Индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста. Индивидуальная коррекционная работа с детьми дошкольного возраста детский сад
Анна Бунакова
План-конспект индивидуальных занятий с проблемными детьми старшего возраста педагога-психолога ДОУ
Снятие психомоторного напряжения и эмоциональных зажимов
«Капризы и упрямки» Погудкина И. А. «Работа психолога с проблемными дошкольниками »
ЗАНЯТИЕ 1
1. Приветствие – дети, передавая друг другу мяч, здороваются и называют свое имя.
2. Упражнение «Разные, но похожие» - дети выполняют команды взрослого по названному им общему признаку.
3. Упражнение «Эмоции» - дети с помощью пантомимики изображают различные эмоции; составляют рассказ.
4. Игра «Шаловливая минутка» - дети шалят в течение 1 минуты.
5. Упражнение «Аплодисменты» - дети аплодируют другому ребенку, сидящему на стуле.
6. Прощание – дети говорят о своем настроении, о понравившихся и не очень играх, прощаются.
ЗАНЯТИЕ 2
1. Приветствие - дети здороваются, называя имя соседа.
2. Упражнение «Ласковое имя» - дети говорят ласковую форму имени другого ребенка.
3. Упражнение «Поступки» - дети находят картинки с изображением плохих и хороших поступков.
4. Игра «Капризуля» - дети успокаивают «капризулю» , меняются местами.
«Как живешь?»
6. Игра – релаксация «Шалтай-болтай» .
7. Прощание – дети накрывают мяч ладошкой и хором говорят : «До свидания!»
ЗАНЯТИЕ 3
1. Приветствие.
2. Упражнение «Паутинка» - дети, держа в руках нить от клубка, говорят, что они любят, передавая клубок соседу.
3. Беседа «Мое настроение» - дети говорят о своем настроении.
«Как живешь?» - дети говорят слова с соответствующими движениями.
5. Игра-релаксация «Шалтай-болтай» - дети под стишок поворачивают тело в разные стороны, под конец падают на ковер.
6. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 4
1. Приветствие – дети здороваются и ласково называют имя соседа.
2. Беседа «Настроение» - дети говорят о настроениях солнца и тучки.
3. Игра «Злые собаки» - дети изображают по очереди злых собак и испуганных детей.
4. Упражнение «Замри!» - дети двигаются по комнате и по сигналу замирают.
5. Упражнение «Звуки» - дети с закрытыми глазами слушают различные звуки.
6. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 5
1. Приветствие.
2. Игра «Ребята и зверята» - дети по очереди изображают ребят и зверят.
3. Упражнение «Пантомима» - дети по очереди показывают пантомимой, чем они любят заниматься, другие отгадывают.
«Жуки» - дети изображают жуков.
5. Упражнение – релаксация «На пляже» - дети представляют, что едут на пляж отдыхать.
6. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 6
1. Приветствие.
2. Упражнение «Разные, но похожие» - дети соглашаются или нет с высказыванием других детей.
3. Упражнение «Волшебные стулья» - дети, сидя на волшебных стульях, показывают различные настроения зверей.
4. Упражнение – психогимнастика «Закрытая дверь» - сидя «по-турецки» дети открывают по очереди закрытую дверь, меняются ролями.
5. Упражнение «Замри» (см. Занятие 4 )
6. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 7
1. Приветствие.
2. Игра «Кого нет?» - дети отгадывают, какой ребенок спрятался.
3. Игра «Чудесный мешочек»
4. Игра «Все наоборот» - дети называют противоположное слово названному взрослым.
«Бегуны и прыгуны» - дети по очереди изображают бегунов и прыгунов.
6. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 7
1. Приветствие.
2. Игра «Добавь слово» - дети по очереди добавляют к сказанному ребенком слову подходящее по смыслу другое слово.
3. Упражнение – психогимнастика «Закрытая дверь» - сидя «по-турецки» дети открывают по очереди закрытую дверь, меняются ролями
4. Упражнение «Звуки» (см. Занятие 4 )
5. Упражнение-релаксация «Волшебная палочка» - дети после прикосновения «волшебной палочки» ложатся на ковер и с закрытыми глазами отдыхают под музыку.
6. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 8
1. Приветствие.
2. Игра «Лишнее слово» - дети добавляют после каждого слова в предложении оно лишнее, например «ай» .
3. Беседа «Это я!» - дети знакомятся с тем, что каждый человек сначала бывает младенцем. Потом растет, взрослеет и становится старым .
4. Упражнение-психогимнастика «Спортсмены» - дети изображают боксеров.
5. Упражнение «Волшебная палочка» см. занятие 6
6. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 8
1. Приветствие.
2. Упражнение – пальчиковая гимнастика «Моя семья» - дети загибают пальцы на руках под соответствующий текст.
3. Беседа «Моя семья» - дети рассказывают о своей семье.
4. Упражнение «Замри» см. занятие 3
5. Упражнение «Шалтай-болтай» см. занятие 2
6. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 9
1. Приветствие.
2. Игра «Мои друзья» - дети поочередно ударяя мячом об пол называют 5 имен своих друзей.
3. Игра «Мешок с капризками» - дети прогоняют капризы и упрямства-ударяют кулаками по мешку.
4. Упражнение – психогимнастика «Одуванчики – дети делают движения под соответствующий текст.
5. Упражнение-пантомима «Настроение» - дети с помощью мимики и жестов изображают настроение одуванчика и свое.
6. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 10
1. Приветствие.
2. Игра «Мой лучший друг» - дети по очереди рассказывают о своем лучшем друге.
3. Упражнение –психогимнастика «Дровосеки» - дети рубят дрова.
4. Игра с пальчиками «У костра»
5. Игра- психогимнастика «Искры» –дети раскидывают искры по помещению, подбрасывают их вверх; по сигналу взрослого изображают искры или ложатся на ковер.
6. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 11
1. Приветствие.
2. Игра –психогимнастика «Гоночный автомобиль» - дети по очереди изображают мотор и тормоза гоночного автомобиля.
3. Игра «Филин и мыши» - дети изображают филина и мышей.
4. Игра с пальчиками «Мышки в лесу» - дети говорят текст и делают соответствующие движения.
5. Упражнение-релаксация «Сон» - дети лежат на ковре с закрытыми глазами и отдыхают под музыку.
6. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 12
1. Приветствие.
2. Игра «Кого нет?» - дети отгадывают кто спрятался под простыней.
3. Игра «Несмеянки» - водящий должен рассмешить других детей.
«Лимонный сок» - дети изображают как они делают из кислого сока сладкий.
5. Игра «Шалтай – болтай» см. занятие 1 .
6. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 13
1. Приветствие.
2. Упражнение «Что я умею делать» - дети по очереди говорят в руках с мячом о своих умениях.
3. Упражнение - психогимнастика – дети изображают игру на музыкальных инструментах.
4. Игра «Шаловливая минутка» - см. занятие 1
5. Упражнение «Звуки» - см. занятие 3
6. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 14
1. Приветствие.
2. Упражнение «Программа хороших новостей» - дети по очереди говорят о любом хорошем событии.
3. Игра «Закончи предложение» - дети по очереди заканчивают предложение, начатое взрослым.
4. Игра «Ловкий мяч» - дети в парах передвигаются по комнате, зажав мяч лбами.
5. Упражнение «Звуки» см. занятие 3 .
6. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 15
1. Приветствие.
2. Упражнение «о каком подарке мечтаю» - дети по очереди говорят о каком подарке мечтают.
3. Упражнение «Колобок» - дети по очереди задают вопрос Колобку.
4. Упражнение «Звериный хор» - дети издают звуки по сигналу взрослого в соответствии с картинкой животного.
5. Упражнение на расслабление «Замри» - дети под веселую музыку танцуют, а под звуки леса ложатся на ковер.
6. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 16
1. Упражнение «Программа хороших новостей» - см. занятие 13 .
2. Игра «Неисправный паровозик» - дети в парах изображают неисправный паровозик (завязаны глаза) и помощника, который довозит паровозик до станции через препятствия.
3. Игра «Послушный гудок» - дети гудят в соответствии с картинками : лес -громко, город – тихо, месяц- шепотом.
4. Упражнение «Повтори движения» - дети повторяют за взрослым движения.
5. Упражнение – психогимнастика «Дерево» - дети под текст делают движения.
6. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 17
1. Приветствие.
2. Игра «подарок другу» - дети по очереди в руках с мячом дарят друг другу подарок.
3. Игра «Король» - дети – слуги выполняют приказы короля.
4. Игра «Запретное движение – дети повторяют за взрослым все движения. При запретном движении все хлопают.
5. Упражнение - психогимнастика «Дерево» - см. занятие 15 .
6. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 18
1. Приветствие.
2. Игра «Паровозик» - дети изображают паровозик с вагонами, идущий в Волшебное царство.
3. Беседа «Заветное желание» - дети беседуют о злых и добрых волшебниках и по очереди говорят о своем желании.
4. Игра «Жители волшебного царства» - дети под музыку изображают жителей волшебного царства.
5. Упражнение – релаксация «Сказочная музыка» - дети лежат на ковре и слушают сказочную музыку.
6. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 19
1. Приветствие.
2. Упражнение «Повтори – измени» -дети повторяют движения за взрослым в обратном порядке.
3. Упражнение «Сказочная шкатулка» - дети сочиняют сказку по предметам из шкатулки (дети отгадывают сказку) .
4. Упражнение-релаксация «Сказочная музыка» - см. занятие 17 .
5. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 20
1. Приветствие.
2. Упражнение «Программа хороших новостей» см. занятие 13 .
3. Игра «Запретное слово» - взрослый задает детям вопросы, а они отвечают, избегая запретного слова.
4. Игра «Ловишка» - детей ловит «ловишка» (ищет с закрытыми глазами) .
5. Упражнение – психогимнастика «Снеговик» - дети изображают в соответствие с текстом снеговика.
6. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 21
1. Приветствие.
2. Упражнение «Секретное число» – дети считают от1-6. Цифру 4 не называть, а сделать любое неповторяющееся движение.
3. Игра «Рулет» - дети, взявшись за руки «заворачиваются в рулет» , не расцепляя рук.
4. Упражнение на пантомимику «Ожившие картинки» - дети по очереди изображают пантомимикой нарисованных животных на карточках, другие угадывают.
6. Упражнение – психогимнастика «Снеговик» см. занятие 19 .
7. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 22
1. Приветствие.
2. Пальчиковая игра «Капуста» - дети выполняют движения пальцами в соответствие с текстом.
3. Игра «Не зевай – отвечай» - дети, ловя мяч, называют слово, подходящее к обобщающему слову (мебель-стул) .
4. Упражнение «Однажды» - дети по очереди говорят, чего испугался мальчик, какой страшный сон увидел мальчик, чего дети боятся.
5. Упражнение – психогимнастика «Снежинки» - дети в соответствии с текстом делают движения.
6. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 23
1. Приветствие.
2. Игра «Что изменилось?» - водящий отгадывает : кто из детей поменялся местами.
3. Беседа по сказке «Цветик – семицветик» - дети слушают сказу и беседуют.
4. Упражнение «Шалтай – болтай» см. занятие 1 .
5. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 24
1. Приветствие.
2. Упражнение «Программа хороших новостей» см. занятие 13 .
3. Слушание сказки «Цветик-семицветик» .
4. Игра «Жмурки» - водящий с закрытыми глазами ловит детей.
5. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 25
1. Приветствие.
2. Игра-пантомима «Зоопарк» - дети по очереди изображают животных зоопарка.
3. Игра «Доктор Айболит» - водящий Доктор Айболит и его помощник лечат зверей-детей.
4. Слушание сказки «Доктор Айболит» - дети слушают сказку и беседуют о ней.
5. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 26
1. Приветствие.
2. Упражнение – игра «Цирк» -дети изображают циркачей.
3. Упражнение «Тигр в клетке» - водящий изображает тигра в клетке (в обруче, другие дети- маленьких тигрят.
4. Упражнение – психогимнастика «Спящие тигрята» - дети делают движения в соответствие с текстом.
5. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 26
1. Приветст7ие.
2. Упражнение «Программа хороших новостей» см. занятие 13 .
3. Упражнение- психогимнастика «Путешествие» -дети в соответствие с текстом выполняют движения.
4. Упражнение – психогимнастика «Памятник» - дети по очереди стоя на стуле изображают памятник.
5. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 28
1. Приветствие.
2. Упражнение «Чего боятся люди?» - дети с мячом в руках называют страхи свои или чужие.
3. Упражнение «Закончи предложение» - дети по очереди передают мяч и заканчивают предложение : «Мне страшно, когда…» .
4. Упражнение «Плоды одного дерева» - дети «срывают» по очереди черные плоды-страхи и желтые плоды - смелые поступки и рассказывают о них.
5. Слушание сказки «Лягушонок – спасатель»
6. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 29
1. Упражнение - психогимнастика «Дерево» см. занятие 15 .
2. Слушание сказки «Лягушонок-спасатель» .
3. Рисунок (поделка) «Лягушонок» - дети рисуют лягушонка из сказки.
4. Упражнение «Аплодисменты» говорят : «Я смелый!»
5. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 30
1. Приветствие.
2. Игра «Веселый зайчонок» - дети по очереди встают на стул и рассказывают стихотворение или поют песню.
3. Упражнение-психогимнастика «Авиаполет» -дети под текст делают соответствующие движения.
4. Упражнение «Аплодисменты» - дети по сигналу взрослого кричат и хлопают громко, тихо и шепотом.
5. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 31
1. Приветствие.
2. Игра «Мышеловка» - водящий-мышка должен любыми путями вырваться из круга детей.
2. Упражнение «Бой богатырей» - дети бьют друг друга надувными дубинками.
3. Игра «Летает – не летает» -дети в соответствие с названным предметом расставляют руки в стороны и летят или стоят на месте.
4. Упражнение - психогимнастика «Снеговик» см. занятие 19 .
5. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 32
1. Приветствие.
2. Упражнение «Ласковое слово» - дети говорят ласковые слова друг другу.
3. Упражнение «Паутинка» - дети, держа в руках нить от клубка, говорят, что они не любят, передавая клубок соседу.
4. Упражнение - психогимнастика «Добрые и злые» - дети по очереди изображают добрых и злых животных.
5. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 33
1. Приветствие.
2. Упражнение – психогимнастика «Как живешь?» - дети говорят слова с соответствующими движениями.
3. Игра «Чудесный мешочек» - дети на ощупь определяют игрушку в мешочке.
4. Упражнение «Аплодисменты» - дети по очереди влезают на стул, ударяют рукой себя в грудь и говорят : «Я самый, самый» !»
Что делает психолог в детском саду?
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.
Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом - это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.
Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.
Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса - педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.
Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)
Родители, дети которых проходят , часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов - это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.
Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают . Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.
Цель работы психолога в ДОУ - сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Задачи
- Выявление причин нарушений эмоционально - личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;
- Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно - развивающих программ
- Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана
- Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;
- Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития
- Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;
- Оказание консультативной помощи родителям и педагогам
- Повышение психолого - педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка
Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно - образовательного процесса:
1. Оказание психологической помощи детям:
- Психологическое сопровождение ребенка
2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:
- по проблемам развития
- Информирование по итогам психологической диагностики и коррекционно - развивающей работы
- по вопросам воспитания и развития детей
3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:
- Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития;
- Взаимодействие с другими специалистами
4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам
В ДОУ функционирует 11 групп: 9 групп общеразвивающей направленности и 2 группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Что же делает психолог в ДОУ?
Возрастная группа | Что делает психолог? |
(2 - 3 года) |
|
II младшая группа (3 - 4 года) |
|
(4 - 5 лет) |
|
(5 - 6 лет) |
|
старшая группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР (5 - 6 лет) |
|
подготовительная группа |
В статье раскрываются особенности проведения индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС); рассматриваются педагогические условия, приемы проведения индивидуальных занятий.
Требования к организации и содержанию работы
Проведение индивидуальных занятий (дефектолога, логопеда, воспитателя и др.) с детьми, имеющими РАС, предполагает реализацию определенных требований к организации и содержанию работы.
1. Педагогический процесс
Весь педагогический процесс должен выстраиваться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с РАС.
Следует опираться на сильные стороны в развитии ребенка, имея в виду зону актуального и ближайшего развития (например, учитывая сложности восприятия речи и выполнения вербальных заданий многими аутичными детьми, работу начинать с невербальных заданий).
Опираться на интересы ребенка в процессе планирования коррекционно-развивающих занятий (как на этапе выбора материала для отработки того или иного содержания, так и в качестве поддержки; например, за сложным и нелюбимым заданием следует любимое и интересное ребенку).
Выбирать задания по аналогии с любимыми играми ребенка, но не использовать в занятии уже знакомые. Для этого нужно определить, какие свойства выбранной игрушки, предмета ему наиболее интересны, и подобрать предметы с аналогичными критериями.
Во многих случаях, при отказе выполнить то или иное задание, постепенно включать ребенка в деятельность, предлагая ему выполнить некоторые элементы необходимого действия.
2. Структура занятия и предлагаемые задания
Требования к структуре занятия и предлагаемым заданиям.
Занятие должно иметь понятную для ребенка постоянную структуру (определенное начало и окончание, количество и последовательность заданий в занятии).
Оно должно быть сбалансированным (чередование заданий по сложности, видам деятельности, наличию собственной мотивации ребенка).
На занятиях важно использовать три типа заданий, выделяемых по конечной цели: задания, вызывающие и поддерживающие интерес ребенка к деятельности (даже когда их не удается связать с жизненными ситуациями, найти прямую связь между заданием и формированием навыков более высокого порядка); практически ориентированные задания, повышающие успешность ребенка с РАС в бытовой жизни в текущий момент; задания, содержащие компоненты, освоение которых является подготовительным для приобретения более сложных навыков.
Задание должно подходить для того, чтобы его можно было выполнять за столом (на полу); оно должно быть новым для ребенка и одновременно учитывать его особые интересы.
В занятия следует включать задания, создающие ситуации, когда ребенку для достижения значимого результата требуется обратиться за помощью к взрослому. Например, если ребенку нравится бросать мелкие детали в пластиковую бутылку, важно, чтобы такие же детали были у педагога и он по просьбе ребенка давал их по одной.
3. Приемы, виды помощи, применяемые на занятии
При проведении занятия особая роль отводится выбору формы помощи ребенку. В специальной педагогике изменение форм и объема помощи педагога ребенку в процессе занятий используется достаточно широко.
Но при обучении аутичных детей определение помощи приобретает особое значение. На первых занятиях в целях поддержания интереса к взрослому и действиям с ним, даже при выполнении простых, заведомо доступных ребенку заданий педагог часто может оказывать ему избыточную помощь, а в некоторых случаях даже выполнить за ребенка задание. Исходя из возможностей дошкольника, его интересов и поставленных педагогом задач, при выполнении действия предлагается сделать последнюю операцию (например, убрать картинку), или первую операцию (снять крышку с коробки), или одно действие в середине задания (например, выбрать игрушку). По мере адаптации к занятиям помощь сокращается и видоизменяется, т.е. происходит плавный переход к большей самостоятельности ребенка при выполнении задания.
Одной из особенностей аутичных детей является стереотипность, иначе говоря, потребность в неизменности ситуации. Поэтому создание расписаний в рамках разных подходов рассматривается как важный прием и необходимое условие для организации обучения. На занятиях с дефектологом расписание вводится тогда, когда ребенок привыкает к тому, что в этом кабинете за этим столом он совершает два-три действия, из которых хотя бы одно для него действительно приятное. В зависимости от особенностей психического развития ребенка и этапа работы можно использовать несколько видов расписания. Самое простое и наиболее часто используемое на начальном этапе — это предметное расписание (на стол выкладывают коробки с пособиями).
Уже на начальном этапе необходимо учить ребенка делать выбор, т.е. выбирать задание из двух предложенных взрослым. Чтобы занятие не теряло своих образовательных задач, важно, чтобы оба задания устраивали педагога. В дальнейшем возможен переход к расписанию занятия в виде рисунков, картинок, фото или табличек с названиями заданий.
Переход от предметного расписания к рисуночному на индивидуальных занятиях может осуществляться следующим образом. Обычно на занятии появляется задание, в процессе выполнения которого учат соотносить предмет и его изображение. Для этого предмет обводят по контуру и закрашивают в соответствии с цветом реального предмета. В зависимости от активности ребенка и его возможностей это рисунки, которые делает взрослый для ребенка, или рисунки, которые выполняются совместно. Каждый рисунок подписывают печатными буквами.
Есть дети, которым переход к рисуночному расписанию удается, только если педагог какое-то время (иногда в течение месяца и больше) использует для создания расписаний одновременно и предметы, и рисунки. Однако многие аутичные дети достаточно легко переходят к рисуночному расписанию на занятиях. По мере освоения чтения рисунки уменьшаются по размеру, изображения становятся более условными (черно-белыми, с меньшим количеством деталей), а подпись под рисунком, наоборот, увеличивается. Как правило, это происходит значительно позднее, когда ребенку нравится учиться и содержание занятий становится для него наиболее важным, т.е. после окончания начального этапа коррекционно-развивающих занятий.
Сформированные на коррекционных занятиях навыки должны отрабатываться и закрепляться в разных ситуациях: в процессе свободного нахождения ребенка в группе (наличие аналогичных игровых заданий, побуждающих к действию), проведения фронтальных занятий другими специалистами, в семье.
Специалист должен осуществлять взаимодействие с семьей на этапе постановки задач и самой коррекционно-развивающей работы как для закрепления знаний и навыков, так и для преодоления формализации в обучении и расширении практического опыта ребенка.
4. Предметно-развивающая среда
Требования к предметно-развивающей среде.
Специалистам необходимо осуществлять широкий выбор предметно-игрового материала. Для поддержания интереса к действию с предметами следует предъявлять (особенно на начальном этапе) игрушки с дополнительными сенсорными стимулами и другими характеристиками, значимыми для ребенка.
У многих аутичных детей, как правило, есть любимые игры, связанные с получением впечатлений, которые захватывают ребенка полностью. При этом он имеет четкие представления, как все должно происходить, и в такие моменты не может взаимодействовать со взрослым и не принимает никаких изменений. Более того, вмешательство взрослого в большинстве случаев вызывает негативизм и агрессию. Поэтому важно выбирать задания по аналогии с любимыми играми ребенка, но не использовать на занятии уже знакомые. Для этого нужно определить, какие свойства выбранной ребенком игрушки ему наиболее интересны, и подобрать предметы с аналогичными критериями.
Большое значение для развития восприятия отводится включению предметов натуральной наглядности, что позволяет избежать формального усвоения материала (возможность покормить рыбок в аквариуме, действовать с яблоком — с настоящим фруктом, который можно вымыть, найти на ощупь в мешочке, попробовать на вкус, а не только видеть его на фото в альбоме или на карточке лото и пр.).
Важно использовать один и тот же материал в разных заданиях и, наоборот, разный игровой материал применять в целях решения одной задачи (например, задача сличения цвета сегодня решается с помощью карандашей или кубиков, а завтра — с использованием магнитов, крупных разноцветных скрепок или прищепок и т.п.), что способствует освоению различных действий (построить башню или гараж из кубиков, прикрепить к доске рисунки при помощи магнитов, сложить в стопку и скрепить несколько карточек при помощи скрепки и пр.).
5. Структура индивидуального занятия
Ниже мы предлагаем структуру индивидуального занятия, которая используется по мере освоения ребенком учебного стереотипа.
Вводная часть
Первая часть (вводная) — введение в ситуацию занятия. Позволяет ребенку настроиться на занятие. Налаживанию взаимодействия и поддержанию интереса способствует использование сюрпризных моментов, заводных, музыкальных игрушек и др. Вводная часть способствует вызыванию у ребенка ориентировки на взрослого, его голос, инструкции; постепенному усвоению простых требований и т.п. Время, отводимоеыа вводную часть, непродолжительное — около 10-15% времени занятия. Как правило, в качестве первого предлагается интересное и довольно простое задание (для которого ребенку не нужна помощь специалиста).
Основная часть
Вторая часть (основная) — решение задач основных линий развития с акцентом на развитие познавательной, предметно-игровой деятельности. Эта часть самая большая: 50-60% времени занятия. Чтобы не перегрузить ребенка, удержать его внимание, интерес к предложенным заданиям и работоспособность, предлагаемые игры чередуются; внимание переключается с одного вида деятельности на другой. При этом более сложные задания проводятся в начале занятия (после вводного игрового задания). Между двумя-четырьмя игровыми познавательными заданиями необходимо предложить ребенку простое задание. Выбор его определяется индивидуально: для подвижного ребенка, которому трудно сидеть за столом, это может быть задание на полу; для пассивного ребенка, устающего от необходимости выполнять задания по инструкции и отвечать на вопросы специалиста, — невербальное задание: прикрепить наклейки на страницу, найти в банке с крупой стеклянные шарики и пр.
Заключительная часть
Третья часть (заключительная) — поддержание и закрепление усвоенных ранее умений и навыков. Как правило, эти задачи решаются при выполнении заданий по продуктивным видам деятельности, а также по игровому виду. В завершение подводится итог. Взрослый помогает вспомнить ключевые и эмоциональные моменты занятия (например, для ребенка с недостаточным уровнем речевого развития и формальным отношением к занятию можно предложить выложить задания в ряд, чтобы вспомнить, что делали сначала, а что потом), убрать игрушки на свои места. Заключительная часть —10-15% времени занятия.
Таким образом, структурированное, заранее продуманное индивидуальное занятие согласно описанным требованиям способствует эффективной коррекционно-педагогической помощи детям с РАС.
Критерии сформированности стереотипа коррекционно-педагогического занятия
Стереотип коррекционно-педагогического занятия считается сформированным, если ребенок:
- охотно приходит на занятие;
- не прерывается во время занятия (не убегает, не отказывается от игровых действий и др.);
- выполняет предложенные задания и может принимать помощь взрослого (соглашается на совместную деятельность);
- соглашается на некоторые изменения привычного задания;
- выделяет начало и окончание задания;
- может сделать выбор из двух предложенных вариантов;
- выполняет простые инструкции в привычных заданиях;
- хотя бы кратковременно смотрит в лицо взрослому (в том числе в ситуациях, когда взрослый использует специальные приемы для привлечения внимания, например, подносит к своему лицу предмет или картинку, используемые в задании).
Постепенно, по мере того как ребенок привыкает к занятиям, охотнее выполняет новые задания, количество заданий может возрасти до пяти-шести или остаться прежним — два-три, но в этом случае увеличивается сложность заданий, а соответственно и время их выполнения.
Конечной целью посещения ДОО ребенком с РАС является обеспечение возможности максимально самостоятельного участия в общей деятельности (организованной взрослым или свободной), что важно для обучения в школе. При этом мы не рассматриваем это обучение как самоцель.
Безусловно, среди детей с РАС есть дети, которым сложно усваивать учебный материал, находясь среди других детей, а значит, должны существовать разные варианты школьного обучения, в том числе индивидуальное и дистанционное. Однако посещение детского сада для ребенка с ограниченными возможностями здоровья становится важной ступенькой, позволяющей входить в мир других людей.
Специальная организация начального этапа проведения индивидуальных занятий специалистов с аутичными детьми способствует более успешному освоению ими содержания занятия, переносу знаний в новую ситуацию и включению детей с РАС во взаимодействие со сверстниками. Важность этой составляющей образовательного процесса для социализации сложно переоценить.
Источники
- 1. Гилберт К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: Кн. для педагогов-дефектологов / Пер. с англ.; под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Д.Н. Исаева. М.: ВЛАДОС, 2005.
- 2. Караневская О.В. Начальный этап коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми // Материалы Международной научно-практической конференции «Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной интерактивной среды». М.: 2008.
- 3. Маккланнахан Л.И., Крантц П. Дж. Расписания для детей с аутизмом. Обучение самостоятельному поведению / Пер.с англ. М.: СигналЪ, 2003.
- 4. Нуриева Л.Г. Развитие речи аутичных детей: Метод, разработки. М.: Теревинф, 2005.
- 5. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2004.
Браткова М., Караневская О. Методические рекомендации для организации и проведения педагогических занятий с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОО
// Дошкольное воспитание. 2015. № 5. С. 76-80.
Мальчишки и девчонки, а также их родители, я Татьяна Сухих рада приветствовать вас на страницах своего блога. И сегодня я хочу поговорить про индивидуальные занятия с детьми. Как важно порой уделять малышу его личное время и как это полезно. Ведь планируя групповые занятия в ДОУ, воспитатель не может учесть потребности каждого воспитанника. Он не смог бы сделать это даже физически. Поэтому легче обратить внимание на ребенка в индивидуальном порядке, когда не нужно разделять свое внимание между детьми всей группы.
Это может быть утреннее время, когда детки только собираются в детском саду. Уделить несколько минут внимания можно и в послеобеденный период или по окончании дня. Особенно важно прибегать к подобной тактике в воспитании среди дошкольников 6-7 лет. В этот период подрастающее поколение начинает готовиться к школе.
Ваша задача, уважаемые педагоги, сделать так, чтобы школьные занятия не вызывали у дошкольника непонимание и негативное отношение к будущему учебному процессу. Ну а если в этом примут непосредственное участие сами родители, это будет просто здорово!
Достаточно важной задачей в планировании индивидуальных занятий правильно определить, какие именно упражнения требуются тому или иному малышу. Правильное и беспристрастное составление конспекта позволит добиться воспитателю поставленной цели – подготовить детей дошкольного возраста к последующей жизни! Да, да! Именно к ней, а не просто к школьному укладу.
Мне в свое время помогли всевозможные пособия. Возможно, вы слышали об авторах Е.Б.Волосовой, М.А.Васильева, В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой и Н.А.Ноткиной, труды которых вошли в книгу индивидуального развития детей в дошкольных образовательных учреждений. Ну а если вам они еще не знакомы – очень советую всем своим коллегам!
А вот еще одна интересная тема. Скажите, вы сталкивались с проблемами у ребенка в гендерном воспитании. Уважаемые родители, это воспитательный процесс с учетом половых различий детей. Особенно актуальные занятия такого рода, для малышей из не полных семей, то есть где у крохи есть только мама или только папа. Отличным пособием, помогающим реализовать занятия согласно требованиям ФГОС является «Реализация гендерного подхода в условиях ФГОС ДО».
На что нужно обратить особое внимание
Для детей младшего дошкольного возраста лучше выбирать занятия-игры. Они лучше усваиваются малышами 3-4 лет.Вот, например, тематический комплект «Транспорт» предлагает выучить с детками 12 видов различного транспорта, передвигающегося по воздуху, по земле, по воде и снегу. Аналогичный набор может содержать картинки разного характера, что пригодится и ребятам 4-5 лет.
Набор позволяет не только выучить любознательной крохе определенную группу предметов, но и познавать окружающий мир в целом, развивать речевые навыки, изобразительные. Пособие «Мои первые слова» рекомендуется для упражнений с воспитателем в частном порядке или родителями в группах младшего и среднего дошкольного возраста.
И, наконец, особую роль в развитии индивидуальным способом играет подход воспитателя, если это детки с ОВЗ. Имея ограничения по здоровью, они, естественно, не могут полноценно развиваться в группе с другими детьми. Поэтому им как никому другому необходима помощь педагога в детском саду. Как по мне, сделать это не имея никакого опыта достаточно сложно.
А ведь обучение малышей с ОВЗ в общеобразовательной группе стало обычным явлением не так давно, поэтому тренинги и курсы – самый действенный способ научиться составлять план занятий с учетом личных потребностей своих воспитанников, ограниченных по здоровью. Я, например, собираюсь принимать участие в предстоящем вебинаре «Развитие познавательной сферы у детей с ОВЗ в индивидуальной работе педагога-психолога» http://www.uchmag.ru . Буду рада, если кто-то из моих подписчиков ко мне присоединится!
Несформированная личность малыша
В современном учебном процессе уже давно вводятся поправки по индивидуальному и групповому развитию детей, с воспитанием в них неповторимой индивидуальности, я бы сказала, настоящей личности в каждом отдельном ребенке. Ведь малыши, да что там, каждый взрослый человек единственный в своем роде. Он имеет свойственные только ему привычки, характер, восприятие окружающего мира, нравы, вкусовые качества и так далее. Именно поэтому очень важно подобрать к дошкольнику подход, развить в нем «слабые» качества и усилить сильные стороны.
Скажите, уважаемые родители, когда вы приводите свое чадо в развивающий досуговый центр на пробное занятие, что вы потом спрашиваете у педагога? Проявляет ли ваш малыш способности к рисованию, если это кружок ИЗО, к лепке, к театральному искусству или робототехнике. Так вы пытаетесь понять, к чему воспитанник проявляет способности. Наша же задача, как педагогов, правильно определить к чему у ребенка способностей нет, и сделать так, чтобы они были!
В этом вопросе трудно ограничиться той или иной тематикой занятия. Но в качестве примеров можно назвать следующие:
Если малыш замкнут в себе и не идет на контакт с окружающими, то с детьми раннего возраста следует больше проводить групповых подвижных игр. Если же не общительному ребенку интересно выполнять занятия творческие, то постарайтесь приобщить его к этому вместе с другими своими подопечными.
Плохо развитая речь может послужить поводом для организации спектакля. Но в процессе подготовки к такому интересному мероприятию с дошкольником потребуется индивидуально проговаривать слова, речи, стихи, роли.
Для детей, отстающих от сверстников в разных направлениях или имеющих проблемы со зрением, например, положительным будет развитие мелкой моторики. Вы можете давать такому ребенку специальные упражнения в индивидуальном порядке, рекомендовать игры и упражнения для совместных занятий с родителями или планировать работу в этом направлении для всей группы дошкольников.
Если ребенок уже с малых лет имеет отличный слух и проявляет невероятные способности в музыке. Мало того, малышу нравится петь, но при этом он совершенно не старается рисовать, то можно соединить эти два занятия вместе, подобрать тематические песни – в общем, сделать занятие ярким и увлекательным. Так вы привлечете внимание малыша и к изобразительному искусству.
Важные моменты воспитания индивидуальности
Еще одним не менее важным вопросом в индивидуальных занятиях с детьми, является не только правильное определение слабых сторон, но и соблюдение некоторых правил.
Правило первое – с детьми раннего возраста не должна никаким образом проявляться навязчивость. Заставить кроху рисовать или учить буквы – проще простого. А вот вы попробуйте его заинтересовать. Мотивируйте стремление к совершенству! К примеру, дети 4 лет, у которых нередко начинается первый «переходный возраст», связанный с осознанием собственной личности, могут объявить протест вашей навязчивости, желая показать собственное мнение.
Так нам ничего не добиться. А вот ребенка с лидерскими способностями очень не любящего лепить из пластилина, можно мотивировать соревнованием. То есть, кто первый вылепит грибок, тот и победил или может выбирать сегодня игру на уличной прогулке. Ну интересно же и здорово!
Ни в коме случае нельзя проявлять агрессию и это в большей степени касается воспитательного процесса дома. Я знаю, мои любимые мамы и папы, когда приходишь с работы с затуманенными мозгами, не чувствуешь ни рук, не ног, а тебе еще ужин для семьи готовить, а тут сын со своим «мам дай краски, я нарисую тебе кота, которого нас учили рисовать в садике».
А ты совершенно не помнишь, куда задевала краски, да и стол кухонный занят продуктами, в итоге «не мешай», «давай позже» и ребенку рисовать кота уже совершенно и не хочется. Этот пример один из многих. А ведь развитие личности должно происходить не только в детском саду, но и дома. Поддерживайте все благие намерения своего чада, помогайте ему становится лучше. Ведь кто как не вы, родители, знают о своем малыше все при все!
Терпение и максимум внимания требуется для занятий с ребенком 2 лет и младше. В этом возрасте дети очень часто еще не посещают ДОУ и находятся дома с родителями или бабушками и дедушками. Поэтому индивидуальные занятия – это основа развития ребенка и в дальнейшем.
Из всего выше сказанного можно сделать только один вывод – занятия в частном порядке с детьми в дошкольных учреждениях – это прекрасная возможность воспитать в ребенке много хороших качеств и навыков, это индивидуальное формирование его будущей личности, это увлекательное и очень интересное занятие, которое обязательно понравится малышу!
На этой оптимистичной ноте я с вами прощаюсь. Жду новых подписчиков на страницах этого блога и с удовольствием дам совет в воспитании малыша!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!