Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Коммуникативное поведение личности. Понятие коммуникативного поведения

1. Социально — психологический климат организации

Система общественного разделения труда сложилась исторически. Члены общества могут заниматься трудовой деятельностью как индивидуально, так и коллективно, объединяясь в различного типа организации, компании, фирмы и т.д. Объединения людей в организации позволяет им эффективнее включаться в систему общественного производства, создавать более крупные и мощные социально-производственные системы по сравнению с индивидуальной системой труда.

Формы общения. Введение в социальную психологию. Обучение социальным навыкам. Социология массовой коммуникации. Психология общения. Психология организаций. Теория человеческой коммуникации. Взаимодействия, патологии и парадоксы. Исследования в области массовых коммуникаций.

Первая аксиома: невозможно общаться

Аксиомы коммуникации - это пять истин, установленных в человеческом общении. Психолог Пол Ватцлавик выделил пять аксиом по отношению к человеческому общению и считается само собой разумеющимся. В отношении первой аксиомы общения примером может быть встреча между двумя людьми, в которых один из них передает информацию в устной форме другому. Этот человек может хранить молчание, но эта тишина также передает информацию, поэтому с точки зрения Вацлавика невозможно не общаться.

С одной стороны, организация — это один из процессов управления социальной системой. С другой стороны, организация представляет собой один из видов социальной системы. Критерием, отличающим социальную организацию от всех других социальных групп, является определенная структура отношений и система взаимосвязанных интересов, мотивирующих трудовую деятельность.

Вторая аксиома: уровень содержания и уровень общения

Третья аксиома: характер отношений устанавливается на основе оценки или градации, которые участники делают из коммуникационных последовательностей. Он состоит из интерпретации обменов сообщениями и того, как они влияют на установление коммуникативных отношений. Во многих случаях ответ считается следствием или последствием предыдущей информации, когда коммуникативный процесс является частью системы обратной связи.

Классический пример можно увидеть в двух отношениях, в которых один человек ругает другого и, как следствие, убирается. Из-за этого отношения, вернитесь к ругательству. Эта ситуация является обратной и повторяющейся и может служить пояснительным примером третьей аксиомы.

Эффективность организации определяется по ряду показателей. В целом, исследования социальных психологов показывают, что комплексная оценка эффективности организаций может быть произведена лишь в том случае, если учтены объективные (экономические) и субъективные (социально-психологические) факторы.

В зарубежной социальной психологии говорят об » организационной культуре» в организациях, которая опирается на формирование психологического климата отношений между работниками.

Четвертая аксиома: Существует два режима связи: цифровой и аналоговый

В этом случае цифровая связь соответствует тому, что сказано, и аналогичная связь относится к тому, как это сказано. Примером четвертой аксиомы может быть диалог между двумя людьми.

Пятая аксиома: связь может быть симметричной и дополняющей

В симметричной связи существует некоторое равенство в поведении. Дополнительная связь соответствует коммуникативному процессу, в котором участники обмениваются различными типами поведения и их поведением в этом отношении дополняют друг друга. Это может быть превосходство или неполноценность.

Отечественные исследователи — Ю.П.Платонов и др. на основе многолетних исследований в организациях выделяют в качестве социально-психологических факторов эффективности организаций следующие:

Целенаправленность, характеризующая цели совместного взаимодействия, т.е потребности, ценностные ориентации членов организации, средства и способы взаимодействия;

Некоторыми примерами пятой аксиомы коммуникации могут быть отношения, в которых существует симметричное общение, в котором два находятся на одном уровне и воспроизводят поведение. Например: один из них критикует одно отношение, а другой отвечает, критикуя другое отношение. Примером дополнительной связи может быть между родителем и ребенком, в котором ребенок выражает вопрос или вопрос, а родитель отвечает консультантом или решением.

Он определяет способ общения, который обычно включает в себя манипулирование и использование языка для получения личной выгоды. Фактически, это форма проявления насилия, которая проявляется как в пара-словесном языке человека. Принятие такого типа общения обычно приводит к однонаправленному обмену информацией. То есть субъект, который агрессивно связывается, просто обращает внимание на свои собственные выражения, делая ненужным тот, который предоставляется собеседником.

Мотивированность, раскрывающая причины трудовой, познавательной, коммуникативной и прочей активности членов организации;

Эмоциональность, проявляющаяся в эмоциональном отношении людей к взаимодействию, в специфике эмоциональных, неформальных отношений в организации;

Стрессоустойчивость, характеризующая способность организации согласованно и быстро мобилизовать эмоционально-волевой потенциал людей для противодействия деструктивным силам;

Когда разные участники коммуникативного процесса используют агрессивную коммуникацию, обмен информацией, как правило, основывается на упреках и идеях, заданных индивидуально. Таким образом, агрессивная коммуникация обычно не достигает целей коммуникативных процессов, поскольку в их деятельности нет двунаправленного обмена. Напротив, этот тип связи обычно используется для передачи полномочий, спроса или превосходства над другим.

Что такое агрессивное общение?

Агрессивная коммуникация охватывает один из трех основных видов коммуникации: коммуникация и агрессивная коммуникация. В этом коммуникативном режиме особенно хорошо известна однонаправленность обмена между людьми. Поэтому цель агрессивной коммуникации не зависит от получения информационной обратной связи между участниками.

Интегративность, обеспечивающая необходимый уровень единства мнений, согласованности действий;

Организованность, обусловленная особенностями процессов управления и самоуправления.

Важным условием эффективности функционирования организаций является наличие в ней благоприятного социально-психологического климата, который включает многие вышеперечисленные факторы.

На самом деле агрессивная коммуникация преследует противоположные цели обмена. Этот коммуникативный режим используется для отправки четко выделенных сообщений получателю без получения ответа или возражения относительно выражения. Когда используется агрессивная коммуникация, мысли и идеи или отношения собеседников не имеют значения. Отправитель фокусируется только на своем сообщении, которое пытается проецировать его с максимальной силой и интенсивностью.

Чтобы говорить об агрессивном общении, необходимо следовать ряду основных принципов. Таким образом, это не ограничивается использованием грязных слов, высокой интонацией или использованием криков или других образцов силы. На самом деле агрессивная коммуникация часто развивается без наличия особо агрессивной или интенсивной лексики, хотя часто это часто наблюдается.

В отечественной социальной психологии термин «психологический климат» впервые использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы.

Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель.

Психологический климат, по его мнению — это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми в организации состоит из трех составляющих. Первая составляющая — это социальный климат, который определяется осознанием общих целей и задач организации. Вторая составляющая — моральный климат, определяющийся принятыми моральными ценностями организации. Третья составляющая- это психологический климат, т.е. те неофициальные отношения, которые складываются между работниками.

В этом смысле тремя основными принципами, которые постулируют агрессивную коммуникацию, являются: отсутствие слушания, отсутствие эмпатии и наличие только личных целей. Агрессивная коммуникация характеризуется главным образом отсутствием слуха во время коммуникативного процесса. Это означает, что люди, которые участвуют в таком типе общения, не слушают своих собеседников.

Отсутствие прослушивания агрессивной коммуникации связано не только с отсутствием активного прослушивания, но также подразумевает полное отсутствие внимания и понимания речи говорящего. Таким образом, отправитель просто передает и проецирует свои сообщения, как правило, сильным и интенсивным образом, и полностью отвергает элементы, выставленные другими участниками.

В целом, этот феномен принято называть социально-психологическим климатом коллектива организации.

В исследованиях отечественных социальных психологов (К.К. Платонова, А.А. Русалиновой, В.М. Шепеля, Б.Д. Парыгина, А.Н. Щербань и др.) наметились четыре основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата. Но все они сходятся во мнении, что феномен социально-психологического климата включает понятие состояния психологии организации как единого целого, которое интегрирует частные групповые состояния. Социально-психологический климат, как интегральное состояние организации включает целый комплекс различных характеристик. Разработана определенная система показателей, на основании которых оказывается возможным оценить уровень и состояние социально-психологического климата. При его изучении с помощью анкетного опроса за основные показатели обычно берутся следующие: удовлетворенность работников организации характером и содержанием труда, взаимоотношениями с коллегами по работе и менеджерами, стилем руководства фирмой, уровнем конфликтности отношений, профессиональной подготовкой персонала. Задавая вопросы анкетируемым, исследователь выясняет круг проблем организации. Математический анализ данных позволяет выявить характеристики и факторы благоприятного и неблагоприятного социально-психологического климата, формирование и совершенствование которого требует от менеджеров и психологов в фирмах понимания эмоционального состояния людей, настроения, отношений друг с другом.

Этот факт приводит к тому, что общение основано только на намерениях и идеях одного из участников, поскольку дискурс агрессивного коммуникатора ни в коем случае не учитывает информацию, излучаемую другими. Тот факт, что агрессивная коммуникация не включает прослушивание среди своих элементов функционирования, не напрасно. Фактически, отсутствие прослушивания отвечает целям, которые преследует коммуникатор посредством обмена.

При агрессивном общении соблюдаются только личные цели, поэтому коммуникатор не представляет никакой другой цели, кроме как отправлять сообщения, которые он хочет передать. Это приводит к тому, что сообщение является однонаправленным, а вмешательство участника отсутствует.

Зарубежные исследователи выделяют такое важное психологическое понятие как доверие, являющееся основой организационного успеха (Роберт Брюс Шо). С одной стороны, доверие — это проблема отношений между людьми, т.е. важная составляющая социально-психологического климата организации. Но с более широкой точки зрения, доверие — это мощная универсальная сила, влияющая практически на все, что происходит внутри организации и в отношениях между организациями и одновременно являющаяся структурной и культурной характеристикой организации. Р.Б. Шо определяет факторы, формирующие доверие. Это — порядочность, компетентность, лояльность, открытость сотрудников фирмы. Все эти факторы рассматриваются во взаимосвязи как » социальный капитал», достигнутый в организации.

В отличие от других коммуникативных процессов, агрессивная коммуникация не предназначена для достижения соглашений или обмена информацией с собеседниками. Единственная цель - передача личного сообщения, которое не модифицируется репликами других. Наконец, в агрессивном сообщении подразумевается полное отсутствие сочувствия со стороны коммуникатора.

Помимо того, что вы не слушаете речь собеседника, человек, который использует этот тип связи, также не дает никакого внимания или беспокойства о последствиях, которые могут вызвать его сообщение. На самом деле, единственная цель - удовлетворить личные потребности, чтобы эмоции, чувства или мысли, которые могут возникнуть у собеседника, не являются важными элементами.

Взаимосвязь между эффективностью организации и ее социально-психологическим климатом — важнейшая проблема для руководителей компании, фирмы. Поэтому так важно знание важнейших составляющих социально-психологического климата организации, разработанных как отечественными, так и зарубежными исследователями. Благоприятный социально-психологический климат — это итог систематической работы и мероприятий руководителей, менеджеров, психологов и всех сотрудников организации.

Этот последний принцип агрессивной коммуникации делает обмены крутыми и напряженными. Во время коммуникативного процесса между участниками, которые далеки и противостоят, нет никакой связи. Агрессивная коммуникация проявляется через все компоненты коммуникативного процесса, поэтому она охватывает как вербальные аспекты, так и пара-вербальные, паралингвистические, отношения и элементы интонации.

Имейте в виду, что элементы, составляющие агрессивную связь, не обязательно должны быть одинаковыми. Точно так же они не всегда проявляют себя с той же интенсивностью. Таким образом, беседа с низкой интонацией и спокойной речью может также быть агрессивным коммуникативным процессом в зависимости от других выявленных факторов.


2.1 Основы коммуникации

Коммуникации занимают важнейшее место в жизни организации и оказывают огромное влияние на индивидов и групп. Эффективный обмен информацией необходим на всех этапах деятельности и во всех подразделениях организации для достижения намеченных целей.

Коммуникационный процесс сложен. Он состоит из ряда этапов, которые взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. Каждый из этапов необходим для того, чтобы мысли и идеи одного индивида стали понятны другому.

Особого внимания заслуживают межличностные коммуникации, которые зависят от множества факторов. Изучение влияния различных факторов, таких, как, обратная связь, статусные различия, компетентность, доверие и совместимость работников, культурные различия и многие другие, позволит изучить процессы межличностных коммуникаций.

Таким образом, шесть элементов, которые определяют характеристики агрессивной коммуникации, позволяют идентифицировать этот тип коммуникативных процессов. Однако не следует впадать в ошибку идентификации в качестве агрессивной коммуникации только тех обменов, которые соответствуют каждому из элементов.

Общее поведение относится к общим аспектам, которые показывают поведение человека во время выполнения процесса коммуникации. Поэтому он не определяет конкретные элементы поведения, а устанавливает общие компоненты поведения. В этом смысле общее поведение агрессивного коммуникатора характеризуется проявлением превосходства через его действия. Коммуникатор принимает воинственную позицию с целью, чтобы собеседник поддался ее превосходству и принял послушную и покорную роль.

Для того чтобы обеспечить четкие и эффективные коммуникации в организации, необходимо знать и предотвращать возможные помехи в процессе их осуществления.

Итак, коммуникации – это передача информации от одного человека к другому, один из способов доведения индивидом до других людей идей, фактов, мыслей, чувств и ценностей. Цель коммуникации – добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения. В коммуникациях всегда участвуют, по крайней мере, два лица – отправитель и получатель.

С другой стороны, общее поведение коммюнике также характеризуется агрессивностью и внушением. Выполненные действия не нейтральны и направлены на повышение напряженности общения и подчинения другим. Общее поведение агрессивного коммуникатора направлено на то, чтобы передать требовательное и насильственное отношение. Такое отношение составляет основу общения, поскольку главная цель коммуникативного процесса - передать вызывающую позу.

Сильное отношение передается через все выразительные механизмы, которыми обладает человек, поэтому он не ограничивается использованием этого слова. На самом деле, требовательные отношения агрессивной коммуникации часто выражаются через интонацию, движения и зрительный контакт. Хотя вербальный контент может быть ограничен правильным, чтобы избежать прямого противостояния.

Отправитель – это любой индивид (сотрудник), имеющий определенные идеи, намерения, информацию и цель коммуникации.

Получатель – индивид, воспринимающий сообщение получателя.

Отсюда образуется двусторонний коммуникативный процесс, который представляет собой способ, посредством которого сообщение отправителя достигает получателя. Данный процесс вне зависимости от того, разговаривают ли собеседники, обмениваются ли люди жестами или общаются по электронной почте, всегда включает в себя восемь шагов.

По этой причине при определении сообщения как агрессивного, очень важно изучить, какое отношение принимает коммуникатор и какой тон он использует в своем поведении. Вербальные компоненты относятся к лингвистическому контенту, используемому в коммуникативном процессе. Агрессивное общение, помимо используемых мотов, характеризуется массовым использованием императивов.

Точно так же они часто критикуют поведение других людей и часто используют угрожающие выражения. Эти элементы препятствуют свободному выражению собеседников и направлены на достижение личных целей в процессе коммуникации. Однако иногда могут использоваться более нейтральные слова, которые относятся только к личным аспектам и индивидуальным потребностям.

1. Рождение идеи, которую хотел бы передать получателю отправитель. Без этого шага не может быть самого сообщения.

2. Кодирование, то есть, идея зашифровывается с помощью подходящих слов, диаграмм, других символов, используемых для передачи информации. На этом этапе отправитель определяет способ передачи, наиболее адекватный порядок слов и символов.

3. Передача. После того как определена форма сообщения, осуществляется его передача, например, в виде служебной записки, телефонного звонка или беседы, т.е. отправитель ставит своей целью выражение сообщения в вербальной или невербальной форме.

4. Получение. На четвертом шаге инициатива переходит к получателю, который должен настроиться на восприятие сообщения, т.е. при устном общении быть хорошим слушателем.

5. Декодирование сообщения. Отправитель стремится к тому, чтобы получатель адекватно воспринял сообщение, точно так, как оно было отправлено. Чем ближе декодированное сообщение к намерению, выраженному отправителем, тем более эффективна коммуникация.

6. Принятие сообщения. После того как получатель получил и расшифровал сообщение, он может принять его или отвергнуть. Именно получатель определяет принять ему сообщение в целом или частично. Факторы, влияющие на решение, зависят от восприятия адресатом степени достоверности сообщения, авторитета коммуникатора, а также от предполагаемого использования послания.

7. Использование информации. Использование информации получателем, который может никак не реагировать на сообщение; выполнить задачу в соответствии с указаниями; сохранить информацию на будущее или сделать что-нибудь еще. Данный шаг является решающим и зависит прежде всего от адресата.

8. Обеспечение обратной связи – присутствует, когда получатель демонстрирует реакцию на полученное сообщение. Это может быть любой сигнал получателя отправителю – кивок, подразумевающий понимание вопроса, быстрый ответ по электронной почте и т.д.

Двусторонние коммуникации, возникающие при наличии обратной связи, предполагают диалог получателя и отправителя. В результате получается развертывающаяся игровая ситуация, в которой отправитель может (и должен) корректировать свое следующее послание в соответствии с полученным ответом. Отправитель всегда нуждается в обратной связи и должен прилагать все силы к ее установлению.

Двусторонние коммуникации обеспечивают высокую степень удовлетворения отправителя и получателя, позволяют минимизировать искажения, достоверность сообщений существенно повышается.

2.2 Виды коммуникаций в организации

Коммуникации в организации классифицируются по следующим видам:

1.По субъектам и средствам коммуникаций:

  1. Антонов В.Г., Бобылева Н.В. Организационное поведение в таблицах и схемах / Под научной редакцией д. э. н. Г.Р. Латфуллина, д. э. н. О.Н. Громовой – М.: Айрис-пресс, 2002 – 288с. ил. — /Высшее образование;
    Понятие организации, значение и характеристика внешней среды организации Понятие и сущность организации Интеллектуальные организации

    2013-11-03
  • Глава 6. Концепт как основа языковой картины мира
  • Глава 7. Аккультурация как освоение чужой культуры. Культурный шок в процессе освоения чужой культуры
  • Глава 8. Стереотипы сознания
  • Глава 9. Невербальное коммуникативное поведение
  • Глава 10. Коммуникативное поведение
  • Глава 11. Языковая личность
  • Глава 12. Национальный характер как основа психологической идентичности. Параметры сопоставления психологической идентичности
  • Предисловие
  • Глава 1 история и теоретические основания межкультурной коммуникации
  • 1.1. Из истории возникновения теории
  • Межкультурной коммуникации
  • 1.2. Объект и предмет исследования в теории межкультурной коммуникации
  • 1.3. Современные подходы к исследованию межкультурной коммуникации
  • Глава 2 понятие коммуникации и ее роль в концепции культуры
  • 2.1. Определение коммуникации. Язык как базовый код коммуникации
  • 2.2. Определение культуры и типы культур
  • 2.3. Коммуникация, культура и язык
  • Глава 3 межкультурная коммуникация как особый тип общения
  • 3.1. Понятие и типы межкультурной коммуникации
  • 3.2. Переменные межкультурной коммуникации как ее системные составляющие
  • 3.3. Теория э. Холла: типы контекста культуры
  • 3.4. Теория г. Хофстеде: четыре параметра сравнения культур
  • 1. Индивидуализм - коллективизм.
  • 2. Дистанция власти.
  • 3. Боязнь неопределенности.
  • 4. Культуры с мужским и женским началом.
  • Глава 4 картина мира
  • 4.1. Реальный мир, культура, язык. Мировосприятие через призму культуры
  • 4.2. Соответствие картин мира коммуникантов как условие успешности межкультурного общения
  • 4.3. Относительность восприятия времени
  • 4.4. Цветообозначения в разных языках
  • Глава 5 языковые единицы как хранители культурной информации
  • 5.1. Коды культуры
  • 5.3. Паремиологический фонд языка
  • 5.4. Метафоры
  • Глава 6
  • 6.1. Понятие концепта
  • 6.2. Методика описания концепта
  • 6.3. Результаты исследования концептов базовых эмоций человека
  • Глава 7
  • 7.2. Результаты аккультурации
  • 7.3. Понятие культурного шока и его симптомы
  • 7.4. Механизм развития культурного шока
  • 7.5. Факторы, влияющие на культурный шок
  • 7.6. Подготовка к межкультурному взаимодействию
  • Глава 8 стереотипы сознания
  • 8.1. Понятие и сущность стереотипов
  • 8.2. Механизмы формирования стереотипов
  • 8.3. Происхождение стереотипов
  • 8.4. Функции стереотипов
  • 8.5. Виды стереотипов
  • 8.6. Значение стереотипов для межкультурной коммуникации
  • Глава 9 невербальное коммуникативное поведение
  • Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин определяют коммуникатив­ное поведение как поведение (вербальное и сопровождающее его невербальное) личности или группы лиц в процессе общения, ре­гулируемое нормами и традициями общения данного социума [Прохоров, Стернин, 2006: 42].

    Коммуникативное поведение характеризуется определен­ными нормами, которые позволяют охарактеризовать его как нор­мативное или ненормативное. Согласно И.А. Стернину, о нормах коммуникативного поведения можно говорить в четырех аспектах: общекультурные, ситуативные, групповые и индивидуальные нор­мы общения.

    А) Общекультурные нормы общения

    Общекультурные нормы коммуникативного поведения ха­рактерны для всей лингвокультурной общности и в значительной степени отражают принятые правила этикета, вежливого общения. Они связаны с ситуациями самого общего плана, возникающими между людьми в целом вне зависимости от сферы общения, воз­раста, статуса, сферы деятельности. Это стандартные, повторяю­щиеся коммуникативные ситуации: обращение, знакомство, изви­нение, комплимент, разговор по телефону, благодарность и др.

    Общекультурные нормы общения обладают определенной национальной спецификой. Так, у немцев и американцев при при­ветствии обязательна улыбка, а у русских - нет. Благодарность за услугу обязательна у русских, но не нужна в китайском общении, если собеседник ваш друг или родственник. При приветствии кол­лег у немцев принято рукопожатие, а у русских оно необязательно.

    Б) Ситуативные нормы общения

    Ситуативные нормы обнаруживаются в случаях, когда обще­ние определяется конкретной экстралингвистической ситуацией. Такие ограничения могут быть различны по характеру. Напрмер, ограничения по статусу общающихся позволяют говорить о двух разновидностях коммуникативного поведения - вертикальном (вышестоящий - нижестоящий) и горизонтальном (равный - рав­ный). В ситуативных нормах коммуникативного поведения может наблюдаться национальная специфика. Так, общение мужчины и женщины в русской культуре выступает как горизонтальное, а в мусульманской - как вертикальное, общение старшего с младшим у мусульман гораздо более вертикально, чем у русских.

    В) Групповые нормы коммуникативного поведения

    Групповые нормы отражают особенности общения, закреп­ленные культурой для определенных профессиональных, тендер­ных, социальных, возрастных групп. Есть особенности коммуни­кативного поведения мужчин, женщин, юристов, преподавателей, милиционеров, детей, родителей и т. д.

    Г) Индивидуальные нормы коммуникативного общения

    Индивидуальные нормы отражают индивидуальную культу­ру и коммуникативный опыт индивида и представляют собой ин­дивидуальное преломление общекультурных и ситуативных ком­муникативных норм в языковой личности. Индивидуальная норма включает также устойчивые нарушения общих и групповых норм, характерные для данного индивида.

    Коммуникативное поведение народа выступает в реальной коммуникации в двух аспектах - вербальном и невербальном. Вер­бальный аспект связан с речевыми формами выражения мысли, невербальный - с неречевыми, но участвующими в коммуникации (жесты, мимика, дистанция, поза и т. д.).

    К коммуникативному поведению примыкает социально и ком­муникативно значимое бытовое поведение. По мнению Ю.Е. Про­хорова и И.А. Стернина, бытовое поведение - совокупность пред­метно-бытовых действий людей, получающих в данном обществе, в данной лингвокультурной общности смысловую интерпретацию и тем самым включающихся в коммуникативный процесс и влияю­щих на поведение и общение людей [Прохоров, Стернин, 2006,

    с. 31]. К коммуникативному поведению примыкает также соци­альный символизм. По мнению И.А. Стернина, социальный сим­волизм - это отражение в сознании людей семиотической функции, которую пробретает в той или иной культуре определенное дейст­вие, факт, событие, поступок, тот или иной элемент предметного мира [Прохоров, Стернин, 2006, с. 31]. Социальный символизм является компонентом национальной культуры. Так, например, немецкая хозяйка убирает вино, принесенное гостями в качестве подарка, что рассматривается русскими как проявление жадности, скупости; в немецкой культуре вино рассматривается в таком слу­чае как сувенир. Таким образом, один и тот же факт бытового по­ведения получает разную коммуникативную интерпретацию в разных культурах. Проходить в одежде в комнату, ставить на стол свою сумку допустимо у китайцев, но символизирует неуважение к хозяину у русских. У русских, наоборот, неуважением будет молча оставить в комнате подарок для хозяина, в то время как у китайцев это знак уважения к хозяину. Цветы считаются вежли­вым и этикетным подарком у русских, а у китайцев они не имеют такого значения. Четное число цветов в букете символизирует у русских траурное назначение букета, а у многих народов - нет. Вытряхивание скатертей, ковриков из окна на улицу - проявление крайнего бескультурья у русских, но не является таковым у нем­цев или финнов. Подача немцами холодного ужина рассматрива­ется русскими как проявление лени немецких хозяек и демонстра­ция неуважения к званым гостям, в то время как у немцев это про­сто национальная традиция.



  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!