Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Православные женские имена список. Как выбрать православное имя девочке. Можно ли назвать малыша по-одному, а крестить по-другому

У наших предков не было такой проблемы, как выбор имени для новорожденного. Это сегодня в некоторых семьях доходит до скандала, так как папа хочет назвать сына Джордан, мама - Аполлон, а бабушки и дедушки мечтают о Ванечке. А вот в прежние времена все решала церковная православная книга, которая называлась «Святцы». Приходили родители в церковь, и батюшка предлагал на выбор несколько имен христианских святых, память которых чтили в день рождения малыша. А если сейчас родители хотят сделать выбор именно этим способом - как выбрать имя ребенку по святцам?

Как правильно выбирать имя по святцам?

День рождения, день Ангела, именины… Многие путают эти понятия и поздравляют в день рождения с именинами. На самом деле день рождения - это тот день в который родился человек, а именины - это день памяти того святого, в честь которого его назвали. Второе название именин - это день Ангела или день тезоименитства. Ранее эти дни почти у всех совпадали, а сейчас - практически нет. Несмотря на это, некоторые люди стали отмечать день Ангела наравне с днем рождения.

В Святцах содержится около 1700 различных имен. Большинство из них - для мужчин, к тому же, они в основном вышли из употребления. Это не мудрено, ведь многие имена для современных людей кажутся смешными, к примеру, Попий, Мнасен, Курдува или Яздундокта.

Если вы решили назвать новорожденного по святцам, запомните следующее:

  1. Лучше всего подобрать имя для малыша того святого, которого чтят в день рождения. К примеру, ваш ребенок родился 1 февраля. Вам поистине повезло, так как согласно святцам, новорожденного можно назвать следующими именами: Арсений, Григорий, Генрих, Луиза, Евфрасия, Марк, Макар, Мелетий, Савва, Феодосия, Федор или Януарий.
  2. Если же у вас мальчик, а в этот день нет имен для представителя мужского пола, то современная церковь обычно советует посмотреть на несколько дней вперед. Точно также можно поступить, если предложенное имя (или имена) вам вообще не понравились.
  3. Имя при крещении дается один раз в жизни и больше не меняется (исключение - меняется имя при пострижении в монашество и при смене веры).
  4. В последнее время некоторые родители дают детям двойные имена: одно - мирское, а второе - церковное. Кто-то так делает специально, а кто-то случайно - просто при рождении малышу дают не православное имя, а в церкви родители узнают, что под именем, к примеру, Стэлла или Камилла ребенка крестить нельзя. В таком случае батюшка предлагает родителям выбрать православное имя малышу - близкое или созвучное с «паспортным».
  5. Если святой, в честь которого вы назвали малыша, почитается за год несколько раз, то днем Ангела является ближайшие именины после дня рождения.

С древности до наших времен

Православная книга «Святцы» - это не что иное, как полный перечень всех имен святых, которых чтит Православная Церковь. Второе название этой книги «Месяцеслов», так как в ней расписан весь год день за днем по месяцам.

Давать имя ребенку по святцам - это древняя традиция многих народов. Славяне не стали в этом исключением. Люди верили, что когда малыш получает имя святого, которого почитают в день его рождения или крещения, то у него будет счастливая и долгая жизнь. В то же время было не желательно нарекать ребенка именем великомученика - тогда ему уготована тяжелая жизнь, полная лишений и страданий.

Если в день рождения ребенка поминали нескольких святых, то родители могли выбрать имя из нескольких, предложенных батюшкой. Если же имя было одно, то выбора у родителей, увы, не оставалось. Перечить церкви люди не смели. Позже, если в день рождения нового человечка не поминали никакого святого, или имя очень уж не нравилось, то родителям стали «увеличивать» список имен: можно было рассматривать имена святых, память которых празднуется на восьмой или сороковой день после рождения ребенка. Дело в том, что наши предки считали, что имя новорожденному нужно давать не ранее восьмого дня, а таинство Крещения необходимо было провести именно на сороковой день.

«Месяцеслов» использовали вплоть до революции 1917 года. С приходом советской власти, когда церкви стали массово истреблять, а религию - запрещать, от традиции называть детей по святцам отказались. В настоящее время родители стали намного чаще обращаться к православному календарю, чтобы выбрать имя ребенку. Многие верят, что оно осчастливит малыша, а святой, в честь которого его назвали, станет заступником и ангелом-хранителем для ребенка. А некоторые родители просто следуют современной моде, ведь сегодня старинное или необычное имя является «последним писком». Вот и встречаются в садиках и школах дети с именами Лука и Акулина, Спиридон и Евдокия, Илларион и Пелагия.

Календарь имен по святцам на каждый месяц

Именины в январе

Имена в феврале

Имена в марте

Имена в апреле

Имена в мае

Имена в июне

После введения на Руси христианства детям при рождении начали давать имена по православному календарю в честь православных святых. Ребенок получает небесное покровительство выбранного святого, между ними создается тесная духовная связь. Святой становится для ребенка его ангелом-хранителем на всю жизнь.

Каждый день Русская Православная Церковь чтит память какого-либо святого, иногда – нескольких святых. В эти дни памяти, соответствующие их именам, люди отмечают именины.

Выбрать имя ребенку можно руководствуясь православным календарем (святцами). В нем приведен полный список православных имен как для девочек, так и для мальчиков. При выборе имени обычно ориентируются на дату рождения. В календаре приводится список месяцев и дней в них. Для каждого дня указываются имена святых, память которых чтится в тот или иной день.

Если подходящие ребенку имена по каким-либо причинам не устраивают родителей, можно выбирать имена других ближайших дней или восьмого дня с момента рождения ребенка. Наши предки на восьмой день после рождения нарекали младенцев. Если не подходят имена, предназначенные для дня рождения или восьмого дня, можно наречь младенца именем, приходящимся на сороковой день после рождения.

Каждый год православные календари имен обновляются. Календарь 2018 года включает в себя больше мужских имен, нежели женских. В связи с этим девочек часто называют женскими именами, произведенными от мужских, например, Александра, Иоанна, Евгения. Тогда для девочки выбирается святой покровитель-мужчина.

Выбор имени зависит во многом от времени года, в которое родился ребенок.

  • Девочки, рожденные зимой, физически и морально крепкие, целеустремленные, напористые и обладают сильной волей. Поэтому имена стараются давать более мягкие, чтобы наделить девочку большей женственностью и нежностью.
  • Весной рождаются девочки эгоистичные, ранимые, робкие, боящиеся перемен. В будущем этим девочкам часто сложно устроить личную жизнь. Имена им дают такие, чтобы придать ребенку уверенность и решительность в характере.
  • Летние дети обладают ярким темпераментом, любят приключения. Такие девочки обычно становятся лидерами в любом коллективе. Им рекомендуют давать спокойные имена для уравновешивания холерического темперамента.
  • Осенние девочки наделены такими чертами характера как принципиальность, независимость, холодность. Обычно отсутствует чувство такта. Для возмещения недостающей мягкости и женственности выбирают нежные имена.

Что лучше: церковные редкие или русские женские нынешних времен?

Существует множество красивых женских имен, как привычных православных, так и нестандартных, редких, пришедших из древности.

Большинство имен, которые используются сегодня в повседневной жизни появились в русской культуре из древности. Многие из них имеют отнюдь не славянское происхождение. Появились женские русские имена в результате развития древней славянской культуры, связанной с обычаями, бытом, верой древних славян.

Выбирая девочке имя, необходимо представлять, насколько комфортно ребенок будет чувствовать себя с ним по жизни и в обществе. Иногда в погоне за нестандартностью родители выбирают вычурные имена, из-за которых дети страдают в будущем. Имя должно соответствовать традициям местности и принадлежать той культуре, в которой живет девочка.

Ключевые факторы при выборе имени – его мелодичность и гармоничность, а также созвучность с фамилией и отчеством. Имя должно подчеркивать индивидуальность малышки, наделять девочку красотой и женственностью.

В древние времена смыслом жизни женщины были материнство и хранение семейного очага, поэтому значения многих имен содержало предназначение женщины – создание семьи и её благополучие.

Значительная часть старинных церковных имен имеет греческое происхождение, например, Инесса, Евдокия, Вероника. Хоть их относят к древним, их можно часто услышать в обществе, поэтому их можно смело выбирать для ребенка.

Сегодня многие родители возвращаются к своим корням и русской культуре, поэтому сегодня нередко можно услышать старинные имена. Особенно часто используют такие имена как Златоцвета, Вера, Добромила, которые не режут слух и положительно воспринимаются обществом.

Однако, многие старинные церковные имена бывают сложными для восприятия. Слишком замысловатое имя может привести к тому, что ребенку в будущем будет сложно ужиться в детском коллективе.

Большинство людей выбирает привычные и современные русские имена:

  • Екатерина.
  • Елена.
  • Ксения.
  • Дарья.
  • Елизавета.
  • Софья.

Выбор зависит от предпочтений родителей, степени религиозности и культурных ценностей.

Подборка с указанием значений

Благодаря нашей подборке, вы сможете выбрать для своего чада самое лучшее русское женское имя, причем с весьма красивым, необычным, редким звучанием, особенно, если оно будет старинным церковным.


Женские имена:

День Ангела - день нашего Ангела Хранителя, данного нам при Святом Крещении, а день празднования памяти святого, имя которого мы носим, называется именинами. Поэтому день Ангела следует праздновать в день крещения, а именины - в день памяти святого небесного покровителя.

Для того, чтобы узнать, в честь кого из святых мы названы, следует взять церковный календарь и найти ближайший после даты нашего рождения день памяти святого с нашим именем. Этот день памяти святого покровителя и станет именинами, когда бы в церковному году ни праздновался.

А вот если этих праздников несколько, тогда выбирают ко дню рождения или ко дню крещения, или ко дню воцерковления - как будет угодно. Конечно, православный имеет иконочку своего святого и знает его жизнь. Жизнь нашего святого служит нам примером и вдохновением.

Молитва небесному покровителю

Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей

Молитва Ангелу-Хранителю

Ангеле Божий, хранителю мой святы и, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.


Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
Евангелие от Луки (X, 20)

В нашу жизнь возвращается чудесный праздник - именины.

Как и многие другие культурные традиции, празднование именин последние десятилетия находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: "как на... именины испекли мы каравай". Между тем, именины - праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на "октябрины" и "звездины". Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, "почетные родители", иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с "пережитками" доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила "Муху-Цокотуху" К. Чуковского за "пропаганду именин".

Но все возвращается на круги своя, и мы вновь поздравляем наших родных и знакомых с Днем Ангела (это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; нельзя, однако, смешивать святых покровителей с Ангелами-Хранителями, посылаемыми для попечения и охранения людей). Традиционно День Ангела относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца , апостола Петра , Св. Александра Невского и т. д.

В прошлом именины считались более важным праздником, чем день "телесного" рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день - это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь - древнее сакральное число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями - в честь родственников, например.

Именины обращают нас к одной из наших ипостасей - к личному имени.

Быть может, к древнему девизу "Познай себя" следует добавить: "Познай свое имя". Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать "а место в обществе - сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.

В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой ("хорошее имя - хороший знак"). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, иризыванием благодати.

В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен - столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени.

Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других - практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал - значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения "обманных", ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен - непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели "малое" имя, известное всем, и "большое", которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов - в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших - неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь - имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские "молочные" имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов ("чертыхаться"): таким образом можно было накликать "недобрую силу". Древние евреи не смели называть Имя Божие:

Ягве (Иегова) в Ветхом Завете - это "неизреченное Имя", священная тетраграмма, которую можно перевести как "Я семь, Который есмь". По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными - в них присутствует Божие "неизреченное Имя": так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, "человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования... всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово".

Предназначением христиан считается святость, и в прошлом каждое христианское имя считалось святым. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже "реализовалось" в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, "помощника", "молитвенника". С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один "избранный народ".

В Православии сила имени считается столь значительной, что святость икон действительна лишь в том случае, если лик изображенного святого "подтвержден" написанным именем.

Почтительность к высоким именам выражалась и в том, что в православной традиции не было принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением - Мария, в то время, как другие святые жены имели имя Мария (Марья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

В начале XX века в православном монашестве возникло характерное течение - имяславцы, которые утверждали, что в Имени Божием сокрыто богоприсутствие, сила и энергия, исходящая от Самого Господа. В краткой форме это положение выражалось словами Св. Иоанна Кронштадтского: "Имя Божие есть Бог". В имяславии Имя становилось мостом, соединяющим небесное и земное. Проблема соотношения Имени и Сущности имеет свои корни в философии и богословии, как проблема соотношения Энергии и Сущности, которую разрабатывали еще неоплатоники, а в Средние века - Св. Фома Аквинат и Св. Григорий Палама.

Имяславцы оказали сильное влияние на русскую философию начала века. А.Ф.Лосев в 20-х годах написал работу "Философия имени", где дал глубокий анализ "мира как имени". Лосев пишет: "В любви мы повторяем имя и взываем к любимому через имя. В ненависти мы хулим и унижаем ненавидимое через его имя. И молимся мы и проклинаем через имена, через произнесение имени... Именем и словами создан и держится мир. Имя носит на себе каждое живое существо. Именем и словами живут народы, сдвигаются с места миллионы людей" (досовское "имя", конечно, шире понятия "личное имя"). В те же годы новомученик о.Павел Флоренский развивал имяславческие идеи о том, что святые люди имели определенный склад личности и "определенную кривую жизненного пути", как носители имен, более того, как "наилучшие их выразители" ("по имени - житие, а не по житию - имя"). Силою своей благодати, святые посылают от Небесного Чертога энергию своего имени на соименных людей. Флоренский определяет имя как формообразующую силу, как "эмблему" и выражение типа личности, ее духовного и душевного строения.

Русский христианский именослов складывался веками.

Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: "прозвищное" имя и два крестильных имени (одно - явное, другое - потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские "прозвищные" имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен - в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).

С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские - Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: "нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских - есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества".

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания "дехристианизации" именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлен на переустройство, а значит - и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись "красные святцы", выдумывались новые, "революционные" имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего "социалистического лагеря") продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории - здесь уместно вспомнить другую мысль о.Павла Флоренского: "имена не придумаешь", в том смысле, что они "наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев".

Что такое женские святцы

Женские святцы – это поименный перечень святых женщин, чтимых православной церковью. Святцы содержат список имен исторических личностей, причисленных церковью к лику святых. По сути, это календарь женских имен по месяцам и дням чествования их обладательниц, канонизированных в разное время. В отдельных изданиях святцы называются месяцесловом, в них содержатся не только церковные женские имена, но и таблицы для определения дат Пасхи. Обычно здесь же помещаются краткие песнопения, прославляющего святого или церковный праздник.

После крещения Руси славянский именослов существенно изменился – языческие имена, созданные средствами древнерусского языка, постепенно были вытеснены христианскими именами. Хотя параллельное использование дохристианских и христианских имен продолжалось вплоть до XVII века, при крещении девочкам присваивались православные женские имена.

Правила выбора имени по святцам

В старину обряд наречения именем проводили либо в день появления на свет младенца, либо на восьмой день после рождения младенца. Православие рекомендует выбирать те церковные имена для девочек, святые носительницы которых вспоминаются церковью на восьмой день после рождения ребенка. Если в этот день наречение не состоялось, родители или священник делают выбор из имен, приходящихся на сороковой день от рождения, когда по церковным правилам должно проходить крещение. Если выбор имени пал на мирское имя, то при крещении ребенку подбирается либо созвучное православное имя (Светлана-Фотиния), либо имя почитаемого в семье святого. Это можно легко сделать, просмотрев имена для девочек в святцах по алфавиту. День памяти святой, в честь которой дано имя, и есть именины девочек, названных этим именем.

Крещение может выпасть на день, когда в святцах нет имен святых женщин. Тогда могут быть выбраны женские аналоги мужских имен, например:

  • Александр – Александра
  • Валентин – Валентина
  • Антон – Антонина
  • Адриан – Адрианна
  • Павел – Павла
  • Серафим – Серафима

Каждый день любого месяца отмечают именины женские святые, список которых содержаится в православных святцах. В последнее время все больше родителей называют девочек старинными именами, такими как:

  • Ариадна
  • Феодосия
  • Феврония
  • Ираида
  • Исидора
  • Неонилла
  • Олимпия
  • Пелагея

Многие родители-христиане, когда в их семье появляется младенец, предполагают, что он будет воспитываться в православных традициях национальной русской культуры. Тогда встает вопрос, как правильно выбрать православное имя. Давайте посмотрим, какие имена считаются православными и есть ли отличие между каноническими и светскими православными именами.

С принятием христианства на Руси официальными стали считаться имена, данные при крещении. Детей нарекали по так называемым «святцам». « » составлялись на основе имен, принятых в христианском мире. Это были и византийские, и древнееврейские, и скандинавские, и, конечно, общеславянские имена. Вот и получается, что значение русских православных женских и мужских имен восходит к разным языкам.

Появление православных имен на Руси

Поначалу новые имена были совершенно непонятны и чужды русским людям. Откуда было знать неграмотным крестьянам, что Андрей означает «мужественный», Никифор – «победоносный», а Пульхерия – «прекрасная». Наши далекие предки многие из них и выговорить-то правильно не могли. Приходилось переделывать на свой лад. Так, Дионисий трансформировался в Дениса, Диомид – в Демида, а Иулиания – в Ульяну. Такое «переиначивание» долгое время не поощрялось властями и церковью. Неправильное написание имени приравнивалось к оскорблению личности, за это могли привлечь к суду. Но повседневная жизнь внесла свои коррективы в каноническое имянаречение. Постепенно приноровились к разговорному русскому языку, и в устной речи укрепились новые формы иностранных имен, которые было проще и легче произносить. Например, мужское имя Иван имеет каноническое звучание Иоан. А во второй половине XVII века эти имена были утверждены царским указом и теперь на совершенно законных основаниях стали считаться женскими и мужскими православными именами.

Поскольку (именослов) содержат имена святых, то, естественно, он постоянно пополнялся. После канонизации славян, в нем появились мужские имена русского происхождения – Олег, Глеб, Владимир, Игорь. А женские имена Надежда, Вера, Любовь образовались как перевод древнегреческих Пистис, Элпис, Агапе.

Что надо учесть при выборе православных имен

Выбирая русские православные имена для девочек и мальчиков, необходимо учитывать, что при крещении это имя может быть изменено, если оно не соответствует канонической форме. Полину окрестят Аполлинарией, Жанну – Иоанной, а Валерия – Уарелием. Светлане соответствует имя Фотиния, а Виктории – Ника.

Полный список православных мужских и женских имен отличается большим выбором и разнообразием. Прежде чем выбрать имя своему ребенку с хорошим значением в честь небесного покровителя, нелишне будет посмотреть, как оно «увяжется» с отчеством и фамилией. Согласитесь, что Геронтий Петрович Зайцев звучит, мягко говоря, несовременно. Чтобы имя помогло ребенку сформировать цельный характер и определило ему удачную судьбу, можно посоветоваться с Нумерологией и проанализировать основные числовые характеристики имени.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!