подругами ждать жениха. Вскоре (к часам 9-10 вечера) приезжали сваты. На девичник жених привозил корзину с туалетными принадлежностями, а иногда и подвенечное платье, а подругам дарил ленты. По окончании стола, перед уходом жениха невесту прятали. Жених искал ее среди подруг, ему подсовывали старух, пока он не давал подругам выкуп.
К свадьбе пекли специальный обрядовый хлеб — каравай. В русской свадьбе хлеб олицетворял жизнь, достаток, благополучие и счастливую долю. Приготовление свадебного хлеба и его раздача занимали важное место в свадебном обряде.

День свадьбы был кульминацией всего свадебного действа. В этот день в домах жениха и невесты совершались ритуалы, подготавливавшие их к бракосочетанию и выражавшие согласие и благословение семьи на этот брак. После венчания, уже в доме новобрачных, исполнялись обряды, приобщающие молодую к новому хозяйству и положению замужней женщины.
Утро проходило в хлопотах и приготовлениях к венцу. Невесту одевали, возможно наряднее. Когда жених приезжал, с него требовали выкуп, за право проехать и войти в дом невесты. Затем родители благословляли дочь и отпускали в церковь, вслед за этим в дом жениха обычно привозили приданное.

Существовало несколько вариантов поездки к венцу. По одним — невеста и жених ехали в церковь вместе, по другим — врозь. Благословив своих детей, родители передавали в распоряжение дружки и свахи (сами родители в церковь не ездили). Дружко выйдя во двор с женихом (если жених ехал из своего дома) и поезжанами (другими участниками свадьбы) ходил по двору с иконой, а сваха, стоя на повозке рассеивала хмель. Обойдя три раза с иконой вокруг, дружко испрашивал у всех присутствующих благословение жениху на брак. После этого отправлялись в церковь. На прощание желали: "Дай Бог под злат венец стать, дом нажить, детей водить". Жених ехал торжественно, привесив к дуге колокольчики, лошадей жениха покрывали белыми полотенцами. Невеста же приезжала в церковь без особого шума, с одним повоздником ("плаксой"). Перед венчанием они сходились, в чьей нибудь избе и здесь жених брал невесту за руку, обводил ее три раза вокруг себя, слегка дергал косу, как бы показывая, что невеста лишается своей воли и должна подчиниться воле мужа. Обычно свадебный поезд выезжал нечетом, т.е. нечетным количеством лошадей.
В среднерусских губерниях, напротив, дружки с буйством разгоняли встречных. Выезжая со двора, поезжане поздравляли друг друга с "молодецким выездом".
Погода в день венчания имела особое значение. Считалось, если "снег и дождь на свадебный поезд — богато жить", "дождь на молодых — счастье", "вихрь с пылью на встречу поезду — не к добру", "красный день свадьбы — жить красно, да бедно", "метель на свадебный поезд — богатство выдут".

Обряд венчания состоял из обручения и возложения брачных венцов — собственно венчание совершаемое священником. Во время обручения священник спрашивал у жениха и невесты об их обоюдном и добровольном согласии вступить в брак и надевал кольца.
Церковное венчание давало юридическую силу. Однако брак с венчанием, но без свадьбы не поощрялся.

Венчание сопровождалось множеством магических обрядов: было принято перед женихом и невестой разметать дорогу по церкви веником, под ноги брачущихся расстилали платок или полотно и бросали деньги, чтобы избежать "голой жизни". Жених и невеста старались наступить друг другу на ногу, и тот, кто успевал это сделать первым, имел "верх" в семейной жизни. Строго следили, чтобы между женихом и невестой никто не прошел (дабы никто из них не нарушил супружеской верности). Стоя перед венцом, невеста крестилась "покрытой" т.е. не голой рукой (чтобы богато жить). Много поверий было связано с венчальной атрибутикой: кольцом, свечами, венцами. Считалось, что уронить во время венчания обручальное кольцо "не к доброму житью". А тот, кто под венцом свечу выше держал, "за тем и большина" (главенство в семье).

Венчальные свечи старались задувать разом, чтобы жить вместе и умереть вместе. Подвенечную свечу берегли и зажигали при первых родах.

После венчания в церковной сторожке или ближайшем доме, невесте заплетали две косы и укладывали вокруг головы — "окручивали молодую по бабьи". Свахи жениха невесты, заплетавшие косы плели на перегонки, — чья сваха первая заплетет косу, такого пола будет первенец. После этого молодой надевали женский головной убор — повойник. Этот обряд знаменовался переходом невесты в группу замужних женщин.
В доме молодого новобрачных ждали. Женщины — односельчанки выходили встречать свадебный поезд к околице, завидев его, начинали петь песни. Встречающие у дома, родственники и гости стреляли вверх из ружья, молодых обсыпали хмелем и зерном, у ворот раскладывали огонь и переводили их через него. Родители благословляли новобрачных — отец иконой, мать хлебом и солью. В некоторых местностях хлеб разламывали над головами молодых и каждый и каждый из них должен был хранить его до конца жизни. После благословения молодые кланялись в ноги, стараясь сделать это одновременно, чтобы жить дружно. Их усаживали за стол, на лавки, покрытые шубами, приговаривая: "шуба тепла и мохната, — жить вам тепло и богато". Обычно свекровь или кто-то из родни жениха с помощью ухвата, сковородника раскрывали молодую невесту, т.е. снимали с нее покрывало (позднее фату). Затем здоровались с ней и подносили подарки.

Первый стол обычно назывался "свадебным". Молодые, хотя и сидели за ним, но ничего не ели. В честь молодых произносили поздравления и пожелания. Вскоре их уводили в другое помещение и кормили ужином. Затем молодые снова возвращались к поезжанам. К этому времени накрывали второй стол, называемый "горным". На этот стол приезжали родственники новобрачной. Их встречали у крыльца, подавая каждому по рюмке водки.
Приехавшие рассаживались за столом по старшинству — мужчины с одной стороны, женщины с другой. За горным столом молодая одаривала родственников мужа, кланялась им, обнимала их и целовала. Тогда же она должна была назвать свекра — батюшкой, а свекровь — матушкой. Во время пира девушки пели песни. По окончании стола молодые, выйдя, падали родителям в ноги, чтобы те благословили их на брачное ложе.

Его устраивали в каком нибудь не отаплиевом помещении: в хлеву или конюшне, в бане, в отдельной избе. Брачную постель стелили с особым тщанием. Иногда рядом с брачной постелью клали какие-нибудь орудия крестьянского или ремесленного труда с тем, чтобы у новобрачных рождались сыновья и были хорошими работниками. Молодых обычно провожали дружка и сваха. Проводы сопровождались музыкой и шумом, вероятно, такое оформление имело значение оберега. Сваха и дружка осматривали постель и помещение, чтобы не было каких-нибудь предметов, способных навести "порчу" на молодых, и, дав последние советы и наставления, желали им счастья и благополучия. Молодых угощали вином. Спустя час или два, а в некоторых местах и ночь, приходили будить и поднимать молодых.

Обычно этот обряд совершали те же, кто и провожал их на брачную постель, и вели новобрачных в избу, где продолжался пир. Молодые принимали поздравления. Во многих местностях было принято демонстрировать окровавленную рубашку новобрачной. Если молодая оказывалась непорочной, ей и ее родне оказывали большие почести, если же нет, то подвергали всяческому поруганию.

Во многих местностях обряды, связанные с "бужением" сопровождались баней. Ее топили подружье, свахи, дружки, крестные. Проводы в баню проходили с шумом, песнями и музыкой. Перед молодыми разметали дорогу вениками. Впереди процессии шел дружка и нес разукрашенный и покрытый платком веник. Со временем обряд второго дня постепенно стал заменяться обливанием водой, валянием молодых в снегу, даже просто посещения нетопленой бани. После бани молодые катались по селу, заезжая в дома родственников и приглашая их на следующее застолье.
Застолье второго дня называлось — "сырный стол". Во время сырного стола совершалось разрезание сыров. Дружко по старшинству вызывал сначала родственников молодой, затем молодого и просил их принять угощение от молодых — водку и закуску, и положить что-нибудь "на сыры".
Наиболее распространенным обрядом второго и третьего дня было первое посещение новобрачной источника или колодца, во время которого молодая обычно кидала в воду деньги, кольцо, краюшку хлеба отрезанную от венчального каравая или пояс.
Другим, не менее распространенным обрядом, были пояски ярки. Родственники молодой приходили в дом ее мужа и заявляли о пропаже девушки. Начинались поиски. К ним выводили новобрачную. Они признавали ее за свою, но после осмотра находили много изменений и отказывались от своих прав.

Продолжающиеся свадебные гуляния старались разнообразить всякого рода играми и забавами. Распространенным обычаем второго дня было ряженье. Ряженые одевались в вывернутые шкуры. Рядились в разных зверей, цыганами, солдатами. Иногда мужчины одевались в женскую одежду, а женщины в мужскую.
Третий день обычно был заключительным. Нередко в этот день устраивали испытания молодой. Заставляли ее разжигать печь, готовить, мести пол, но при этом всячески мешали, — разливали воду, опрокидывали тесто, испытывая ее терпение. Избавить молодую от всех испытаний мог только муж, угостив всех водкой.

Одним из ответственных и достаточно распространенных обрядов было посещение зятем тещи ("хлебины"). Молодого теща угощала блинами и яичницей. Нередко в этот приезд зять демонстрировал свое отношение к ней, зависевшее от того сумела ли она воспитать дочь, и сохранить ее целомудрие или нет. После угощения зять разбивал посуду о пол. Во многих деревнях посещение тещи заканчивалось подачей разгонного пирога, означавшего коней свадебного гуляния.

Обычно свадебные торжества продолжались три дня, у богатых длились дольше. Специальных обрядов в эти дни не совершали, как правило, повторялись различные развлечения, шли застолья с угощением, то в доме молодой, то в доме мужа.
Крестьянский свадебный обряд послужил основой городского.

В условиях города он значительно изменился, как в целом, так и в деталях. К середине XIX в. в ритуалах горожан наблюдались общие и специфические черты, отличающие их от крестьянской традиции: ослабление магии элементов, усиление роли профессиональных свах, большее распространение брачных контрактов, изменения в ритуальной пище и порядке застолий, замена плясок танцами, а фольклорного репертуара городскими песнями. Это позволяет говорить об уже сложившихся городских формах свадебной обрядности.
Примерно с 80-х годов XIX в. под воздействием нарастающей демократизацией общественной и культурной жизни России произошли изменения в социальных и бытовых отношениях горожан, что так же сказалось и на свадебном обряде.

Октябрьский переворот 1917 г. и последующее за ним объявление войны религии подвергли нападкам, осмеянию и запретам традиционный свадебный обряд. В течение всего советского периода существовали как бы две основные формы свадебного обряда: официальная (государственная) и традиционная.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!