Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Как запомнить информацию надолго. Как запомнить много информации за короткий срок. Как быстро запоминать информацию.

Екатерина Додонова

Бизнес-тренер, блогер, инструктор по развитию памяти и скорочтению. Учредитель образовательного проекта iq230

1. Поймите

Очень часто люди пытаются просто зазубривать незнакомые слова и фразы, даже не понимая их значения. Возможно, этого хватит на несколько дней, скажем, для сдачи экзамена. Если, конечно, лектор не попросит объяснить, что вы понимаете под абляцией и какие же признаки у тех самых хромосомных аберраций из первого билета.

Мозг отлично запоминает слова, связанные ассоциативно. Непонятные буквенные сочетания он же отбрасывает, словно мусор, не желая тратить на них время.

По этой причине большинство людей с трудом учат . Странно звучащее слово не вызывает в памяти родных и понятных сердцу картинок.

Поэтому для лучшего запоминания необходимо сначала разобрать и понять все новые термины. Постарайтесь прочувствовать слово и связать его в воображении со знакомыми понятиями.

2. Придумайте ассоциацию

Наличие фантазии - один из мощнейших инструментов для запоминания информации. значительно облегчают процесс заучивания важных докладов, презентаций, текстов, в том числе на иностранных языках за счёт искусственных ассоциаций.

Возьмём слово «понедельник». Какие кадры бегут на вашем внутреннем экране? Это может быть утро, жуткие пробки на дороге, мысль, пульсирующая в голове, день в календаре, страничка дневника из детства или гудящий муравейник офиса. А что видите вы?

Чтобы ассоциативные связи получились крепкими и долговечными, можно использовать правило пяти пальцев. К каждому пальцу привязывается своя ассоциация, наполненная тем или иным содержанием.

Пальцы Ассоциация
Большой «Изюм». Оригинальная, вздорная, абсурдная
Указательный «Эмоции». Используйте только позитив
Средний «Про себя любимого». Смело связывайте объект запоминания с собой
Безымянный «Ощущения». Подключите органы чувств: зрение, слух, запах, вкус, тактильные ощущения
Мизинец «В движении». Заставьте ваш объект двигаться. Мозг быстрее запоминает информацию в динамике

Таким образом, необходимая информация отпечатается в вашей памяти сразу на всех уровнях чувств, что позволит ещё долго пользоваться ей.

3. Обманите магическое число 7 ± 2

Известный американский учёный-психолог Джордж Миллер установил, что кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Режим постоянных информационных перегрузок уменьшает это число до 5 ± 2.

Тем не менее существует простой способ обмана законов кратковременной памяти: применение метода историй, который предполагает логическое связывание в одну цепочку разрозненных объектов запоминания. У вас может получится смешная, невероятная и совершенно невозможная в реальной жизни история. Главное, что с помощью неё вы сможете запомнить более 15 элементов единовременно.

По замыслу режиссёра в следующей сцене вы должны плавать в бассейне, до краёв наполненном манной кашей. Да, только представьте себе это безумие в ярких красках. Почувствуйте кожей, как манная крупа прилипает к вашей коже. Как тяжело плыть в этой тёплой жиже, хотя каша и не слишком густая. Как в воздухе пахнет молоком, сливочным маслом и детством.

4. Повторяйте правильно

Наш мозг можно программировать - это научный факт. Для необходимо её осознание и ежедневная работа в выбранном направлении. Поэтому, если вы твёрдо решили, что вам крайне важно выучить английский за полгода, то мозг уже настроился на интенсивное запоминание. Но помимо регулярного обучения важно и регулярное повторение пройденного материала.

Используйте определённые временные интервалы для наилучшего запоминания: повторите материал сразу после обучения, затем через 15–20 минут, через 6–8 часов (лучше перед сном) и последний раз - через неделю.

5. Настройтесь

Пожалуй, нет ничего хуже, когда человек думает о себе в негативных тонах: «Я никогда с этим не справлюсь», «Для меня невозможно это запомнить», «У меня не получится выучить такой сложный доклад». Используйте только позитивные утверждения, программируя свой мозг на работу и результат.

Настройтесь правильно, скажите себе: «Я вспоминаю!», «У меня хорошая память. Я вспомню», «Я запомню и легко перескажу своими словами через два часа». Настраивайте себя сами. Ресурсное состояние мозга - зона вашей ответственности.

Зная пять секретов памяти, можно без труда научиться запоминать действительно сложные и разносторонние материалы. Кроме того, существует множество интересных и естественных для человека способов тренировки памяти и закрепления необходимых объектов запоминания, о которых Екатерина Додонова также детально рассказывает в своей книге .

Приятного чтения и отличной вам памяти!

В конце XIX века немецкий психолог Герман Эббингауз построил кривую забывания, показывающую, как долго хранится в памяти запомненная однажды информация.

Эббингауз предлагал испытуемым запоминать бессмысленные трехбуквенные слоги. При механическом запоминании, то есть когда человек не понимает смысла материала и не применяет мнемотехник, через час в памяти остается лишь 44% информации, а через неделю - менее 25%. К счастью, при осознанном запоминании информация забывается гораздо медленнее.

Основная часть информации забывается в первые часы после заучивания. Что с этим делать?

Дальнейшие эксперименты показали, что при повторении заученного материала скорость забывания снижается. Чем больше повторений, тем прочнее запоминается информация.

Из экспериментов по определению скорости забывания можно сделать практические выводы. Один из них состоит в том, что практика заучивать что-либо за один раз неэффективна. Запоминать объемную информацию лучше в несколько подходов, выделив время на повторение.

Если на заучивание отводится один день, оптимальным режимом повторений будет следующий:

первое - через 15–20 минут после заучивания;
второе - через 6–8 часов;
третье - через 24 часа.

Повторять информацию лучше активно: не прочитывать или прослушивать во второй раз, а пытаться извлечь из памяти и подглядывать в источник. Если вам посчастливилось выделить для запоминания информации больше времени, повторяйте ее следующим образом:

первый раз - в день заучивания;
второй - на четвертый день;
третий - на седьмой день.

Если объем информации велик, повторять ее лучше с разной степенью подробности. В первый раз - в полном объеме, во второй - ключевые моменты, в третий - весь объем информации в другой группировке или в другом порядке. Чем основательнее вы ее переработаете, тем крепче запомните.

Трехкратное повторение - необходимый минимум. Когда разведчик-нелегал заучивает легенду, он повторяет ее сотни раз и впоследствии регулярно возвращается к ней, освежая в памяти. Ведь от этого зависит его жизнь.

Эффект края

Эта закономерность памяти занимает в разведывательном деле особое место. Чтобы проверить ее, проведите небольшой эксперимент. Быстро, без подготовки, прочтите:
фейерверк; функция; апельсин; доктор; автомобиль; журнал; часы; редакция; диван; небоскреб; панно; метеорит.

Закройте список и попробуйте вспомнить слова из него. Проверьте себя. Скорее всего, в число запомнившихся вам слов попадут «фейерверк» и «метеорит».

Слова из середины списка будут припоминаться труднее и с ошибками. Итак, лучше всего запоминается начало и конец. Эффект края работает не только на списках. Когда вы пытаетесь вспомнить события прошедшего дня, яснее всего видятся утро и вечер.

На экзамене студенты мечтают вытянуть первый билет. При заучивании легенды труднее всего дается ее хронологическая середина.

Как уже говорилось, эффект края активно используется в разведке. С его помощью вы можете замаскировать свой интерес к какой-либо теме. Для этого не заговаривайте о том, что вас действительно интересует, в начале и конце разговора. Начните с отвлеченной темы. В середине сообщите или спросите то, что вам нужно. В завершение беседы поговорите о чем-то еще.

Эффект края срабатывает не всегда. Если вы затронете крайне болезненную для человека тему, он запомнит это в любом случае, даже если вы поднимете ее в середине беседы.

Что же, в том и состоит искусство разведчика, чтобы знать больные места людей и обходить их. Задайте вопрос иначе. Например, создайте впечатление недалекого, нетактичного человека, упомянувшего неудобную тему по незнанию или недомыслию. В этом случае собеседник запомнит вашу неуклюжую бестактность, которая оттеснит на задний план суть заданного вами вопроса.

Интерференция

Суть интерференции состоит в том, что похожие воспоминания смешиваются. Два сходных воспоминания словно влияют друг на друга, и чем больше они похожи, тем сложнее достоверно их припомнить. При этом не только новая информация затрудняет припоминание старой, но и, наоборот, часто старая мешает воспроизведению новой.

Например, вы в течение нескольких лет пользуетесь банковской картой и отлично помните ее пин-код. По истечении срока действия карты банк перевыпускает ее. Поначалу при каждом обращении к банкомату в вашей памяти автоматически будет всплывать старый пин-код, и потребуется сознательное усилие, чтобы припомнить новый. Но через некоторое время привычка изменится: новый пин-код будет припоминаться автоматически, а старый - с усилием. Сходные воспоминания, связанные с одной и той же ситуацией, мешают друг другу.

Чтобы уменьшить негативное влияние интерференции, можно разнести запоминание схожей информации во времени. Например, при подготовке к экзамену старайтесь заучивать материал в таком порядке, чтобы друг за другом следовали как можно более непохожие вопросы.

Если вам нужно прочесть большое число документов, пусть каждый следующий по возможности отличается от предыдущего. Это правило справедливо во многих случаях: смена деятельности сберегает силы. Если в течение дня вам нужно отредактировать документ, написать рецензию и нарисовать схему, то работы с текстом, редактирование и рецензирование лучше отделить друг от друга рисованием.

Наоборот, если вы хотите, чтобы ваш собеседник что-то забыл, перегрузите его большим количеством информации на схожую тему. Спросите его мнение, подробно обсудите детали, пусть он проникнется сказанным. В результате такого трюка в памяти собеседника возникнет путаница, и благодаря интерференции он не сможет ясно припомнить то, что ему, по вашему мнению, следует забыть. Как минимум ваш собеседник начнет путаться и потеряет уверенность.

Когда в беседе с вами кто-то силится что-то вспомнить, а вы хотите этому помешать, начните… подсказывать. Неверные, но близкие к истине подсказки будут мешать припоминанию - создадут все ту же интерференцию. Этим приемом пользуются адвокаты, запутывая свидетелей во время судебных заседаний.

В повседневной жизни вы можете наблюдать подобное явление, когда друзья или близкие пытаются помочь вам вспомнить что-либо, но своими подсказками только затрудняют дело. опубликовано

Присоединяйтесь к нам в

«Все жалуются на свою память,

но никто не жалуется на свой разум».

Франсуа де Ларошфуко,

герцог, французский писатель-моралист

Каждый из нас рано или поздно сталкивается с необходимостью быстро запомнить большой объем информации : лекцию, выступление, доклад и т.п. Особенно проблематично работать с неинтересными или научными тексами. Как быть? К каким приемам прибегнуть? Подойдем к вопросу разумно .

Самое первое правило: положительный настрой . Не нужно пугаться и говорить: «Мне никогда это не освоить». Напротив – подбодрите себя: «Сложная, но интересная задача, наверняка, мне по плечу! Я запомню весь объем прочно и надолго».

Следующий важный шагосмыслить выгоды , которые Вы получите, когда справитесь с задачей. Например, блестяще выступите на конференции или продемонстрируете коллегам свои способности оратора. Можно выписать вытекающие из этого плюсы: Вас запомнят в научной среде, на Вас обратит внимание шеф и т.д.

Придумайте себе финальное поощрение : после заучивания посмотрю новый фильм или побалую себя мороженым.

Вспомните все, что Вам уже знакомо по данной теме : материал проще запоминается, когда его мысленно присоединяют к уже имеющемуся багажу. Уверена, крупица знаний практически на любую тему найдется в каждом из нас!

Разбейте материал на смысловые фрагменты – пусть их будет от пяти до девяти. Основываясь на сделанном разделении, составьте шпаргалку или интеллект-карту. Попробуйте повторить текст, прибегая к своим записям.

Разделите процесс заучивания на отрезки: делайте минутные перерывы после каждых 15 минут работы и 10-15 минутные паузы после 45-60 минут запоминания. В короткие перерывы займитесь расслабляющей гимнастикой для глаз и кистей, проветрите помещение. Во время длительных пауз смените вид деятельности: покушайте, сходите за хлебом, подметите комнату. Не смотрите телевизор и не читайте газет: так Вы только перегрузите память!

Вы расстроены, что приходится заучивать такой большой и сложный объем информации? Особенно не дается одна тема? Отлично! Отрицательные эмоции нам пригодятся: выскажите свое отношение и приступайте к зубрежке – на фоне эмоционального расстройства информация «оседает» намного лучше.

Похожий прием: по ходу работы с текстом формируйте личное отношение к написанному. Где-то Вы будете согласны с автором, где-то – нет. Что-то покажется Вам слишком сложным и маловероятным. А что бы Вы сказали по этому поводу? Как только материал «зацепит», он лучше запомнится.

Или другим экзаменам главная задача – прочитать и запомнить максимально возможный объем информации . Можно конечно делать по старинке (прочитать текст и попытаться его вспомнить), а можно использовать современные техники эффективной работы с текстами. В этом случае, зная особенности и , Вы за более короткий период времени сможете запомнить в 2 раза больше информации чем обычно.

1. Магия цифры 7.

Психологи заметили, что одной из особенностей нашей память является то, что при одновременном восприятии она способна удержать, а потом воспроизвести в среднем 7 объектов. При этом, 7 букв или цифр запомнить не легче, чем 7 слов или 7 фраз. Следовательно, изучаемый к экзамену материал нужно разбить на семь смысловых частей, при этом информацию в каждой части нужно обобщить и выразить главную мысль одной фразой.

Интересно то, что наш мозг обладает такой способностью, что для запоминания и одного предложения, и одной мысли, в которой заключен смысл нескольких страниц текста, требуется практически одинаковый объем памяти.

2. Техники активного запоминания.

2.1.Метод ключевых слов

Ключевое слово – это своеобразный «узел», который связывает хранящуюся в нашей памяти информацию с нашим сознанием и позволяет ее воспроизвести. Чтобы запомнить достаточную большую фразу или определенный фрагмент текста достаточно выделить 1 – 2 ключевых слова и запомнить их. Впоследствии, вспомнив эти слова, можно вспомнить и всю информацию. Этот способ можно так же применять для запоминания больших по объему текстов, составив цепочку из ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой логически.

2.2.Повторение материала.

Этот метод предполагает мысленное воспроизведение ранее изученного материала. Прежде чем начать читать учебник или изучать конспект, нужно вспомнить и кратко записать все то, что вы знаете по теме (даты, формулы, основные факты). А затем проверить себя, заглянув в книгу.

При изучении совершенно нового материала, читая текст, нужно сразу выделить главные мысли и составить краткий план ответа на вопрос, записав все это на отдельном листе. Тогда в последний день перед экзаменом достаточно будет просмотреть эти листочки.

2.3.Использование приемов зрительной памяти .

Зрительные образы задерживаются в нашей памяти гораздо лучше, чем текст, и если у вас достаточно хорошее воображение можете попробовать использовать эту технику.

1) Мысленно представьте себе предмет, который хотите запомнить. «Раскрасьте» его необычными цветами, или представьте огромного размера, или придайте ему необычную форму. «Поверните» его и посмотрите на него с разных сторон.

2) Для запоминания чисел (например, исторических даты) или формул представь себе, что число или формула, которые нужно запомнить, написаны крупным красным шрифтом на белой стене. Заставь эту надпись мигать 15 секунд в вашем воображении и вы вряд ли сможете ее забыть в ближайшее время.

3.Схематизация материала (построение графических схем)

Изобразите изучаемый материал в виде схемы. Отразите в ней последовательность изложения материала и ключевые моменты. Сделайте смысловые цепочки. Единственное условие – схема должна быть размещена на одном листе и хорошо восприниматься зрительно.

Если ваша деятельность связана с необходимостью запоминать большие объемы информации, то рекомендую прослушать хороший тренинг "Принципы и методы развития памяти" . На нем вы сможете узнать об инструментах по улучшению памяти, о продуктах, помогающих укреплению памяти, о техниках концентрации внимания, получите "музыкальные таблетки" для развития памяти и интеллекта и многое другое.

Устали от сдачи зачетов и не в состоянии запомнить то, что прочитали вчера вечером? Вы знаете, что знаете это, просто не можете вспомнить в нужный момент. В этой статье вы узнаете, как запоминать все, что нужно. Тут представлены инструкции, основанные на том, каким образом вы учитесь. Информация будет полезна вам независимо от того, хотите ли вы запомнить статьи Конституции или число Пи до 32 цифры после запятой.

Шаги

Слуховая память

Зрительная память


Тактильная/моторная память


Чтение


  • Читайте и записывайте. После того, как прочли или выучили что-то, попробуйте записать это хотя бы раз, если у вас есть на это время. Ведь один раз записать – это как дважды прочесть.
  • Делайте короткие, но частые перерывы. Во время этих перерывов лучше всего сделать несколько упражнений, чем заняться чем-либо пассивным, как, например, 10 минут посмотреть телевизор. Это может привязать вас к телевизору, и вы и думать забудете об учебе. Упражнения проветрят мозг, и учеба пойдет проще, когда вы к ней вернетесь. Но будьте осторожны, не переусердствуйте с упражнениями.
  • Попробуйте выписывать то, что вам нужно запомнить. После того, как выписали, прочитайте вслух пару раз. Это особенно хорошо для заучивания материала, написанного на иностранных языках.
  • Многие обнаруживают, что их метод учебы – это комбинация определенных элементов всех вышеупомянутых методов. Может оказаться, что вы используете элементы каждого из трех методов, или пользуетесь разными методами, в зависимости от того, что изучаете. Будьте в курсе того, что больше вам подходит для запоминания информации, и не ограничивайтесь одним методом потому, что кто-то вам сказал, что у вас “только” зрительная память и т.д. Если для вас хорошо работают и другие способы, пользуйтесь ими.
  • Превратите информацию, которую надо запомнить, в песню - многим людям легче вспомнить информацию, услышанную определенным образом, например, в песне.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!