Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Нераспространённые и распространённые предложения. Закрепление. Распространенные и нераспространенные предложения

Вопросы падежей

Как? где? куда?

В поле рос красивый цветок.

Белоснежные лилии раскрываются

перед ясной погодой.

в) Опрос правил (дать толкование слову «синтаксис», «дополнение», «определение», «обстоятельство»)

    – Проверим знание словарных слов.

    На какие группы можно разделить эти словарные слова?

(существительные, прилагательные, глаголы, наречия, одушевленные и неодушевленные и т.д.)

Что объединяет эти части речи?

(они все самостоятельные части речи, все словарные слова)

В предложении эти части речи могут быть какими членами предложения?

Какие виды предложений по цели высказывания вы знаете?

По эмоциональной окраске?

По наличию второстепенных членов предложения?

    – Чем похожи и чем отличаются эти столбики?

___ ͇ . ___ ͇ .

͇ ___ . ͇ _ ._ __ .

Как вы думаете, почему я взяла схемы распространенных и нераспространенных предложений?

    Объявление темы:

Какую цель на уроке поставим?

    Работа по карточкам

Определить распространенное или нераспространенное предложение.

    Идет дождь.

    Идет сильный дождь.

    Светит солнце.

    Играет мальчик.

    Плывет корабль.

    Ходит важно пингвин.

    Дует теплый ветерок.

    Дует ветер.

    Стоит хорошая погода.

    Около дома лает собака.

Вывод: Предложения, которые состоят только из главных членов предложения, называются нераспространенными.

Предложения, которые кроме главных членов, имеют хотя бы один второстепенный член, называются распространенными.

    Чтение правила, страница 191

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз наклон, два наклон,

Зашумел листвою клен.

Какое время года изображено?

По каким признакам определили, что это весна?

Составить два предложения по теме: «Весна», записать, подчеркнуть грамматическую основу.

I - в II – в

Распространенные Нераспространенные

    Заслушать ответы учащихся по вариантам

    Разбор предложения у доски

гл прил сущ 4

Наступила долгожданная весна. (Повеств., невоскл., распростр.)

Что такое синтаксис? (Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения)

Какие второстепенные члены предложения знаете?

Как их определить?

    – составить предложения по схеме, дать характеристику (выдать карточки каждой группе)

    Составить Кластер «Предложение»

Вывод: Распространенные предложения имеют хотя бы один второстепенный член.

    Выполни тест «Предложение»

Тест «Предложение»

    Найди грамматическую основу

Идет летний дождь

а) летний дождь

б) идет дождь

в) идетлетний

2. Найди определение.

Стояла ясная погода.

а) стояла

в) погода

3. Дай характеристику предложению

Наступила долгожданная весна.

а) Повествовательное

б) Распространенное

в) Повествовательное, невосклицательное, распространенное

4. Какое это предложение.

Прилетели птицы.

а) Побудительное

б) Нераспространенное

в) Восклицательное

5. Нераспространенное предложение не имеет

а) второстепенных членов предложения

б) местоимения

в) главных членов предложения

6. Назови второстепенные члены предложения

а) сказуемое, подлежащее

б) существительное, глагол, прилагательное

в) дополнение, определение, обстоятельство

    Проверим тесты друг у друга

    Охарактеризовать предложения по наличию второстепенных членов

    Выполнить упражнение № 516, стр. 194

    Проверить упражнение 519. Стр. 194

Отвечают на вопросы рефлексии:

Сегодня на уроке я научился….

Я понял, что

Мне было интересно ………

Красное – мне было интересно, я все понял.

Зеленое – я затрудняюсь, я не понял.

3) * Поблагодарить за урок.

* Поставить оценки

Стр. 191 (правило) № 519. Объяснить

Тема урока: Нераспространённые и распространённые предложения.

Проведённый мною урок – это интегрированный урок с использованием межпредметных связей (литература и искусство) и технологии проблемного обучения .

Помимо изучения новых терминов ученики должны научиться отличать односоставные и двусоставные предложения от распространённых и нераспространённых; отработать навыки нахождения нераспространённых и распространённых предложений в художественном тексте.

Воспитательная цель отображена в девизе к уроку и направлена на формирование гармоничной личности, сочетающей в себе нравственные качества и эстетический вкус.

Урок направлен на развитие познавательных интересов учеников.

Проводится урок в виде диалога, который способствует созданию проблемных ситуаций, заставляющих детей думать.

Оживляет урок, на мой взгляд, работа с очень красивым стихотворением Николая Доризо »Вот кактус. Разве он цветок?»; выставка ученических рисунков, выполненных различными красками, в разных техниках. Особый интерес у ребят вызывает домашнее задание.

Надеюсь, и вам понравится моя задумка…

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока : Нераспространённые и распространённые предложения.

Урок русского языка в 5 классе

(Использование технологии проблемного обучения, межпредметные связи: литература, искусство)

Цель урока:

изучить новые термины; научиться отличать односоставные и двусоставные предложения от распространённых и нераспространённых; отработать навыки находить нераспространённые и распространённые предложения в тексте.

Воспитательная цель:

Нравственное и эстетическое воспитание.

(Воспитательная цель отображена в девизе к уроку и направлена на формирование всесторонне-развитой личности, сочетающей в себе нравственные качества и эстетический вкус).

Развивающая цель: развитие познавательных способностей учеников.

Тип урока: урок-диалог

Оборудование урока: проектор; кактус-комнатное растение; выставка рисунков учащихся, выполненных различными красками; записанные на доске нравственные качества.

Девиз урока:

« В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда,

И душа, и мысли»

А. П. Чехов.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Фронтальный опрос:

Назовите главные члены предложения. Приведите примеры.

Назовите второстепенные члены предложения. Приведите примеры.

Как называют предложения, у которых есть и подлежащее и сказуемое?

Пример (двусоставные предложения).

А какие предложения называются односоставными?

Беседа по девизу урока:

О какой красоте идёт речь в высказывании?

(о внешнем облике и о внутреннем мире человека)

Как по-другому называют внутренний мир человека?

(духовный, духовность)

На доске записано значение слова, выписанное из толкового словаря С. И. Ожегова:

Духовность – свойство души, состояние в преобладании духовных и интеллектуальных интересов над материальными.

Какие нравственные качества должен в себе воспитывать человек? (называют)

Сопоставьте свои ответы с записью на доске . (учитель раскрывает доску)

Нравственные качества:

порядочность,

честность,

доброта,

скромность,

доброжелательность,

чуткость,

взаимопомощь,

сострадание,

милосердие,

человеческое достоинство…

Как вы думаете, труднее быть внешне красивым или внутренне? Почему?

(Духовно человек развивается и совершенствуется всю жизнь, а нарядиться можно мгновенно)

Какая пословица вам вспомнилась после наших рассуждений?

(По одёжке встречают, а по уму провожают)

Что важнее: внешняя красивость или душевная красота?

(Душевная)

Обращаем ли мы внимание на внешность человека, если он добрый, честный…?

А если он красив, но злой…?

(Связь со сказкой В. А. Жуковского «Спящая царевна»: Почему добрый царь не позвал на пир двенадцатую чародейку? Потому что она была хромоногой, старой? Или была другая причина?)

Вывод: очень хорошо, когда личность гармонична: когда внутренний мир человека соответствует его внешнему облику. Каждый из вас уже красив. И ваша задача не испортить первозданную красоту плохими поступками.

III. Объяснение нового материала.

1. Объяснение осуществляется путём работы над предложениями, записанными на доске.

Дети трудятся.

Дети дружно трудятся

Подчеркните в предложениях грамматическую основу. Каковы предложения по составу: односоставные или двусоставные? Отличаются ли они друг от друга?

(Оба предложения двусоставные. Но во втором предложении помимо грамматической основы есть второстепенный член предложения – обстоятельство)

  1. Продолжим наблюдение, записав ещё два предложения:

Осень.

Наступила золотая осень.

- Каковы эти предложения по составу: односоставные или двусоставные? Отличаются ли они друг от друга?

(Первое предложение - односоставное, второе – двусоставное и в нём есть определение.)

Смысл каких предложений в каждой из групп полнее: первых или вторых? (Вторых)

Из чего состоят два первых предложения?

(только из грамматических основ: Дети трудятся. Осень.).

За счёт чего распространяются вторые предложения?

(за счёт второстепенных членов предложения: обстоятельства и определения).

Какова роль второстепенных членов предложения?

(они расширяют, распространяют предложения)

Сделаем вывод: какие предложения называются распространёнными?

(Предложения, в которых, кроме главных членов предложения, есть второстепенные, называются распространёнными)

Какие нераспространённые? Вы догадались?

(Верно! Те, у которых нет ни одного второстепенного члена предложения)

Скажите, ребята, достаточно ли хотя бы одного второстепенного члена предложения, чтобы предложение стало распространённым?

(Да, именно такие предложения и были в наших примерах)

IV . Закрепление нового материала.

  1. Читаем стихотворение Николая Доризо «Красота»:

Вот кактус.

Разве он цветок?

На бугорке земли шершавой

Нелепо скрюченный виток

Колючей проволоки ржавой.

Однако даже он

И тот

Однажды вдруг

В степи кромешной

Цветёт,

Да как ещё цветёт,

С какой доверчивостью нежной!...

Спит красота в любом из нас.

Мы все красивы от рожденья-

Однажды

Вдруг,

Хотя б на час

Или хотя бы на мгновенье,

Спит красота.

И жаль мне тех,

В ком глухо спят её порывы,

Тех,

Кто ушёл от нас навек,

Не зная, как они красивы.

О чём это стихотворение?

В каких строчках заключена основная мысль?

(Спит красота в любом из нас. Мы все красивы от рожденья)

Какие чувства оно пробудило у вас?

Какой вывод можно сделать из услышанного?

(Необходимо научиться видеть красоту, не растрачивать первозданную красоту, постоянно совершенствовать себя, помогать другим раскрыть себя)

  1. Задание к тексту (стихотворение, а затем и задание к нему перед детьми в

На экране)

Выпишите из стихотворения нераспространённые предложения

(Вот кактус. Разве он цветок?)

А кто-нибудь знает, какими частями речи является слова «вот» и «разве»?

(это частицы: «вот- указательная, а «разве»-вопросительная)

Какими чертами характера обладает человек-кактус?

(неприступный, способный ранить, причинить душевную боль…)

- Как вы думаете, ребята, шипы у этого цветка только для того, чтобы ранить? (шипы у него для защиты )

Скажите, может ли такой человек совершить добрый поступок? Как об этом сказано в стихотворении? (Наверное, может. Он просто нуждается сам в защите. Возможно, он более раним, чем другие. Может быть, его часто обижали в жизни, как собачку Кусаку, из рассказа Леонида Андреева)

  1. Викторина:

(Детям заранее предложила дома нарисовать следующие цветы: розу, лилию, хризантему, колокольчик, ромашку, одуванчик, календулу, петушиные гребешки. Рисунки выполнялись различными красками: гуашью, акварелью, пастелью, углем. Если дети будут испытывать затруднения при ответе, они смогут воспользоваться заранее приготовленными подсказками. От мастерства маленького художника зависит точность рисунка, его узнаваемость).

Какой цветок напоминает нежного, но очень слащавого человека?

(лилия)

Какой цветок ассоциируется с человеком, который никогда не умолкает? (колокольчик)

А какой похож на человека очень привлекательного, но способного больно ранить? (роза)

Какой цветок даже внешне похож на очень стойкого человека? (хризантема)

Какой цветок ассоциируется с человеком-драчуном? (петушиные гребешки)

Какой напоминает человека, быстро меняющего своё настроение, с неустойчивым характером? (одуванчик)

А какой похож на крайне скромного, неброского, но очень милого человека? (ромашка)

Какой цветок напоминает человека, готового всегда прийти на помощь? (календула)

В конце урока учитель изобразительного искусства отметит наиболее удачные ученические работы.

Домашнее задание:

Напишите сочинение-рассуждение о человеке-цветке: « Знакомый незнакомец», используя в нём предложения на изученную тему. (Вы должны описать кого-либо из одноклассников, знакомых, используя отличительные особенности цветов, растений. Мне бы не хотелось, что бы вы писали о человеке-чертополохе, человеке-полыни. Возможно, кто-то пожелает написать о человеке-букете. Помните, что букет – это умело составленная композиция. Если вас что-то раздражает в этом букете, помогите составить красивую композицию).


проанализируй строение предложений, выдели главные и второстепенные члены предложений. запиши отрывки, вставляя гласные в приставки глаголов. Подчеркни

главные члены предложений. Рядом с нераспространенными предложениями напиши (нераспр.), с распространенными- (распр.) Выпиши из распространенных предложений словосочетание, покажи с помощью стрелки и вопроса связь главного слова и зависимого. 1. Гаснет день.За косогором разливается закат. 2. Блекнут травы. Дремлют хаты. Рощи вспыхнули вдали. 3. Завяли травы. Лето миновало. Лесные тропы осень замела.

Пожалуйста)))))1) Замените книжное слово благоговейный в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите это синоним.Ян глядел

на него с благоговейным восторгом.

2) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Стрелять в него теперь, (1) когда он отдыхал, (2) не подозревая об опасности, (3) было бы преступлением...Но Ян ведь жаждал этой встречи уже давно, (4) он должен выстрелить!

3)Среди предложений 1-4 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородными(паралельным) и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

1) Охотничий сезон уже близился к концу, когда Ян в одно ветреное морозное утро встретил знакомого дровосека. 2) Дровосек рассказал ему о том, что видел в лесу гигантского оленя, у которого был целый лес рогов на голове. 3) Ян понял, что это именно тот олень, которого он уже давно выслеживает, и быстро пошёл по направлению, что указал ему дровосек. 4) Вскоре он напал на следы, принадлежавшие, несомненно, оленю Песчаных холмов.

4) Среди предложений 26-31 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.

26) Бедное, прекрасное животное!27) Долго мы были врагами: я был преследователем, ты-жертвой, но теперь всё переменилось.28) Много дней я преследовал тебя, а теперь ты можешь без страха стоять предо мною.29) Никогда рука моя не поднимется, чтоб убить тебя.30) Ступай, без страха броди по лесистым холмам: никогда более не стану я преследовать тебя.

5) Как вы понимаете значение слова человечность? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение рассуждение на тему: Что такое человечность, взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите пример из вашего жизненного опыта.

Пожалуйста)))))

Задание.Выпиши из каждого предложения сначалда грамматическую основу,затем второстепенные члены.Покажи графически, к подлежащему или к сказуемому

относятся второстепенные члены.

Алиса сидела на берегу.Она скучала.Иногда Алиса посматривала на книгу.Но книга была без картинок.С горя Алиса сплела венок из маргариток.Вдруг рядом появился белый кролик.

Сколько здесь распространенных предложений?А сколько нераспрастраненных?Как ты определил?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!