Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Русская народная кукла из бумаги. Изготовление народных кукол-оберегов: пошаговая инструкция для начинающих. Виды кукол на Руси

Народные куклы на Руси издревле занимали особое место, ведь жизнь невозможна без праздников, исполнения обрядов, подготовки национальных костюмов и использования различных предметов прикладного искусства. Кукол делали не только для детей, основная их роль была обрядовая.

Немного истории

История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян.

По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований Великдня.

Оттуда же появилась и традиция изготовления обрядовых пасхальных кукол и кукол-мотанок, которые считаются самыми сильными оберегами для женщин.

Разновидности кукол

Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха.

Виды народной куклы на Руси были следующие:

  1. Обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).
  2. Куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям).
  3. Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды), размером не больше кулака.

Игровые детские куклы

Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия:

  • Зольная кукла — первые детские куколки делались из золы, которую брали из домашнего очага, затем смешивали с водой и скатывали в шарик — получалась голова; такие куколки считались для ребенка сильным оберегом.
  • Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) - игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.
  • Куклу-птичку изготавливали из куска яркой ткани в форме квадрата, придавая с помощью перевязываний нитками форму птицы. Такие птички делаются небольшими и развешиваются в углах дома или над кроваткой ребенка.
  • Пеленашка — куколка, спеленутая тканью, клалась младенцу в колыбельку, чтобы принимать на себя все напасти от злых духов.
  • Сеня-Малина — куклак с рыже-солнечной гривой, передающий образ симпатичного мужичка в яркой рубашечке, был популярен в деревнях Северного Поморья, о нем сочиняли разные сказки и называли северным Мюнхаузеном.

Тряпичные куклы

Начиная лет с пяти, девочки уже сами начинали «вертеть» своих куколок под руководством бабушки или мамы. Народная тряпичная кукла изготавливалась из шерстяных или хлопковых отрезков ткани, льна и разноцветных лент и ниток. Мастерить тряпичную куклу нужно было только с хорошим настроением, любовью. По традиции, также было принято петь и разговаривать, загадывать желание.

Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.

При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо: оно всегда оставалось чисто-белым.

Обрядовые куклы

Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:

  • Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.
  • Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.
  • Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.
  • Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.
  • Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.
  • Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок.
  • Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.
  • Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).
  • Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).

Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.

Обережные куклы

Традиционно обережные народные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, обереги от болезней, смерть и похороны. Их было великое множество:

  • Колокольчик (придумана на Валдае) — куколка, которая приносит добрые вести. Она имеет 3 юбочки по числу царств и видов счастья (медное, серебряное, золотое). Выполняет роль оберега, создающего в доме хорошее настроение. Подарив Колокольчик своему другу, человек добавляет ему радостное настроение.
  • Девка-баба (Перевертыш, Вертуха) — кукла о двух головах, четырех руках и с 2 юбками. Секрет ее прост — одна куколка-девка спрятана под юбкой другой — бабы и появляется, если ее перевернуть. Отражает двойную женскую сущность: молодая девушка красива, весела и беззаботна, затем, выйдя замуж, становится бабой (хозяйственной, заботливой, оберегающей свою семью, детей и дом).
  • Неразлучники — обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются на одной руке как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе. По сложившейся традиции, таких неразлучников подвешивают после церковного венчания во главе свадебного кортежа, а после свадьбы их хранят в доме как оберег семейной верности.

  • Берегиня (хранительница семьи) — вешалась над входной дверью, чтобы защищать дом от злых духов и сглаза.
  • Зернушка (Крупеничка) — состоит из мешочка с зерном, символизирующего достаток и сытую жизнь.
  • Подорожница — небольшая (3-5 см) куколка с котомкой в руках (внутри лежит щепотка родной земли или зола), которая предназначена для оберега путников.
  • Очистительная кукла — помогает избавиться от отрицательной энергетики в доме.
  • Кукла-столбушка «Плорододие» (делалась по-разному в различных русских губерниях и именовалась по их названиям: Владимирская, Московская, Курская и т. д.), к ее телу обычно привязывали несколько Пеленашек, чтобы род процветал и не угасал — дарили молодым на свадьбу с благими пожеланиями.
  • Десятиручка (имеет множество рук) — помогает хозяйке все успевать по дому.

Куклы-мотанки

Славянская кукла-мотанка берет свои истоки еще с трипольской культуры. Основу ее составляет скрученная сварга, прототипом которой являются, представленные во множестве мотивы на глиняных изделиях, найденных при раскопках захоронений трипольской эпохи.

Сварга — символ движения, спирали и энергетических вихрей, получается при помощи скручивания и свивания, что имеет ритуальное значение. Вместо лица у нее изображался крест, что свидетельствовало о ее пребывании за пределами времени и пространства. Она является архетипом Великой Богини.

Кукла-мотанка делается без использования режущих и колющих инструментов, материалы берутся только натуральные: солома, травы, цветы, кукурузные початки, зерна, куски ношеных тканей (только нужно следить, чтобы ткани были со «счастливой» старой одежды), которые раньше носили близкие люди.

При изготовлении тела мотанки нельзя завязывать никаких узлов, единственное исключение — маленький узелок в конце, символизирующий перевязывание пуповины. Во время его завязывания мастерица должна загадать желание и закрепить его своей силой. Иногда отдельно делаются руки, которые затем приматываются к туловищу.

Наряд и головной убор делаются отдельно, его можно вышить, украсить кружевом. Каждый элемент имеет свое значение:

  • юбка — символ земли, волнистая линия на ней — связь с водой;
  • сорочка — триединство мира;
  • украшения на голове (лента, платок) — символ связи с небом.

Все выполненные отдельно детали и украшения вручную приматываются к туловищу. Наши предки были уверены, если кукла начата, то закончить ее нужно обязательно, иначе придут несчастья. Ни одна женщина не оставляла работу неоконченной, так как боялась, что это принесет в ее семью неприятности и болезни.

Музей народной куклы

Начиная с 1990 годов, в России начали появляться и приобрели большую популярность музеи народных кукол, рассказывающие о русской кукольной культуре. Сейчас в стране работает уже около 20 таких проектов, некоторые представляют также авторские и антикварные экземпляры:

  • Московский музей «Кукольный дом» создан в 1993 г. усилиями деятелей русской культуры (О. Окудажава), имеет коллекцию старинных кукол, домики для кукол, экспозицию народных экземпляров и театральных.
  • Музей уникальных кукол (создан в 1996 г. Ю. Вишневской) — содержит коллекцию экземпляров Российской Империи 19-20 веков, европейских кукол, азиатских, игрушечные домики.
  • Музей народной игрушки «Забавушка» — представляет коллекции глиняных, соломенных, лоскутных экспонатов, здесь же представлена и русская народная кукла.
  • Музей игрушки в Сергиевом Посаде (основан в 1918 г. коллекционером Н. Д. Бартрамом) — экспонируется коллекция старинных изделий из глины и дерева, фарфоровых кукол в русских народных костюмах, коллекция игрушек детей русского императора Николая Второго;
  • Санкт-Петербургский музей кукол — начиная с 1998 г., представляет коллекции современных и народных экспонатов, проводит тематические выставки (40 тыс. единиц хранится в музее: куклы, предметы убранства, одежда, этнографические вещи, сувенирные экземпляры в исторических костюмах различных эпох и народов, авторские работы современных мастеров и дизайнеров).
  • Музей-усадьба «Берегиня» (с. Козлово, Калужская обл.) — под руководством народной мастерицы Тарасовой собрано 2 000 традиционных кукол из всех уголков России; среди экспонатов — образцы традиционных промыслов (гжель, филимоновская, дымковская и др.), игрушки в национальных костюмах областей России и народов мира (40 стран).

Куклы в русских народных костюмах

Издавна одежда русской женщины имела отличительные черты и особенности, по которым можно было определить ее возраст и сословие, из какой области она родом, ее занятие и замужем ли она. Каждая русская губерния отличалась своими стилями и цветами при формировании народного костюма.

Русскому национальному наряду присуща одна основная черта — простой силуэт, который не подчеркивает форму тела. Такая простота уравновешивалась разнообразием цветовой гаммы в разных частях одежды, в яркой отделке, вышивке и многоцветных аппликациях. Народный костюм, который наши предки носили вплоть до начала 20 века, шился с учетом того, чтобы не сковывать движения человека, быть удобным в любое время года при различных погодных условиях. Конструктивно костюм делался так, чтобы почти не использовать ножницы и шитье. Главные элементы одежды — рубаха (разной длины: у мужчин короче, у женщины — почти до пят), сарафан или юбка (понева). Все это женщины очень красиво вышивали и украшали декоративными элементами. На голову всегда одевали платок или кокошник.

Также отличались своим внешним видом и куклы в народных костюмах, которые делали женщины в конкретной области России. Тряпичные куклы обычно дарили своим родственникам, чтобы скрепить кровные узы. Часто одежда для игрушек носила и особенности, присущие местным костюмам. Важный принцип, по которому делались народные куклы, — костюм нельзя было снять, игрушка вместе с одеждой представляла цельный образ, присущий только ей.

При этом костюм определял этнически конкретный вид куклы, который нельзя было менять, отводя определенную роль в детских забавах. Например, игрушка в сарафане розового цвета не могла выполнять в игре роль взрослой замужней женщины, а кукла-«женка» не могла быть невестой.

Куклы из серии "ДеАгостини"

Большое значение в популяризации русских народных костюмов прибрела серия, в которую включены куклы в народных костюмах, выпускаемая фирмой "ДеАгостини". Серия представляет собой 80 выпусков, каждый из которых содержит не только фарфоровую игрушку в национальном костюме определенной области страны, но и описание деталей одежды, историю местоположения, традиций и обычаев края и другую интересную информацию.

Традиционная русская народная кукла — это целостное представление наших славянских предков об устройстве мира и мироздании, выраженное через народное искусство и рукоделие, которое поддерживало человека в его духовной жизни.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РУССКОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол.

Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Во -первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

ВИДЫ КУКОЛ

Куклы были и есть незаменимыми помощниками в повседневной жизни. Их изготавливали с разной целью. В связи с этим можно выделить несколько видов кукол.

Игровые куклы

К ним относят кукол, которыми непосредственно играли дети на Руси.

«Перевертыш»

Кукла «Перевёртыш» - это особая народная кукла. В народе её ещё называют «Девка-баба», «Вертушка», «Девушка - Женщина». Про неё можно сказать, что это кукла кукол, потому что она содержит в себе сразу две куклы: у неё две головы, четыре руки и две сшитые между собой юбки.

Секрет состоит в том, что когда видна одна кукла, например, Девка, то Баба скрыта под её юбкой, а если куклу перевернуть, то появится Баба, а Девка спрячется. Поэтому сразу две куклы увидеть не получится.

«Зайчик на пальчик»

Такого зайчика-на-пальчик много веков делали русские мамушки и нянюшки своим малышам. Как и все тряпичные куклы-закрутки был он не просто игрушкой, а оберегом. Поэтому делали его из старой одежды мамы или папы. Ребенку одевали игрушку на пальчик – и зайка всегда с ним. Не убежит, не потеряется, всегда готов развлечь и выслушать самое важное и сокровенное – не зря же такие ушки длинные. Кстати, в психотерапевтических целях его и сегодня можно использовать.

Как и у всех русских национальных тряпичных кукол, у зайки нет «лица». Считалось, что делать куколке лицо нельзя, опасно. Но и в наш век, далекий от суеверий, можно точно сказать, что современным детям такие «безликие» куклы будут полезны. Ведь ребенку ничто не мешает «заставить» зайку смеяться или плакать и сделать это он может лишь силой своего воображения.

Целительские куклы

«Её волосы – символ неба, её сарафан – символ земли, её правая рука символизирует воду, а левая – огонь…». На целительские куклы переводили дух болезни с больного человека. Затем куклу сжигали или выбрасывали в определенных местах, отправляя злой дух в тот мир, откуда он пришел. Куклами лечили как взрослых, так и детей. Кроме того, изготовление куклы уже само по себе является исцеляющим обрядом, который помогает мастерице собрать свою целостность. Мотая куклу, она как бы мотает свою судьбу или судьбу того человека, для которого предназначается кукла.

«Кубышка – травница»

Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Подвешивали её там, где воздух застаивался, а также над колыбелью ребёнка. Внутри куколки - душистая трава. Куколку мяли в руках - шевелили, и по избе разносился травяной дух, который отгонял духов болезни. Через два года траву в куколке меняют– наполняют свежей душистой травой. Именно так поступали наши предки.

Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.

Кубышку-Травницу можно наполнять одной травой или смесью разных, вот несколько примеров:

Составы Кубышки-Травницы для хорошего сна и укрепления нервной системы: - опилки, кора, иглы сосны, зерно гречихи;

Трава пустырника, листья мелиссы, соцветия ромашки аптечной.

Составы Кубышки-Травницы для профилактики болезней:

Зверобой обыкновенный, соцветия ромашки аптечной, трава бессмертника песчаного;

Травы шалфея, тысячелистника и полыни;

Сосновые почки или иглы, веточки туи, несколько зерен абрикосовых косточек, семянки из чеснока;

Соцветия ромашки аптечной, трава череды трехраздельной.

Во время эпидемий вирусных заболеваний лучше всего сделать куклу Травницу-Кубышку в основе которой будут заложены сосновые почки или семянки чеснока. При воспалении верхних дыхательный путей и гриппе - куклу набить чабрецом.

Действие Кубышки-Травницы, набитой одной травой:

МЯТА – улучшает умственную деятельность. Согласно легенде свое название мята получила в честь римской богини Менты, которая олицетворяет память, разум и здравый смысл. Венки из мяты предписывалось носить студентам во время экзаменов, а также тем, кто хочет постичь трудную науку – философию. МЯТА содержит большое количество фитонцидов – веществ обладающих противовоспалительным и антимикробным действием.

ЛАВАНДА – помимо приятного аромата лаванда обладает достаточно высокими антимикробными свойствами. Лаванда очень эффективное средство, снимающее сильную головную боль, высокое давление, внутричерепное давление.

МЕЛИССА – обладает легким снотворным свойством. Мелисса проявляет антиаритмическую активность и может успешно применяться при различных видах нарушений сердечного ритма, а также при нервной дрожи, которая наблюдается в ночной период. Мелисса замедляет дыхание, уменьшает частоту сердечных сокращений, снижает артериальное давление

ЗВЕРОБОЙ – великолепное средство, от бессонницы, неврастении.

ЧАБРЕЦ – считается очень сильным антисептическим средством.

ДУШИЦА – действует как успокоительное средство. Имеет свойство подавлять микробную флору при ангине.

Кукла «На здоровье»

Древняя славянская кукла изготавливалась из грубых льняных ниток или льняной кудели. Ее использовали для излечения больных. Куклу клали в постель к заболевшему человеку (можно под подушку) и кукла впитывала в себя плохие энергии болезни. После выздоровления человека куколку благодарили за ее работу и сжигали.

Целительная кукла "Здоровье" делается только из льняных ниток, так как считается, что лён своими природными свойствами очень экологичен и, забирая болезнь на себя, помогает человеку поправиться. Эта кукла ничем не украшается и не терпит суеты, а напротив, делать её надо, стараясь максимально пребывать в состоянии благости, сконцентрировавшись помыслами о больном человеке, для которого это делается. Можно зажечь свечу и читать молитвы или заговоры. Захворавшему ребёнку кукла кладётся в кроватку, он может с ней играться, а как только хворь уйдёт, кукла сжигается. Заплетая косу у куклы надо приговаривать: "На здоровье, на здоровье". По окончании изготовления и при передаче больному повторять: "На здоровье". Есть варианты, когда коса делается длинней раза в два.

Главное, что коса должна быть не обрезана, а сходить на нет, заканчиваться "мышиным хвостиком".

От макушки до пят - такая, чтобы ложилась в ладошку. А коса в два раза длиннее туловища.

Обережные куклы

Это особые куклы-помощницы, задача которых оберегать мир людей от тех злых духов, что могут в него проникнуть и навредить, а также помогать в исполнении праведных желаний. Обережные куклы делаются для дома, семьи, для гармонизации отношений, для детей, достатка, хорошего урожая, успешной дороги и пр. Куклы делались и для того, чтобы пошел дождь или же чтобы прекратился. Женщина, которая не могла забеременеть, делала куклу и играла с ней. В этом случае изготовление куклы является магическим способом вызвать появление на свет ребенка, элементом симпатической магии (подобное вызывает подобное). Сюда относятся куклы Желанница, Зольная кукла, Берегиня рода.

Столбушка

Славянский оберег Столбушка. Это кукла, которая изготавливается вручную и именуется, как Берегиня Дома. Такая кукла обладает способностью беречь дом, хозяйство, призывать добрых и светлых духов для того что бы защищать жилище хозяина от тёмных сил, различных наветов, дурного глаза и др.

В основе изготовления такой куклы лежит «закрутка» из бересты. Размер куклы около 12 – 30 см. Такой способ изготовления позволяет кукле устойчиво стоять на поверхности. Кукла изготавливается из старых, ненужных платьев, тряпок, платков, рубашек и т.д., которые уже не надевают, но и не выкидывают. Зачастую такой вещью может быть какая-либо одежда, которая уже поистёрлась, порвалась, но имеет большое для вас значение. Что бы не выкидывать памятную вещь, можно сделать из неё обережную куклу, что бы она и дальше вам служила в новом образе. Из старых тряпок кукла изготавливается лишь в том случае, если вы делаете Берегиню для своего дома или для очень близких родственников. Если же оберег вяжется в подарок, тогда целесообразней делать её из новых тряпок.

Столбушкой эту куклу называют потому, что выглядит она как столбик. Однако, славяне приписывают ей огромную силу. Кроме того, что она отводит тёмные чары и дурной глаз, она может помочь во время родов. Столбушка использовалась в различных обрядах (на свадьбе или перед ней), для гадания и т.п.

Куклы-Берегини в нашем прошлом были в каждом доме. Иногда их насчитывалось до нескольких десятков. Берегини-Столбушки передавались по наследству и считались своего рода охранителями дома.

Берегиня

Берегини – это традиционные славянские куклы-обереги. Тряпичную куклу, сделанную беременной женщиной, клали в люльку, чтобы она «согрела» место для будущего малыша. Когда ребенок появлялся на свет, берегиня оставалась в кроватке и отвлекала злых духов от младенца, а после становилась для него первой игрушкой. Девочки начинали сами делать кукол-берегинь в возрасте двенадцати лет. Красивый и аккуратный оберег свидетельствовал о готовности к замужеству. Самые лучшие экземпляры складывались в сундук и становились частью приданого девушки. Отдавая дочь замуж, мать обязательно дарила ей берегиню, сделанную своими руками, таким образом благословляя ее на брак. Такие же обереги получали сыновья, которые отправлялись в армию или в дальнюю дорогу. Тряпичные куклы бережно хранились и передавались из поколения в поколение.

Вы можете попробовать сделать берегиню своими руками так, как это когда-то делали наши предки. Она изготавливается без использования острых инструментов, таких как ножницы и игла, поэтому часть работы можно доверить даже ребенку. Малышу будет интересно играть с куклой, которую он сделал сам. При изготовлении берегини используются разноцветные лоскуты от старой одежды, наволочек или простыней. Наши предки считали, что кукла, сделанная из старой ткани, имеет большие защитные свойства и лучше оберегает своего владельца. Возможно, это также связано с тем, что ткань в то время была достаточно дорогой, и использовать ее для изготовления игрушки было непрактично. Вы тоже можете пустить в ход обрезки от своих старых платьев и рубашек. Для скрепления лоскутов ткани между собой всегда использовались только красные нитки. Издревле на Руси красный цвет считался обережным. Нити наматываются по часовой стрелке, обязательно делается нечетное количество оборотов. Предпочтительно не резать, а отрывать лоскутки ткани. Игла также не используется. Традиционная берегиня безлика. Наши предки делали так не случайно: считалось, что никакой злой дух не сможет вселиться в куклу без лица и причинить вред хозяину оберега. Однако даже при отсутствии основных черт лица, таких как глаза, нос, рот, каждая тряпичная берегиня имела свой характер. Она была безлика и многолика одновременно. Во время работы нужно думать о человеке, которому предназначается берегиня, желать ему здоровья и благополучия. Такая кукла будет обладать мощной положительной энергетикой.

Кукла День – Ночь

это оберег, берегущий дом и его обитателей, она олицетворяет собой сутки и управляет сменой дня и ночи, порядком в мире.

Оберег выглядит как 2 куклы или 2 стороны одной куклы.

Одна - отвечает за день (светлая), вторая (тёмная, синяя) - олицетворение ночи.

Ежедневно тот, кто раньше всех просыпался - выставлял вперед светлую и просил её об удачном дне. Так веселая, трудолюбивая и заботливая кукла День следила, чтобы в будни люди работали, трудились, в праздники веселились, чтобы днем светило солнышко.

Перед тем, как отправиться спать самым последним, человек менял куколку на темную, и желал доброй ночи всем домочадцам, чтобы все проснулись живыми, здоровыми и полными сил. Так мудрая, задумчивая и таинственная куколка Ночь следила, чтобы все легли спать, чтобы все отдохнули и набрались сил, она давала сон и оберегала его.

Кукла оберегала всех домочадцев – охраняла их душевный настрой.

Кукла - бессоница

Кукла Бессонница служила оберегом, защищающим малыша от темных сил, сглаза. Эта простейшая по исполнению узелковая кукла делалась из двух квадратных лоскутов ткани или же двух платков, игла и ножницы при этом не использовались.

У русского народа узел был защитой от колдовства, отголосок этого поверья сохранился и поныне. «Завязать на память узел» - означает не забыть о чем-либо, сохранить в голове. Голову куклы иногда набивали мятой или любой другой успокаивающей травой. Когда клали куклу Бессонницу рядом с ребенком в колыбель, говорили: «Сонница-бессонница играй куколкой, а не дитяткой». Также давали куклу ребенку, чтобы он перестал беспокоиться. Ведь если ребенок возьмет куклу и, прижав к себе, вдохнет аромат успокаивающих трав, то на него это подействует благотворно. И вот дитя уже перестало плакать и умиротворенно и спокойно заснуло.

"Неразлучники"

Кукла Неразлучники - символ и оберег крепкого семейного союза, поэтому делается как бы на одной руке, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде.

В настоящее время традиция сохранилась. Теперь, как и сотни лет назад, несмотря на технический прогресс, можно сделать кукол своими руками и подарить новой семье от чистого сердца с пожеланием никогда не разлучаться.

В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол – свадебных неразлучников. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое. После свадебного торжества эта кукольная парочка хранилась в доме как оберег семейных отношений и верности.

"Крупеничка"

Куколка "Крупеничка" (другие названия "Зернушка", "Зерновушка", "Горошинка") - это оберег на сытость и достаток в семье.

Традиционно куклу наполняли гречишным зерном. Крупеничка - главная кукла в семье. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбережённые силы Кормилицы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым, и в семье будет достаток.

Значения круп в Зерновушке:

Гречиха - сытость и богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном

Рис - самое дорогое зерно, на праздник

Перловка - на сытость

Овес - на силу.

Можно и все крупы положить. Так же на дно куклы иногда кладут монетку.

Крупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность.

Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. Традиционно тряпичную куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.

Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.

Параскева Пятница

Параскева – оберег, которая является покровительницей женских ремесел и рукоделий. 10 ноября отмечается день Параскевы Пятницы. В этот день девки хвастались своими рукодельями. Так же в России было принято изготовлять куклу Параскеву. Ее одевали в народный костюм, а руки украшали ленточками, кружевами, привязывали небольшие орудия труда – игольницы, ножнички, пяльца. Кукла Параскева так же может являться своего рода игольницей и хранительницей предметов рукоделия. Она является помощницей в домашних хлопотах и обязательно должна быть у каждой хозяйки.

Кукла Мамка

Кукла-оберег Мамушка испокон веков считается семейным оберегом, нянечкой для новорожденных. Символ любви матери-прародительницы Рода к последующим поколениям. Служила своеобразным пожеланием плодовитости. Статная с полной грудью, такая мамка выкормит крепкого и здорового ребенка.

Являясь семейным оберегом, приносит в семью счастье и увеличивает количество детей в семье. Кукла Мамушка - это символ замужней женщины в руках держит ребенка, чаще всего двух - по одному в каждой руке. Детки представляют собой кукол пеленашек, цвета которых указывают на разнополость.

Кукла «Счастье»

Кукла Счастье – маааленькая куколка с бооольшоой косой. Наши предки считали, что в волосах хранится наша сила. Поэтому такая кукла является мощным оберегом, охраняющим женщину от напастей и приносящим ей счастье. Кукла Счастье предназначается только для женщин, мужчинам ее не дарили. При изготовлении куклы волосам уделяли особое внимание, и коса при этом получалась немного больше самой фигурки.

«Десятиручка»

История появления такой интересной мотанки в коллекции народных русских кукол весьма интересна. По легенде, когда-то давно покровительница ремесленников Макошь сжалилась над одной работящей женщиной, которая ну никак не успевала по хозяйству и подарила ей еще 2 руки. Но даже с четырьмя руками хозяйка все не поспевала, столько у нее было дел.

Макошь подарила еще 2, и так до тех пор, пока у той не оказалось целых 10 рук. Когда же и это не помогло, Макошь забрала у женщины «лишние» 8 рук и подарила ей куклу Десятиручку, чтобы та помогала по хозяйству. С тех пор девушки и женщины стали мастерить такой оберег своими руками, веря, что с куколкой они смогут делать свою работу быстрее и лучше.

Традиционно мотанку делали осенью, когда все работы на поле были закончены. Материал при изготовлении куклы своими руками использовали только натуральный – лыко (мочало), солому, лен. Я же решила сделать оберег не совсем традиционным способом, из ткани.

«Кувадка»

Народная славянская тряпичная кукла - кувадка – первая кукла, встречавшая только что родившегося младенца на пороге этого мира. Служила она для того, чтобы обмануть злые вредоносные силы, отвлечь их от роженицы и только появившегося на свет дитятки. А «играть» с этими куколками - кувадками, отвлекать на себя внимание нечистых духов должен был отец ребенка. А уже после рождения кувадки (конечно, вновь сделанные) становились первыми игрушками малыша. Их подвешивали над люлькой ребенка, как сейчас подвешивают разные модули и гирлянды из погремушек. Считалось, что число таких тряпичных кукол должно быть обязательно нечетным. Иначе куклы могут стать не только бесполезными, но даже и вредоносными.

Когда ребенок подрастал, то из оберега кувадка превращалась в игрушку. Ведь делать такую куклу очень просто. И она могла стать основой и для мужского и для женского образа. Сделают девочки из старых лоскутков да ниток «маму», «папу» и «деток» и играют в вечные девчачьи игры - «в гости», «в свадьбу», «в дочки-матери». Тряпичные куклы будят воображение ребенка, его «игровой инстинкт», которые позволяют детям одушевлять любую тряпочку и щепочку, делать их живыми и настоящими. А именно так и рождается настоящая творческая личность.

Эта тряпичная кукла - кувадка может стать не только игрушкой, но и замечательным подарком-сувениром, сделанным своими руками. Справиться с такой работой самостоятельно сможет ребенок с 6 лет, а с вашей активной помощью и более младшие дети. В разных частях России таких куколок делали немного по-разному. Мы приводим три варианта изготовления тряпичной куклы - кувадки.

Обрядовые куклы

Во многих обрядовых действиях славян используются куклы. Так, во время празднования календарных праздников куклы сжигаются, закапываются в землю, топятся в воде как символ, как бы отправляются в другой мир.

10.12.2017

Ещё в середине ХХ века почти в каждой семье в деревне и городе дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия стали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако не исчезла совсем, глубоко отложившись в народной памяти.

Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные её крупицы.

Кукла - способ познания жизни и для тех, кто её создает, и для тех, кто с нею общается. Кукла - не иллюзия, а претворённый материал, ощутимая вещь, иногда произведение искусства. Вместе с человеком она освоила многие материалы и разные технологии, от древних до новейших. Глиняные и деревянные фигурки стали национальным сувениром, куклы из гипса, воска, металла - достоянием музеев и коллекционеров. Папье-маше и фарфор в куклах сменили целлулоид, гуттаперча, резина и смолы; на смену им пришли куклы из твёрдого пластика. В свою очередь полиэтилен вытеснили мягкий пластик и винил.

Однако в этой цепочке технологий не устарела традиционная тряпичная кукла. В сегодняшней России она переживает подлинное возрождение.

Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. В нём многое созвучно современникам - взрослым и детям.

Традиционная тряпичная кукла несёт память культуры и делает это намного ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка. Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу и уход к предкам. Отзвуки древних смыслов куклы, дожившие до наших дней, услышаны и интерпретируются на фольклорной основе в разной форме.

Тряпичная кукла - игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну. Народная тряпичная кукла даёт сегодня блестящие техники и технологии, формообразования и художественного конструирования из ткани. Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение - здесь кроется притягательность лоскутной куклы. У писателя Евгения Носова есть рассказ «Лоскутное одеяло». В нём два героя: бабушка Варвара Ионовна и её внук. Их роднит и душевно сближает «весёлое разноцветное полотнище», умело собранное из лоскутков, обрезков от шитья «нехитрой крестьянской обновы». Каждый треугольничек и квадратик - как страница памятной родовой книги, которую по вечерам бабушка «читает» внуку.

Лоскут «с голубыми колокольцами» - про первое «мамкино платьице», купленное у коробейников, про жизнь деревни. Тряпичный косячок, где «по синему белой крупкой посыпано, вроде как звёзды по ночному небу, - это от дедушкиной рубахи». Словно родовое письмо-треугольник напоминает он о судьбе родного человека, о войне и революции, трагических событиях в истории отечества. Автор рассказа как бы воссоздаёт руский характер, образ отчего дома. Так и тряпичная кукла. Кукольный народец, подобно пёстрой лоскутной мозаике, хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и учёных. В кукольной хронике, как в ярком калейдоскопе, высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И кто бы ни делал тряпичные куклы, кто бы о них ни писал, у каждого получится своя «лоскутная история».

Удивительна схожесть, перекличка кукол у разных народов. Их объединяет не только происхождение (игровые куклы везде возникали из обрядовых), но и общечеловеческие идеи и ценности: преемственность в родстве, семейственности и родительской опеки, в почитании предков. Вот почему у руской тряпичной куклы множество аналогий…

Встречают по одёжке

Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным этническим родовым кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для руской народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей - во всём усматривался определённый смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свёрнутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.

Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутков покупных тканей - ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличии от домотканых, вплоть до ХХ века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутки тщательно подбирали. Особо ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы.

Домодельные куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения. В семье, же для своих детей, куклы обычно «вертели» из старого тряпья. И даже не по бедности, а по принципу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу, и воплотившись в кукле, передавала её ребёнку, становясь оберегом. По той же причине новорожденных завёртывали в нательные родительские рубахи, пеленали в пелёнки из ношеной одежды. Для кукол использовали чаще всего подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаюсь с землёй и вбирая таким образом её силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали руками по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила её маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений. Часто кукольная одежда передавала особенности местных костюмов….

Документальность кукольного костюма не означает, однако, простого подражания подлинной крестьянской одежде. Напротив, мастерицы умели сделать такой отбор деталей, выработать такие традиционные приёмы, которые говорят о создании художественного образа в тряпичной игрушке.

Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался. Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой этой задачи: ведь куклу творили как целостную форму. Это важнейший принцип: кукла - не манекен для переодевания, а самоценный образ. Костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по-кукольному выразителен. Понёву для тряпичной фигурки шили из одного куска ткани, в то время как в женской одежде она была четырёхклинной. С ещё большей свободой костюм декорировали. Расшитые узором оплечья рубах имитировали одной-двумя полосками вышивки красным крестом. Звучным красочным орнаментальным пятном украшает куклу передник из ситца с ярким цветочным узором. А из сложного головного убора, состоящего из нескольких частей, мастерицы выбирали лишь самую эффектную деталь - например, расшитую повязку с шёлковой лентой, венчающей голову красным веером. Пропорции большеголовых кукол, далёкие от натуры, делали и кукольный костюм условным, иносказательным. Он подчинялся природе самой куклы, существа независимого. При этом именно костюм всегда определял этнически конкретный тип в кукле, отвечая реалиям игры. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле-«женке» не дозволялось играть «невесту».

Куклы в народных костюмах



Подарок, с любовью и заботой о близких

Руская тряпичная кукла может стать сильным оберегом для близкого человека или замечательной игрушкой для ребёнка, наполненной живым теплом и глубоким смыслом. Для вас она может быть советчицей и помощницей в любых делах и обстоятельствах. Помните, ещё в сказке у Василисы обережная кукла Берегиня была, во всех делах ей помогала?

Конечно же, для создания такой волшебной куклы есть особые правила:

  • Обережную куклу «крутят», «мотают». Сшивать тело куклы нельзя, его завязывают нитями или просто делают узел из ткани. К кукле не должен прикасаться металл. Если вам нужно подровнять какие-то детали наряда, сделать вышивку на одежде куколки или как-то украсить, то одежду с куклы сначала надо снять.
  • Когда завязываете нить на кукле, делайте нечётное количество оборотов (один или три). Все узлы вяжите с добрыми пожеланиями.
  • Славянских обережных кукол делают только женщины и только в присутствии других женщин или в одиночестве. В комнате, где крутят кукол, мужчин быть не должно. Исключение - для детей, однако, в этом случае мальчика надо занять каким-то делом.
  • Первую куклу-оберег для дома, своими руками созданную, оставьте себе, другие уже можете и дарить.
  • Рассчитайте время так, чтобы успеть сделать обережную куклу за один день (с утра и до отхода ко сну).
  • Прежде чем творить куклу-оберег дома, представьте, какой она будет, подумайте не только о её внешнем виде, но и о её качествах характера. Будет куколка вам подругой, помощницей или мудрой советчицей? Когда будете делать куклу, держите этот образ в своих мыслях.
  • Свою причёску соберите, спрячьте под платок, чтобы в куклу случайно не упал волос.
  • Куклу лучше крутить на своих коленях, в «подоле», а не на столе.
  • Обережным куклам не рисуют лиц, чтобы в них не могли вселиться злые духи. По этой же причине кукле не следует давать имя, зовите её по названию: обережной куклой Берегиней, Желанницей и т.д.
  • К кукле относитесь с уважением, помните о том, что она - ваша подруга и помощница.
  • Когда кукла готова, выберите для неё место в жилище. Возьмите оберег в руки и прислушайтесь к своим ощущениям. Где вашей помощнице будет приятно находиться? Если вы подарили обережную куклу другому человеку, посоветуйте ему сделать то же самое.
  • Куклу не дают в руки посторонним людям, только вам и вашим родным можно к ней прикасаться.
  • Разговаривайте со своей куклой не только когда просите её о чем-то. Делитесь с ней новостями, рассказывайте о своих радостях и бедах, так вы быстрее подружитесь с оберегом.
  • Если кукла порвалась, сильно испачкалась или вы просто чувствуете, что она больше не готова вам помогать, значит, пора попрощаться с ней. Поблагодарите оберег за верную службу и отдайте природе. Сами решайте, что вам и вашей кукле лучше: сжечь оберег, закопать или отправить по воде. Перед этим попрощайтесь с куклой и обязательно скажите: «Ты больше не кукла, теперь ты снова кусочки ткани, нитки, пряжа, ленты (перечислите, из чего сделана именно ваша кукла)».
  • Если кукла потерялась или её украли, скажите: «Благодарю тебя за службу! Ступай с миром!»

В изобилии современных игрушек кукла занимает важное место, помогая ребёнку осознавать роль человека в социуме, семье. Наши предки маленькую тряпичную красавицу использовали не только как детскую забаву, но и считали мощным оберегом.

История кукол-оберегов

Предположительно первые предметы, напоминающие кукол появились много тысячелетий назад, когда человек научился обрабатывать камень и другие подручные материалы. Подтверждением тому, является найденная на территории Чехии кукла, изготовленная из мамонтовой кости, с подвижными конечностями. Сакральные куклы наших предков были олицетворением духов, богов, служили неотъемлемой частью обрядов и даже жертвоприношений, значились мощными оберегами. Изготавливались такие куклы из подручных средств.

Одними из первых считаются зольные куклы. Разбухая в воде, зола легко формуется в шар, к которому крепили веточки, мешковину. Такой символизировал очаг, сопутствовал человеку при смене места жительства. Позднее, с появлением льняных тканей зародилась кукла-мотанка (узелковая). Наполнителем служила солома, кудель, лыко, трава.

У разных народов были материалы, применяемые в изготовлении магических предметов: воск, глина, дерево.

Славянские куклы-обереги

Славянские куклы-обереги

История кукол уходит корнями в трипольскую культуру, существовавшую свыше пяти тысяч лет назад. Наши предки поклонялись Солнцу, Небу, Воде. Бык считался символом земледелия. Доминировал культ женщины, олицетворяющей плодородие и материнство. Археологами найдено немало глиняных фигурок, доказывающих данное предположение. Вероятно, именно в ту эпоху появилась тряпичная кукла. Трипольская культура была довольно развитой, просуществовала около двух тысяч лет, традиции и обряды передавались поколениями, потому дошла до наших дней. Подобные талисманы широко использовались в качестве мощного оберега: защищали от злых духов, порчи, болезней, приносили достаток и изобилие.

Делали кукол безликими. Считалось что, схожесть с человеком опасна, так как на хозяина может перейти негатив, впитанный оберегом. В южных областях на лице куклы изображали обереговый крест. Делали мотанок путём скрутки ткани по спирали. Предки связывали это с созданием мира.

Методы изготовления куклы-оберега схожи у всех славянских народов, но в зависимости от района проживания имели некоторые отличия. Могли изготавливаться из разных материалов: солома, береста, лыко. Украинская кукла выделялась большой головой, была безрукая. Белорусский оберег отличала богатая вышивка передника и рубахи. Иногда амулет делали из кукурузных листьев.

Русские народные куклы-обереги

Русские народные куклы-обереги

Славянская кукла-оберег сопровождала человека с первых дней и до конца жизни. Талисман мать делала для ребёнка, еще до рождения, подкладывая ляльку в колыбель, чтобы там не поселилась нечисть. Позднее - это была первая игрушка малыша. Мастерство изготовления мотанок из ткани чисто женское занятие, мужчинам запрещалось даже быть рядом во время процесса.

Первую куклу девочка делала в 13-14 лет, по аккуратности исполнения работы судили, насколько будущая невеста готова к замужеству. Наряжали народную любимицу по-разному, в зависимости от области. Северные регионы изготавливали кукол-оберегов в сарафанах и фартуках, на голову надевали повойник и платок. Южные «носили» юбку-поневу, традиционный убор.

В зависимости от назначения куклы-оберега, разными были наполнители: зерно, травы, соль, зола. Важное условие в работе - не использовать колющие и режущие предметы. Ткань и нить рекомендуется рвать. На Руси мотанка считалась надёжной защитницей от недоброго взгляда, зависти, порчи. Берегла дом от нечистой силы, несла благосостояние, способствовала богатому урожаю.

Куклы-обереги из ткани, мастер-класс

Кукла Берегиня

Берегиня - хранительница домашнего очага

Одной из главных кукол считалась Берегиня - хранительница домашнего очага. Как сделать такой талисман разберём поэтапно. Нам потребуется:

  • ткань с ярким принтом желательно фольклорного рисунка;
  • материал телесного цвета — бязь, хлопок, лён;
  • сушёные травы, вата, куделя — для наполнителя;
  • холстинка;
  • алая нить.

Пошагово разберем как сделать куклу Берегиню своими руками

Оторвать лоскут однотонной ткани примерно 8х8 см. Сложить по диагонали, в центр поместить шарик наполнителя и обернуть вокруг него материал, перевязав внизу нитью.Делаем нечётное количество оборотов — вышла основа головы и рук. Складочки расправляем,иначе на лице получатся морщинки. Берём уголки ткани, образовавшиеся слева и справа от головы, края аккуратно заворачиваем внутрь, обматываем ниткой на уровне предполагаемых запястий - получились руки.

Приступаем к изготовлению груди. От яркого материала отрываем два кусочка примерно 6х6 см. Складываем по диагонали, помещаем по центру наполнитель, далее перевязываем по принципу изготовления головы. Получившиеся груди нужно примотать к основе куклы перекрёстным способом. Чётное число узлов закрепляем на уровне пупа.

Делаем одежду Берегине. Измерим куклу от груди до низа. Получили длину ткани по долевой нити, потребную для наряда. Ширину нужно сделать с припуском на сборку. Отрываем полученный лоскут материала, прикладываем к кукле, ниже груди лицевой стороной вниз, на голову. Приматываем нитью, по линии талии, не забывая делать сборку, опускаем ткань вниз, лицевой частью наружу. Из холстинки выкроим фартук и по принципу юбки крепим под грудью. Измеряем окружность головы. С припуском 2 см, отрезаем кусочек тесьмы или узкой ленты. Оборачиваем через лоб и на шее тремя витками нитки закрепляем. Определите размер платочка, оторвите от холстинки и повяжите узелком на сзади. Берегиня готова, поместите её в передний угол дома. Является надёжной защитой от сглаза, талисман несущий достаток и мир в семье.

Славянская кукла Желанница

Кукла, способная воплотить светлые мечты, станет подружкой для женщин. Желанницу несложно сделать, используя наш мастер-класс. Нам потребуется:

  • натуральная белая ткань;
  • разноцветные отрезки материала;
  • нитки;
  • кусочки оплетки, кружева.

Берём светлую ткань, края подгибаем внутрь, туго сворачиваем спиралью, что является символом сотворения мира. Оберните получившийся столбик таким же материалом, размер рассчитайте по длине скрутки. Обозначьте голову, перевязав на уровне шеи.

На лице куклы-оберега изобразим сакральный крест. Наматываем чёрной нитью вертикальную линию, придерживая конец слева от головы, по центру через затылок выводим к начальному этапу. Делаем несколько плотных витков. Затем нить располагаем справа от головушки и продолжаем работу. Повторяем то же зелёным и красным цветом. Делая горизонтальную полосу, придерживаем пальцем нить на затылке меняем направление витка. Вязальным крючком концы протягиваем через шейную намотку, таким образом закрепляя.

Определите длину ручек, нужный отрезок скручиваем спиралью и приматываем к столбику туловища. Свободные углы ткани, отходящие от головы, накладываем на скрутку рук, краешек подворачиваем внутрь, на уровне запястья перевязываем.

Формируем грудь, подложив чуть ниже шеи ватные шарики. Закрепляем крестообразной намоткой, делаем узелок в районе пупка.

Каждый оборот нитки - это ваша мечта. Думайте о желаемом, делая оборот.

Следующий этап - изготовление одежды для куклы. Выкройка здесь не нужна, достаточно понять длину юбки. Лоскут разноцветного материала обматываем вокруг головы, изнаночной стороной наружу. Моток делаем под грудью, одновременно сбаривая ткань. Юбочку выправляем вниз. Таким же методом крепим фартучек. Делайте его наравне с подолом, считается что его длина символ достатка. Приобретите вашему талисману красивую шкатулку или сшейте мешочек, храните подальше от чужих глаз.

Кукла Кубышка-Травница

Почитаемая славянами кукла-оберег Кубышка-Травница

Кубышка-Травница почитаемая кукла, помогающая вернуть человеку здоровье, продлить жизнь, очистить воздух в доме. Изготовить её своими руками совсем не сложно, главное наполнить ароматными травами, в которых заключается магическая сила. Чаще всего используются душица, мята, полынь, лист малины, смородины. В работе применяем:

  • кусок натуральной ткани 17х5 см — основа тела;
  • материал кремового или белого цвета 16х16 см;
  • холщовое волокно (куделя), чтобы придать объем голове;
  • шерсть, вата в качестве набивки;
  • ткань на передник, косынку, грудь;
  • нитки.

Из натурального лоскута делаем валик, загнув края внутрь. Складываем пополам, отступив 2,5 см от сгиба, производим намотку нити, закрепив на чётное кол-во узелков. Накручиваем льняное волокно, формируя таким образом голову. Берём квадратный фрагмент ткани, оборачиваем вокруг образовавшегося шарика, зафиксировав на шее несколькими витками нити. Расправляем складки, аккуратно вытягиваем уголки, расположенные по бокам - это будут руки. Края загибаем внутрь и перевязываем нитью у запястья.

Начнём делать бюст. Берём 2 квадратных кусочка ткани по центру размещаем комочки наполнителя и обвязываем нитью. Прикладываем груди-узелки к каркасу и приматываем к талии и шее перекрёстным методом, узелочки завязываем на уровне пупка. Из ткани в рисунок, по трафарету вырезаем круг диаметром 25 см. Собираем края заготовки на длинную нить, не закрывая полностью. В получившийся кузовок помещаем травы, вставляем тело Кубышки-Травницы, затягиваем сборку. Чтобы юбочка не сползала сделайте несколько оборотов нити вокруг шеи.

Выкроим передник и примотаем под грудью. На голову наденем повойник из тесьмы, который закрепим ниткой по линии шеи, и повяжем платочек, узел сделаем сзади. Кукла- оберег, сделанная своими руками, обладает более мощной защитной силой. Важное значение имеет, чтобы мастерили амулет в определённые дни и добром здравии. Запрещалось заниматься рукоделием в воскресенье и праздники.

Кукла Крупеничка

Крупеничка олицетворяет благосостояние

Предки считали, что кукла, наполненная злаками должна быть в каждом доме. Крупеничка олицетворяла благосостояние, изобилие, символизировала богатые посевы. Вид куклы говорил о достатке в доме. Сделать данный может даже начинающая мастерица.

Нам потребуется:

  • хлопчатобумажный разноцветный кусочек;
  • лоскут трикотажного материала;
  • плотный лён;
  • натуральные нитки;
  • кружево шириной 12-15 см;
  • злаки. Крупы;
  • ленточки;
  • монета.

Из квадратного лоскута холщовой ткани шьём «трубу», один край собираем, плотно завязав, выворачиваем наизнанку. Размер можно выбрать произвольно, рекомендуемый 20х20 см. На дно «торбочки» помещаем монету, насыпаем злаки, плотно утрамбуем. Мешочек должен быть устойчивый. Соберём на прочную нить верхний край, туго затянем, завязав на чётное количество узелков.

Получили основу куклы. Берём кружево для нижней рубахи, оборачиваем вокруг туловища, на расстоянии две трети от низа приматываем. Вымеряем из цветной ткани нужный кусок для верхней одежды. Спереди она не должна смыкаться, между вертикальными краями расстояние примерно 3-4 см. Из трикотажной ткани вырезаем прямоугольник, скатываем валиком с двух сторон, оставляя центральную часть свободной.

Получаем зипун, который приматываем к туловищу таким образом, чтобы валики оказались руками. Требуемую длину предварительно замерьте по кукле. Выкраиваем передник, на котором нитками мулине, по схеме можно вышить сакральный знак плодородия. На голову из ленточки одеваем повойник, сверху повязываем простой платочек, узелок располагаем сзади. Подобная кукла, изготовленная своими руками станет символичным или новоселье.

Символ достатка, сытости, здоровых детей — Благодать

Отличают подобную куклу поднятые вверх руки, большая грудь. Мастерили её вканун Благовещения, дарили как символ сытости, достатка, здоровых детей. Сделаем самостоятельно тряпичный амулет, следуя нашему мастер-классу.

Используем:

  • веточка-рогатина (рекомендуется американский клён, у него ровные развилки) ;
  • квадратная ткань плотного натурального текстиля белого, телесного оттенка на голову 10х10 см;
  • два куска разноцветной ткани 6х6 см, один прямоугольный;
  • вата;
  • небольшой отрезок тесьмы;
  • лоскуты на платочек и передник;
  • шерстяная пряжа алого цвета

Берём рогатину и обматываем нитями основание, начиная от развилки к концу. Возвращаемся и «закрываем» один рог, затем другой. Обмотку делаем плотно, иначе будет просвечивать дерево. В центр белого лоскута положим комок ваты, перетягиваем нитью. Образовавшийся кузовок, крепим в развилку - голова куклы. Из цветных кусочков по такому же принципу изготовим груди, которые приматываем к основанию рогатки, чуть ниже шеи. Прямоугольный кусок послужит юбкой, оборачиваем ею вокруг головы внешней стороной внутрь, крепим пониже груди, подол расправляем вниз. Вымеряем, согласно длины сарафана передник, таким же способом крепим под бюстом. На голову повязываем тесьму-повойник, закрепляя верёвку на шее, сверху надеваем платок, узел делаем сзади. Размеры ткани указаны примерные, ориентируйтесь на величину рогатки.

Подорожницу дарили путникам, на удачу и лёгкую дорогу

Подобную куклу дарили путникам, на удачу и лёгкую дорогу. Мастерили её маленькой,с целью удобства хранения в кармане или сумке. Подобную крошку просто изготовить самостоятельно. Нам потребуется:

  • ткань хлопчатобумажная 6х6 см, 7,5х7,5 см;
  • вата;
  • цветной материал - прямоугольный. Количество вымерять по кукле.
  • ткань для фартука, платочка;
  • Узкая ленточка.

В центр квадрата кладём комочек ваты, перевязываем - получилась голова. Не забываем расправить складочки. Надеваем ленточку-повойник, закрепляя несколькими спиралями на шее. Приступаем к созданию одежды. Прямоугольный кусочек материала нужно обернуть вокруг головы изнанкой внутрь, приматываем выше плеч, расправляем сарафанчик вниз. Берём лоскут прямоугольной ткани, сворачиваем вчетверо, концы перевязываем. Получили заготовку для рук, примотаем перекрёстной методикой к шее. Надеваем косыночку. К ладоням Подорожницы привяжем кузовок с зерном, чтобы не голодать в дороге. Иногда наполняли золой, как символ родного очага, оберегающий путника от лихих людей.

Кукла-оберег своими руками из ниток - пошаговая инструкция

Кукла-оберег своими руками из ниток

Кукла многообразна по назначению и способам изготовления. Одной из разновидностей мотанок является оберег, сделанный из ниток. В марте на деревьях развешивали подобные куклы белого и красного цвета, символизирующие уходящую зиму и наступление весны. Как сделать куклу-оберег расскажет поэтапный мастер-класс.

Чтобы приступить к работе, возьмём следующие материалы:

  • белая и алая пряжа;
  • вата;
  • кусок картона 15х15 см.

На плотную бумагу мотаем 25 витков красных ниток, завязываем узлом, снимем с шаблона. Отдельно сплетаем косичку из пряжи обоих цветов, длиной 30 см. Концы надёжно закрепляем, оставляя кисточку. Привязываем плетёнку одним к мотку. Следующий этап - формирование головы куклы. Подкладываем ватный комочек диаметром примерно 3 см под узел косички и перевязываем внизу. Распределяем пряжу на голове, чтобы вата не просвечивала. Мастерим руки - на ту же картонку намотаем 15 витков, с обеих сторон завяжем узелки.

Затем снимаем с шаблона и перетягиваем концы, отступая от края по 2 см и обрезаем, создавая кисточки. Полученную заготовку прокладываем внутри мотка под головой и перетягиваем под руками - образуется талия. Чтобы оформить подол, низ разрезаем. У подобной куклы должна быть пара. Пользуясь предыдущей инструкцией, создаем амулет из белой пряжи и привязываем ко второму концу косички. Как видно изготавливать куклу своими руками просто, здесь не требуются лекала и сложные выкройки. Главное, должен быть добрый настрой и светлые мысли.

Тряпичная мотанка - образец народной культуры, в котором заложен глубокий смысл.

Традиционная народная кукла

Кукла-оберег для счастливого материнства

Мастер-класс с пошаговым фото «Традиционная народная кукла-оберег для счастливого материнства»

Мастер класс предназначен для детей среднего и старшего возраста, воспитателей, педагогов, всех увлеченных народной куклой и ее историей.
Выполнила: Лаптева Светлана Христьяновна, воспитатель, ГБУ НСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Татарск
Назначение: может быть трогательным подарком друзьям, родным и близким людям, ее можно торжественно вручить новобрачной паре с наилучшими пожеланиями любви, заботы, верности, служения своей семье.
Цель: создать традиционную народную куклу-оберег на счастливое материнство.
Задачи:
- научить выполнять тряпичную народную куклу по традиционной технологии;
- приобщать к русским народным традициям через знакомство с куклами-закрутками;
- воспитывать любовь к народной культуре, почитание и уважение народных традиций;
- прививать навыки культуры труда и аккуратности;
- воспитывать бережное отношение к предметам своего труда.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. И мы должны стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта.
Тряпичные куклы произошли от ритуальных фигурок, связанных с почитанием женского божества, культами плодородия, предков и домашнего очага. Для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель, тряпки. Устойчивые признаки тряпичных кукол передавались из поколения в поколение: простая конструкция, ярко выраженные женские признаки (грудь, длинная коса), безликость. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил. Важной деталью куклы была грудь – напоминание, о ее связи с культом плодородия и материнства. Кукла становилась оберегом. Мастера создавали куклы для своей семьи. Игрушки не только развлекали ребенка, но и приобщали его к повседневному крестьянскому труду.
Самостоятельно создавая игрушку, дети учились работать с разными инструментами, приобретая навыки и давая волю фантазии. Играя с самодельными куклами, девочки учились прясть, шить, вышивать. Кукол берегли, передавали по наследству. Благодаря тряпичной кукле ребенок с самых ранних лет усваивал значение женщины-матери, ее функцию даровать жизнь, вскармливать, воспитывать в строгой любви, передавать традиции. Образ куклы был реален и узнаваем. Он отражал типичные характеры, профессиональные интересы. Так воспитывалось уважение к образу жизни семьи, интерес к культуре. Кукла считалась лучшим подарком.
Само делание куклы несёт в себе целительское воздействие - помогает отдохнуть душой, почувствовать радость от рождающейся в ваших руках красоты. Наши прабабушки умели делать кукол, приносящих удачу в дом, утешающих малышей, изгоняющих болезни.
Делая традиционные куклы, мы погружаемся в таинственный мир наших предков, в женские тайны - тайны материнства. Оказывается, в этом незатейливом занятии можно открыть такие глубины, о которых и не подозреваешь, секреты, дошедшие до нас из глубины веков.

Оберег для счастливого материнства, представлен в виде куклы с младенцами.
Оберег в образе женщины с младенцем на руках считался очень сильным и всегда дарился с пожеланиями благополучия, мира в семье и в душе, спокойного, радостного и уверенного существования. Он символизировал женщину, которая вышла замуж и родила детей. А способность рожать была особенно значимой для наших предков. Радость быть матерью отражала, что у такой женщины все благополучно. Куклу творили, когда хотели или уже ждали появления малыша. Дарили её также на свадьбу с пожеланиями здоровых детей, на рождение новой семьи, особо почетным гостям, когда хотели показать уважение.
Эта кукла, дошедшая до наших дней из глубины веков – прекрасный образец народного искусства, воспитывающий и заставляющий думать.

Приготовим необходимые материалы и инструменты.


Для выполнения работы нам необходимо:
- грубая хлопчатобумажная ткань;
- кусочки разноцветной и цветной ткани;
- канва;
- кружево:
- нитки красные мулине;
- ножницы;
- синтепон;
- игла.
Делаем скрутку. Для этого берем кусочек хлопчатобумажной ткани размером 30/38, сгибаем ткань пополам.


Туго и ровно скручиваем столбик. Высота столбика будет = 15 см. Столбик обвязываем красными нитками по всей высоте.


Голову округлим немного синтепоном, обозначим нитками шею.


Берем квадрат хлопчатобумажной грубой ткани размером 20/20 см


Квадрат однотонной ткани накладываем на голову.


Закрепляем красной нитью по линии шеи.


Теперь делаем руки. Подвернуть уголок на 1-1,5 см.


Сложить края к середине.


На расстоянии 1см от края делаем ладошку куклы и перетягиваем ткань ниткой.


Нитки после обвязки отрезать не надо.


Перевязываем туго ниткой на месте талии куклы.


Будем делать юбку. Возьмем кусочек цветной ткани размером 12/30 и по верхнему срезу сделаем строчку и небольшую сборку.


Обматываем куколку лоскутиком-юбочкой лицевой стороной внутрь.


Перевязываем туго ниткой по линии талии.


Выворачиваем на лицевую сторону, расправляем.


Берем кусочек канвы, делаем из нее фартук, выдергивая нитки по краю.


Вышьем на фартуке простенький рисунок, но можно и не делать его.


Закрепляем фартук. Располагаем его посередине юбочки, лицевой стороной внутрь, перетягиваем по линии талии.


Отворачиваем фартук.


Кусочек кружева повязываем вокруг головы.


Повязываем голову куклы. Для этого нужно вырезать небольшой треугольник-косынку.


Связываем ниточки на руках куклы. Ведь ей нужно будет держать своих деток.


Делаем младенца. Возьмем кусочек хлопчатобумажной грубой ткани размером 10/7см, туго скрутим столбик и перевяжем его красной нитью. Из белой ткани вырежем косыночку и закрепим ее на голове младенца, как показано на фото.


Запеленаем младенца. Берем лоскуток размером 10/13 для пеленки. Пеленаем, как показано на фото. Открытые края ткани подгибаем вовнутрь, чтобы не было ниток, и работа выглядела аккуратно и эстетично, перевязываем.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!