Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Задания состав числа 3 для дошкольников. Как учить ребенка считать (из цикла статей "Раннее развитие без раннего переутомления")

Простейшие вычислительные операции в пределах одного десятка складываются у детей 6-7 лет либо спонтанно, в процессе игровой и практической деятельности, либо на занятиях в детском саду. Их основной прием, как правило, состоит в присчитывании или отсчитывании по 1, реже - по 2. Но устный счет, которому придается большое значение в начальной школе, основан на групповом счете, т. е. на знании состава числа.

Ознакомить ребенка с понятием "состав числа" можно на наглядном примере. Для начала лучше взять небольшое число - 3 или 4. Ребенку предлагают, например, разложить 3 палочки на 2 кучки. Очень скоро ребенок убедится, что возможны только два варианта: 1 и 2 или 2 и 1. Это и есть модель понятия "состав числа", т. е. , чтобы получить число 3, надо к 1 прибавить 2 или к 2 прибавить 1 (вариант 1+1+1 дети знают, так как решают его присчетом по 1). То же упражнение проделывается и с другими числами. Дети воспринимают эти занятия как веселую игру и подготавливаются к освоению состава числа в школе.

Старшие дошкольники легче (и с большим интересом) решают простую задачу, чем аналогичный числовой пример. Поэтому если решение примера 5+3 вызывает у них затруднение, то следует предложить задачу типа "У тебя было 5 конфет, мама дала еще 3. Сколько стало всего?" - и ответ сразу будет готов. В этом случае ребенок опирается на наглядные образы, на воображение, но действует он тем не менее методом присчета по 1. Хотя этот метод и помогает ребенку решать конкретные задачи, но при решении абстрактных примеров, где числа не имеют наименований, возможности метода присчета ограничены. Поэтому если ребенок не усвоит принципа составления чисел, не будет знать таблицы сложения, он неминуемо столкнется с большими трудностями, поскольку школьная программа по математике довольно сложная. Так, первоклассники, решающие примеры в первом десятке путем присчета, становятся в тупик при решении примеров во втором десятке и в сотне. Кроме того, при волнении и спешке они допускают много ошибок и в простых примерах

для того, чтобы перейти от присчитывания по 1, счету на пальцах, палочках и тд, необходимо хорошо знать состав чисел от 2 до 10.

на уроках мы для этого используем числовые домики.

ребенок четко должен знать, что 8- это 4 и 4, 5 и 3 и тд.

на основании этого знания он и будет решать примеры.

8-3= 5, потомму что 8- это 3 и 5.

Дома можно предлагать задания на заполнение числовых домиков, дополнение недостающего числа

УЧИМ СОСТАВ ЧИСЛА

Вам понадобится
- карточки на состав числа;
- много одинаковых игрушек и других мелких предметов;
- шашки или пуговицы одинаковой формы, но разного цвета.

Инструкция

1. / На первом занятии используйте игрушки или предметы домашнего обихода. Это могут быть кубики, карандаши, чашки, ложки. Вид и размер роли не играют, предметы должны быть просто одинаковыми.
Начните с числа 2. Попросите ребенка положить на стол 1 ложку и спросите, что нужно сделать, чтобы ложек стало 2.
Старший дошкольник обычно знает ответ, более младшему ребенку можно подсказать. Из каких чисел можно сложить число 2?
Если ребенок сразу не сообразит, задайте наводящий вопрос.

2. / Повторите задание с другими предметами.
Ребенок должен понять, что число 2 в любом случае состоит из двух единиц, вне зависимости от того, выкладывает он на стол ложки, камешки или кубики.

3./ Когда ребенок станет отвечать уверенно, переходите к изучению числа 3. Его состав можно представить в трех вариантах.
Можно выложить 3 ложки по одной, к двум прибавить одну или к одной - две. Раскладывать предметы можно по-разному.
Если вы представляете число 3 состоящим из трех единиц, то камешки или ложки можно положить на разном расстоянии друг от друга и даже один камешек на другой. Представляя это же число как состоящие из пары предметов и одного, два положите вместе, а один - на некотором расстоянии.

4./ Используйте для занятий шашки. Предложите своему ученику поставить на доску 4 одинаковых шашки. А если поставить 3 красных и 1 черную? Тоже получится 4 шашки. И если взять по две разного цвета, то их все равно будет четыре. То есть это число можно представить несколькими способами.

5./ Обзаведитесь карточками на состав числа. Их можно купить или сделать. Они бывают нескольких типов, и лучше, чтобы они были двух видов. Разрезная карточка состоит из двух половинок. На одной изображен 1 предмет, на другой - 1, 2, 3 и больше точно таких же предметов. Половинки могут быть соединены знаком « », но «плюс» можно сделать и отдельно. Второй комплект представляет собой набор картинок, на которых изображены эти же предметы одним множеством, без всякого разделения. Когда ребенок хорошо научится сопоставлять число и цифру, можно сделать такие же карточки с цифрами. Их может быть несколько комплектов, чтобы представлять каждое число в разных вариантах.

6./ Проводите занятия регулярно. Покажите ребенку карточку, на которой изображено, скажем, 5 предметов. Предложите подобрать картинки так, чтобы на всех вместе тоже было столько же яблок или кружочков. Периодически меняйтесь ролями. Пусть ребенок тоже дает вам задания, а вы его старательно выполняйте. Иногда делайте ошибки, ваш ученик должен научиться контролировать ваши действия.

7./ Аналогичные задания поводите и с цифрами. Покажите, например, число 9 и точно так же, как в предыдущем случае, предложите найти несколько вариантов его состава. Объясните ребенку, что чем больше число - тем больше возможностей его составить.

Елизавета Савельева

Игра-пособие для детей старшего дошкольного возраста. Числовые домики , в которые нужно "заселить" нужную цифру. Игру можно использовать при закреплении темы “Состав чисел до 10 .

Вот таки числовые домики изготовлены мною для детей старшей группы, которые используются как на занятиях по ФЭМП, так и вне занятий - как настольная игра.

Я использовала вот такой простой набор : белый картон, набор цветного скотча, вспененный скотч, пробки от сока (вместе с резьбой, цветные маркеры,канцелярский нож, ножницы.

Освобождаем пробки от от ненужных деталей, чтобы облегчить приклеивание механизма к картону.

Пробки готовы к приклеиванию на поверхность картона.

При помощи цветного скотча создаем наши домики , приклеивая скотч на за раннее расчерченный картон. Под крышей нашего домика находиться число , которое и будет разложено на составляющие . Чем больше число , тем больше ячеек или этажей в домике .

Цветными маркерами пишу цифры. Но их можно и распечатать и приклеить на любимый всеми скотч).

Дети с удовольствием пользуются данной игрой-пособием . Числовые домики помогают ребёнку запомнить в игровой форме, как можно составить числа от 2 до 10 .

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в мир цифр. Цифра 10 и состав числа 10» Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЦИФР. ЗНАКОМСТВО С ЦИФРОЙ 10 И СОСТАВОМ ЧИСЛА 10». Возрастная группа: 5-6 лет. Форма совместной деятельности:.

Конспект занятия по математике «Состав числа из двух меньших» (старшая группа) Цель: Учить детей с помощью модели составлять число из двух меньших. Материал: Цифры, полоски бумаги, кружки. Методические приемы: Раздать.

Конспект интегрированного занятия по математике и конструированию «Состав числа 7» Конспект интегрированного занятия по математике и конструированию Тема: «Состав числа 7» Цель: Познакомить детей с образованием числа 7.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Количественный состав числа 7» Задачи: учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. закреплять умение определять предыдущее,.

Конспект занятия «Цифра и состав числа 8» в старшей группе. Задачи: 1. Закрепить знание геометрических фигур. 2. Закрепить знание дней недели, их последовательности. 3. Развивать умение ориентироваться.

Привет! Сегодня еще один пост перед отъездом, для того, чтобы пока меня не будет вы могли продолжать заниматься с детишками, если вы следуете нашему примеру, конечно:))
Состав числа обычно проходят в школе и многие дети испытывают с этим огромные трудности, потому как считать детей научили, а понимать истинный смысл счёта не научили. Переход к символьной системе произошел раньше, чем понимание ребёнка количественной составляющей числа. Мы с Лидочкой учили именно второе, и только потом цифры. Теперь у нас следующий шаг: сложение чисел до 10, а для этого нужно знать состав числа 10, об этом сегодняшний мой пост. Предлагаю рассмотреть для этого несколько игр, в которые мы играем с Лидочкой.

Игра первая: День рождение и угощение для гостей. Сегодня бобы и фасоль, сколько можно тортики есть уже?!!:)) Берём 5 одноразовых тарелок и разукрашиваем их, лучше акварельными красками, чтобы потом руки не пачкались.

Делим тарелку на 10 частей, вернее вырезаем одну десятую часть, я пользовалась транспортиром, 1 часть - 36 градусов. Распечатала 200 шрифтом цифры от 1 до 9 и приклеила на советующие части. Если ребёнок маленький, то можно играть в пазлы, находя по цвету необходимые части и выкладывая тарелку целиком. Но Лидочка ТАК не захотела, поэтому пришлось заклеивать и придумывать другую игру.


Тарелки, конечно, можно расписать и разрисовать


Вот тарелочки готовы, гости приглашены, нужно угощение. Угощение - это счётный материал, по совету Сесиль Лупан из книги "Поверь в свое дитя" используем бобы, они чёрного цвета и белую фасоль сорта Лима, она крупная и удобна для детских пальчиков. Раскладываем угощение на тарелки, например 5 белых фасолин и 5 черный бобов


Потом конечно же, всех кормим! Вот смотрите лягушка как ротик разевает!

Мышка, конечно же столько съесть не может! Но всё равно кормим!


Игра вторая: Весёлые человечки. Я нашла в Интернете замечательные карточки, которые выкладываю ниже, т.к. они не мои. Я распечатала их в двойном экземпляре: на 1/2 листа и на целом листе. С ними можно играть по разному. Те которые распечатаны на целом листе вырезаем отдельно каждую цифру

Находим пары лиц, они двойники. Дали им смешные имена: Мальчик пять-пять. Дедушка семь-три, Папа восемь-два и т.д. Придумайте сами свои имена, но так, чтобы связки цифр образующих в сумме10, у ребёнка сохранились


Следующая вариация этой игры: открыта одна карточка, а вторая "парная" лежит лицевой стороной вниз. Ребёнок или мама (в зависимости от того КТО КОМУ задаёт задания) должны угадать какая цифра закрыта.


Тренируем быстрый "показ" этих цифр на пальцах. Этот навык нужно активно тренировать, так чтобы ребёнок, далее используя пальцы как счётный материал, не тратил время на отсчёт самих пальцев и их загибку. Для детей это не просто и само по себе является большой задачей и развивает мелкую моторику пальцев и зрительную память. В эту игру можно играть в дороге (без карточек): вы называете цифру, а дети быстро показывают их на пальцах, можно на перегонки с мамой или папой. Счёта на пальцах не следует стесняться, т.к. вся наша десятичная системе счёта пошла именно от 10 пальцев на наших руках!


Если распечатать 4 карточки на 1/2 листа, то разрезав из по парам лиц, нужно склеить их вместе

и играть в игру: "Кто спрятался?" быстро переворачивая карточку несколько раз. Тут ребёнок показывает мне карточку: 3 и спрашивает: "Кто спрятался?", я отвечаю: "7" Ребёнок в это время видит эту цифру (так как она "смотрит" на него) и говорит, что правильно!

После опять повторяем! И так 5-6 раз, в очень быстром темпе!

Вот тут Малышу девать-один Лидочка решила нарисовать косички:)), так как безволосых человечков в наборе было несколько и мы решили их разнообразить, так же можете поступить и вы!

Обучение детей составу числа достаточно сложный процесс. Детям дошкольного возраста не всегда просто усвоить этот материал. Поэтому в процессе работы над тем, как доступнее и интереснее подать нужный материал, научить детей составлять число из двух меньших и было создано пособие «Волшебный круг».

Цель:

Задачи:

  • упражнять детей в умении раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее;
  • развивать внимание, зрительное восприятие, память, учить делать логические умозаключения;
    развивать мелкую моторику рук.

Материал: белый картон, предметные картинки, пленка для ламинирования.

Рассмотрим способ изготовления на составе числа 6 : вырезать два круга диаметром 11 см. Разделить каждый круг на 6 секторов. В один из кругов наклеить 6 яблок, в другой – 6 груш. Заламинировать. В каждом круге разрезать к центру один из секторов, вставить круг в круг.


Пособие готово.

Способ использования: поворачивая один из кругов, мы получаем разные варианты состава числа 6. Для более успешного выполнения задания рекомендуется проговаривать выполняемые действия:

— Число шесть – это 1 яблоко и 5 груш, 2 яблока и 4 груши, 3 яблока и 3 груши…


Таким же образом делаем пособие и на другие числа.


Пособие можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.


Чтобы разнообразить учебный процесс в данном направлении, я изготовила обучающие карточки «Кактус».

Цель: обучение (закрепление) представления детей о составе чисел первого десятка.

Задачи:

  • развивать представления детей о составе числа;
  • закреплять знание цифр;
  • побуждать детей находить разные варианты при составлении числа из двух меньших;
  • формировать мыслительные операции в процессе наглядно-практических действий;
  • формировать грамматический строй речи, умение связно излагать свои мысли;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • воспитывать интерес к играм математического содержания.

Способ использования:

А теперь мы цветоводы,

Важная у нас работа.

Состав числа изучать.

На горшках с кактусами написаны разные цифры. Ребенок находит в комплекте цифру 1 и подбирает к ней соответствующую карточку, потом берет карточку с цифрой 2 и так далее. На первых этапах можно ориентировать ребенка на цветы на кактусе: при правильно выполненном задании, их цвет совпадает. Важно проговаривать выполняемые действия, чтобы ребенок быстрее запомнил изучаемый материал.


И комплект:


Пользуясь такими пособиями, очень важно дозировать игру, уметь вовремя остановиться, переключиться на другую деятельность. Обучая детей составу числа, важно эмоционально стимулировать детей: тоном, сюжетом, разнообразным красочным материалом.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!