Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Логические игры для дошкольников: значение и примеры

Каждый родитель должен понимать, что развитие логического мышления на ранних этапах взросления ребенка – это основополагающий фактор, важность которого не подвергается сомнению. Чтобы дети с охоткой занимались умственной деятельностью, лучше всего преподносить материал в игровой форме.

На сайте развлекательного портала Quicksave представлено огромное количество детских онлайн игр на логику. Они научат маленьких геймеров азам сравнения и анализа, нахождения простых закономерностей, сопоставления полученной информации и т.д. Натренированные мыслительные нейронные связи помогут успешно решать школьные задачи, уверенно противостоять сложным жизненным ситуациям.

Очевидная польза логических игрушек для молодых, пытливых умов

Яркие и захватывающие виртуальные тренажеры способствуют:

  • Ускорению мыслительных процессов и повышению концентрации;
  • Созданию фундамента для формирования будущих талантов, креативности;
  • Увеличению объемов памяти;
  • Возникновению и закреплению новых навыков и способностей;
  • Улучшению взаимодействия со сверстниками и т.д.

Не только дошкольники, но и ребята постарше могут принять участие в захватывающих развлечениях: разгадывать ребусы, соперничать с компьютерам в турнирах по шахматам и шашкам, успешно останавливать нашествие зомби, выбирая правильную стратегию и просчитывая возможные ходы оппонента наперед.

Бесплатно играть в обучающие игры на логику полезно не только детям, но и взрослым. Чтобы немного отвлечься от наскучившей реальности, всем игрокам предоставляется чудесная возможность в проведении ежедневных интеллектуальных тренировок с комплексом занятий на прокачку отдельных способностей: тесты на внимательность, задачи на запоминание, нетривиальные мыслительные головоломки и т.п.


Развивающее обучение онлайн – это увлекательно и доступно

Поддерживайте детскую умственную активность в тонусе с прекрасным помощником и эффективным инструментом – логическими играми от Quicksave. Главное – создать условия - сохранять заинтересованность ребенка, чтобы он получал мотивацию и самостоятельно продолжал развиваться.

Наш уникальный контент максимально адаптирован для этих целей, особенно приложения из категории: , .

Привлекательная графика, различные уровни сложности, нескучный сюжет – это необходимые критерии, которые позволяют комплексно подходить к всестороннему развитию личности ребенка.

Современные педагоги успели оценить важность развития логического мышления у детей детсадовского возраста. Получив представление об элементарных законах логики, научившись анализировать, сравнивать, обобщать и выделять частное, предвосхищать результат, ребенок будет чувствовать себя комфортнее, оказавшись за школьной партой.

Значение логических игр в развитии дошкольника

Собственно мышление и мышление логическое необходимо понимать как родовое и видовое понятие. Человек как существо разумное, которому присуща высшая нервная деятельность, получает информацию извне. Его сознание отражает эту информацию непосредственно или опосредовательно. Подобный вид познавательной деятельности присущ всем психически здоровым людям.

Особенностью мышления у ребенка дошкольного возраста является то, что он может не только синтезировать мысль, но и выразить ее на словах. Педагоги-психологи характеризуют его мыслительный процесс как наглядно-образный, то есть ребенок видит предмет и может определять его свойства, предназначение без выполнения каких-либо действий с ним. На основе наглядно-образного мышления можно развивать логическое.

Оно же представляет собой умение перерабатывать полученную информацию через призму законов логики. Целью развивающих логику игры у дошкольников является обучение детей основополагающим логическим операциям. То есть, в игровой форме дети 4-6 лет учатся:

  • анализировать;
  • обобщать (классифицировать);
  • выделять частное (синтезировать);
  • сравнивать;
  • строить гипотезы.

Логические игры способствуют развитию у ребенка:

  • внимания;
  • памяти;
  • концентрации;
  • умения выражать свои мысли;
  • самостоятельности;
  • целеустремленности.

Кроме того, логические игры формируют у дошкольников предпосылки, которые в будущем помогут им развязывать сложные математические задачки.

Виды логических игр с примерами

1. Логические конструкторы

Пожалуй, конструктор является наиболее полезной и увлекательной игрушкой, когда-либо изобретенной человечеством. Обычно, эта игрушка ассоциируется с яркими игровыми наборами, в которых из отдельных деталей можно собрать пиратскую шхуну, станцию скорой помощи, вокзал, прочее. Но логические конструкторы представляют собой нечто другое. Обычно, они деревянные, пластиковые или металлические. Организовывая игры с такими, взрослый ставит перед собой цель — развивать конструктивные умения и логическое мышление дошкольника. Имея перед собой отдельные элементы, ребенок должен в уме спрогнозировать конечный результат, и, действуя последовательно, собрать из конструктора определенную геометрическую фигуру, какой-либо другой объект.

Пример: «Магнитный конструктор»


Игровой набор состоит из металлических палочек и магнитных шариков. Соединяя палочки с помощью магнитов, можно собирать объемные фигуры. Ребенку 5 лет можно предложить собрать модель по примеру, который прилагается к набору. А уже в 6 лет малыш может фантазировать и пытаться сконструировать задуманные им предметы.

Пример: «Блоки Дьенеша»



Этот простой конструктор дает родителям возможность познакомить ребенка практически со всеми приемами логики. Он состоит из набора основных геометрических фигур разного цвета и размера. Фигурки могут быть плоскими или объемными. Готовую игру можно приобрести в деревянном или пластиковом вариантах. Нечто подобное также можно изготовить своими руками из цветной бумаги.

Оперируя с блоками Дьенеша, можно обучить ребенка:

  • выявлять и описывать свойства фигур;
  • сравнивать их;
  • группировать по одинаковым признакам;
  • собирать из отдельных элементов (блоков) единое целое (определенные предмет, символ, животное, прочее.

Ребенку можно предложить следующие виды занятий:

  • Рассортировать блоки по цвету, форме или размеру.
  • Взрослый выкладывает в ряд пять блоков, четыре из которых объедены общим свойством, а один отличается от них (например, четыре зеленых блока и один красный, четыре круга и один треугольник). Ребенок должен убрать лишний и рассказать, почему он выбрал именно его.
  • Взрослый складывает блоки в мешок. Ребенок должен будет опустить в него руку и не глядя описать предмет, который ему попался.
  • Взрослый начинает выстраивать логическую цепочку из трех элементов. Например, он кладет квадрат, круг и треугольник. Ребенок должен повторить эту последовательность. Постепенно количество элементов в цепочке увеличивается.
  • Взрослый берет один блок и прячет его за спиной. Он называет свойства, которыми не обладает фигура. «Это не треугольник и не квадрат». Ребенок должен угадать форму. «Она не красная и не желтая». Ребенок должен отгадать цвет. И так далее.

2. Головоломки

Эти игрушки можно предложить уже четырехлетнему ребенку. Важно, чтобы взрослый, который организовывает игру, правильно описывал ребенку логическое задание и следил за правильностью его выполнения.

Пример: «Палочки Кюизнера»



Головоломка представляет собой комплект из пластиковых или деревянных палочек прямоугольной формы различной длины и цветов. Варианты игр с ними разнообразны.

Четырехлеткам, например, можно предложить такие:

  • рассортировать выложенные на столе палочки по цвету;
  • расставить палочки в линию, начиная самой короткой и заканчивая самой длинной, чтобы получилась лесенка;
  • выложить перед ребенком от пяти до десяти палочек, попросить его сосчитать их.

Старшему же дошкольнику посильны более сложные игры:

  • найти такие палочки, длинна которых, если сложить их вместе, равнялась бы длине самой большой палочки;
  • взять желтую, красную и зеленую палочки и попросить ребенка назвать и показать не красную и не желтую;
  • рассортировать палочки по цвету и сложить из них геометрические фигуры.

Примеры игр с палочками можно найти в специальных сборниках или в Интернете (палочки кюизенера схемы).

3. Графические игры

Сборники логических задач продаются в магазинах книг и игрушек. Подобные развивающие задания можно найти в прописях для малышей. Вариантов таких игр действительно безграничное количество.

Пример: «Лабиринт»



Руководствуясь логикой, ребенок должен преодолеть витиеватый лабиринт и привести медвежонка к бочке меда.

Пример: «Дорисуй по образцу»

Дошкольник должен воспроизвести рисунок по примеру либо соединить точки.

Пример: «Найди лишнее»

В линейке из предметов ребенок должен отыскать лишний и рассказать, почему он сделал именно такой выбор.

4. Словесные логические игры

В процессе словесных логических игр дошкольники учатся воспринимать информацию на слух, анализировать и воспроизводить ее, тренируют внимание и память.

Пример: «Скажи одним словом»

Взрослый называет ряд предметов, ребенок должен их обобщить:

  • круг, ромб, треугольник – фигуры;
  • синий, красный, зеленый – цвета;
  • машина, автобус, поезд – транспорт;
  • чашка, тарелка, сковорода – посуда;
  • папа, мама, дедушка – семья.

Пример: «Чем отличается»

Взрослый называет пару слов, ребенок должен назвать их отличия:

  • лето и зима;
  • машина и корабль;
  • дерево и куст;
  • мяч и кубик.

Можно разнообразить игру карточками (или игровыми наборами).

Организация логических игр педагогами

Подобная игровая деятельность имеет целенаправленный характер, она обязательно должна быть запланированной. Организация логических игр педагогами в дошкольных учреждениях, как правило, происходит в три этапа:

  • Подготовительный: педагог принимает решение, какой конкретно закон логики будет прорабатываться в процессе игры, подбирает дидактические материалы и наглядные пособия.
  • Формирующий: происходит непосредственно игра, основанная на операциях с дидактическим материалом. Решаются задачки на логику исключительно под контролем педагога, а иногда и при его участии.
  • Контрольный: с целью проверки и закрепления преподнесенных малышам знаний педагог может продолжить им развязать типовые логические задачки самостоятельно.
    Развивающими логику заданиями, которые можно предложить дошкольнику, являются конструкторы, лабиринты, головоломки, настольно-печатные (графические) и словесные игры. Организовывая логическую игру, можно также использовать любые игрушки, предметы-заменители, прочее.

Без логики и сообразительности сегодня никуда - они значительно облегчают жизнь и помогают найти выход из, казалось бы, безвыходной ситуации. Развить логику и сообразительность, а также внимательность и терпение лучше с малых лет, потому что чем старше человек, тем сложнее ему даются новые знания, а в детстве все впитывается, как губкой, и надолго задерживается в памяти. Если вашему ребенку уже от 3 до 6 лет, или ему скоро предстоит сесть за школьную парту и взяться за учебники, то самое время познакомить его с логическими заданиями, которые помогут ему заметно поумнеть и стать увереннее. И не пугайтесь, задания будут несложными, понятными, с подробными объяснениями и интересными персонажами-учителями. Выполнять их указания ребенку наверняка понравится, а вам останется контролировать, чтобы ребенок не заигрался.

Умным стать просто

Раньше, лет тридцать назад, чтобы развить у ребенка логику, а также другие полезные навыки, достаточно было купить одну книжку и не волноваться, что в ней чего-то не хватает. Во-первых, ее составляли знатоки своего дела, лучшие специалисты СССР. А во-вторых, других книг все-равно не было, так что выбирать не приходилось. А сейчас все совсем по-другому: на каждом шагу, в любом книжном, есть сотни вариаций на разные возрасты; есть даже разделение для девочек и мальчиков, двойняшек и близнецов. Большой вопрос, есть ли в таком разделении смысл, но сейчас речь не об этом.

Помимо ярких книжек сегодня есть и виртуальные игры, они – настоящая палочка-выручалочка для занятых родителей, которым просто некогда часами заниматься с ребенком. Конечно, игры в полной мере не заменят маму и папу, кубики и пирамидки, паззлы и раскраски, которые можно не только увидеть, но и пощупать. Однако кое-какая польза от виртуальных уроков есть, главное, уметь выделить действительно хорошие проекты и задания от полной ерунды. Эта задача целиком ложиться на плечи родителей, а также им нужно следить за временем, которое ребенок проводит перед монитором.

В играх можно легко найти задания на внимательность, скорость, сообразительность, воображение и так далее. Например, раскрасить картинку или дорисовать фигуру, посчитать, сколько будет два плюс два, пять плюс семь и другие примеры. Можно, как и в жизни, собрать паззл или конструктор, это тоже полезно, потому что учит ребенка сопоставлять детали и запоминать их. С помощью онлайн-уроков еще можно выучить иностранные языки, но тут важна регулярность и постоянная практика, без помощи родителей точно не обойтись.

Математика, геометрические фигуры, задания на память, поиски предметов, правописание – что только не придумано, аж глаза разбегаются, не знаешь, за что хвататься в первую очередь. А чтобы родителям было попроще, многие игры разделены по возрастам: для самых маленьких (2-3 года), для дошколят (4-6), для начальной школы (7-10) и так далее. Опираясь на возрастные ограничения, гораздо легче сделать правильный выбор.

Весь мир – загадка

Все мы были маленькими, многого не знали, не понимали, сейчас этот период времени уже не сохранился у нас памяти. А ведь детям все интересно, они многое видят впервые и хотят скорее разобраться, почему светит Солнце, почему ночью на небе заметны звезды, почему ветер может поднимать и уносить листья, а камни слишком тяжелые. Поэтому ребенок практически в любом возрасте, и в два года, и в десять, время от времени засыпает родителей вопросами, а те не всегда могут подобрать слова, чтобы все понятно объяснить.


В этом случае родителям на помощь опять спешат развивающие игры. Они помогут не только развить столь важное логическое мышление, но и узнать много нового об окружающем мире. И все это в простой, понятной, ненавязчивой форме, не то что в школе. А учителями для детей в большинстве случаев в играх выступают знакомые из мультиков и сказок герои: волшебники, добрые монстры, говорящие животные, мифические существа, персонажи, которых каждый день можно увидеть по телевизору. Сами подумайте, ребенку наверняка будет приятнее заниматься математикой на пару с любимым супергероем или красавицей-принцессой. В этом случае его не придется долго и нужно уговаривать, вот увидите, ребенок хотя бы пару раз выполнивший задания персонажа-кумира, в следующий раз сам вам напомнит, что пора решить парочку примеров.

Но если даже ребенку очень нравится заниматься, не стоит нагружать его слишком сильно, отведите для занятий конкретное время и придерживайтесь его. Тогда ребенок точно не переутомиться, не разочаруется и останется довольным.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!