Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Педагогические условия развития и воспитания детей раннего возраста. Особенности методики проведения занятий с детьми

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новгородский Государственный Университет имени Ярослава Мудрого»

Институт непрерывного педагогического образования ____________________________________________________________

Кафедра профессионального педагогического образования и социального управления

Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми дошкольного возраста.

Контрольная работа по дисциплине

«Подготовка ребёнка к школе»

направление 050100.62 – Педагогическое образование

профиль «Дошкольное образование»

Преподаватель

Е.В.Мигунова

Студент группы 3662 зу

С.Н.Журнавина

2015 г.

Введение

1.Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми дошкольного возраста.

      Факторы психологической готовности ребёнка к школе

Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. - 2-е изд. - М.:Просвещение: ВЛАДОС, 1995

Формирование и совершенствование познавательных процессов в дошкольном детстве обеспечивает не только интеллектуальное развитие ребенка, но и его подготовку к учению в школе. Кроме достижения определенного уровня развития познавательных способностей, такая подготовка включает обеспечение достаточно высокого уровня воспитанности личностных качеств, умение общаться и взаимодействовать с людьми. Помимо этого следует обратить внимание на сформированное у ребенка учебной деятельности со всеми ее основными характеристиками.

Готовность ребенка преддошкольного возраста к учению в школе, прежде всего, определяет его мотивационная готовность, которая включает в себя достаточно развитую потребность в знаниях, умениях и выраженное стремление ребенка к их совершенствованию. В представление о мотивационной готовности, кроме того, входит достаточно высокий уровень развития у ребенка потребности в достижении учебных успехов, в общении с людьми, наличие адекватной самооценки и умеренно высокого уровня притязаний. Без мотивационной готовности ни о какой другой готовности ребенка к учению не может быть и речи, так как она является источником внутреннего стремления ребенка к приобретению знаний, умений и навыков. Она также определяет работоспособность как главную предпосылку, лежащую в основе всех человеческих достижений в развитии.

Второй фактор психологической готовности к учению можно назвать интеллектуально-познавательным. Он предполагает развитость у ребенка основных психических процессов восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи по параметрам произвольности, опосредствованности, умения действовать как во внешнем, так и во внутреннем планах. О том, как готовить восприятие, память, мышление и речь ребенка к учению, мы уже говорили в первых двух разделах данной главы. Упомянутые там средства годятся для развития внимания и воображения. Добавим только, что все познавательные процессы у детей должны развиваться систематически и системно, обязательно включать как внешние, практические действия с предметами, так и внутренние, умственные, связанные с использованием символической функции и знаковых систем. Сама же деятельность детей должна по мере возможности носить творческий характер.

Еще один показатель готовности - развитость самой практической деятельности ребенка с материальными предметами, включая те ее компоненты, которые встречаются в школьном обучении и в учении. Воспользуемся в этой связи несколько видоизмененной по сравнению с авторским вариантом схемой показателей готовности, предложенной Н.Г.Салминой. Эта схема включает в себя две группы признаков: функциональные и структурные. Первые относятся к процессу познавательной деятельности, ее практическому функционированию у ребенка, а вторые характеризуют структуру деятельности.

Мотивационно-структурный анализ сформированности учебной деятельности предполагает выяснение:

Принятия ребенком учебной задачи как руководства к действию,

Сохранения принятой задачи или соскальзывания на другую в процессе ее выполнения,

Сохранения или потери интереса к задаче в ходе ее решения. Другой момент мотивационно-структурного анализа сформированности учебной деятельности представляет собой выяснение:

Отношения ребенка к учителю, которое может проявляться в реагировании на замечания учителя, в их принятии или игнорировании, в отношении учащегося к оказываемой ему помощи со стороны учителя.

Функциональные признаки сформированности учебной деятельности содержат в себе характеристику исполнительной части деятельности, а также ее контрольной части.

Характеристика ориентировочной части деятельности предполагает установление наличия самой ориентировки (способен ли ребенок анализировать заданные образцы действий, оценивать получаемый продукт, соотносить его с заданным образцом). Это включает выяснение:

Характера ориентировки (свернутая - развернутая, хаотичная - продуманная, организованная - неорганизованная),

Размера шага ориентировки (мелкий, пооперационный или крупный, целыми блоками).

Характеристика исполнительской части деятельности включает: - выполнение деятельности методом проб и ошибок, без анализа полученного результата или с соотнесением результата с условиями выполнения,

Наличие или отсутствие самоконтроля деятельности,

Копирование учащимся действий взрослого или другого учащегося или самостоятельное выполнение деятельности.

Характеристика контрольной части деятельности содержит в себе информацию о том, замечает ли ребенок ошибки, исправляет их или пропускает, не замечая.

Особенности организации и виды занятий с детьми старшего дошкольного возраста

В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является обеспечение доступности качественного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его самосознания, индивидуальных способностей. В свете этого одной из актуальных становится задача обеспечения детям равных стартовых условий перед поступлением в первый класс, а также формирование готовности к систематическому обучению в школе.

Процесс развития ребенка во многом уникален. Каждый период развития характеризуется определенным ведущим видом деятельности, в процессе которой происходит качественное изменение психики, формируются психические новообразования, характерные именно для данного возраста. Поступление в школу является переломным моментом в жизни дошкольника: игра как ведущая деятельность уступает место учебной, успешность которой зависит от уровня сформированности предпосылок к данному виду деятельности (общеучебных умений и навыков, учебной мотивации и произвольности поведения).

Л.А. Венгер на основании своих исследований пришел к выводу, что в старшем дошкольном возрасте вполне можно сформировать элементарные формы учебной деятельности, используя в этих целях, прежде всего занятия как форму наиболее целесообразную и руководимую педагогом.

Занятия предусматривают освоение содержания программы всеми детьми, поэтому являются основной формой обучения старших дошкольников, помогают преодолевать стихийность, решать задачи разного вида планомерно, в определенной системе и последовательности.

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста, как форма обучения, по своим признакам приближено к школьному уроку, что обеспечивает

преемственность между дошкольным и начальным звеньями обучения. Однако следует подчеркнуть, что обучение старших дошкольников существенно отличается от школьного как по цели, так и по методам его проведения.

Главной целью является не усвоение соответствующих знаний и навыков, а подготовка к усвоению содержания тех предметов, которые будут изучаться в течение последующих лет, развитие у детей психологических предпосылок к переходу в школу; методы обучения опираются на специфику характерных для дошкольников видов деятельности и форм мышления.

Основные различия между уроком и занятием заключается в степени интенсивности нагрузки, структуре и методах, используемых в процессе обучения. Сравнивая урок в начальной школе и занятие с дошкольниками, можно выделить следующие признаки сходства:

Одна и та же сущность: развитие познавательной деятельности детей, формирование определенного объема знаний и умений и одновременно всестороннее воспитание;

Четкая и строгая организация в одно и то же время, четкое расписание, коллективные и индивидуальные формы работы, дифференцированный подход к подбору заданий и к каждому ребенку.

Однако школьное и предшкольное обучение имеют свои особенности. (Табл. 1)

Таблица 1

предметное обучение; ученики овладевают основами наук, знания даются в строго научной логике;

Учащихся вооружают довольно сложными практическими умениями и навыками умственного труда: решение математических задач, написание сочинений, диктантов и т.д.

Детям сообщаются элементарные, доступные для понимания знания

Форма организации

1. по длительности: 4-6 уроков в день длительностью 40 минут;

2. по структуре:

Организационный момент;

Проверка и оценка домашнего задания;

Сообщение нового материала или фронтальная проверка знаний (контрольная работа)

Закрепление изученного материала;

Задание на дом.

1. по длительности: 2 - 3 занятия в день длительностью 25-30 минут;

2. по структуре:

Организационный момент;

Начало занятия;

Ход занятия;

Оценка деятельности детей, подведение итогов.

Нет оценки по бальной системе (оценка только словесная)

Применяемые методы и приемы

В школе преобладают словесные и практические методы в сочетании с наглядными.

В работе с дошкольниками преобладают наглядные, игровые и практические методы в сочетании со словесными.

Своеобразие содержания обучения старших дошкольников требует использования системы занятий, где каждое занимает определенное место в формировании знаний и умений. Активная позиция детей в процессе освоения знаний является условием формирования познавательного интереса как мотива учебной деятельности.

Основу организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию значимых функций определяют следующие принципы:

    Системность . Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребенка.

    Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, речи) определяет и дополняет развитие других функций.

    Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа подготовки к школе может и должна строиться в соответствии с психологофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.

    Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий.

    Постепенность и систематичность. Следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

    Индивидуализация темпа работы. Переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

    Цикличность повторения . Позволяет закрепить полученные знания.

Для занятия как формы организации обучения чаще всего характерна завершенность этого процесса: наличие основных звеньев обучения и этапов освоения знаний, умений и навыков. Освоение нового материала должно происходить на основе воспроизведения ранее изученного, непосредственно примыкающего к новому. Новый материал должен даваться небольшими частями. В ходе одного занятия осуществляется первичное восприятие нового материала, и его осмысление, усвоение знаний, умений и навыков.

Только такое многократное восприятие знаний в разнообразной деятельности и различных условиях обеспечивает полноту формируемых представлений.

Усвоение ребенком соответствующего уровня знаний (представлений и определенных понятий) о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, о способах действий и т.д., расширение, закрепление, обобщение и систематизация усвоенного материала достигаются при организации двух этапов занятия: введение и воспроизведение нового материала.

Формирование умений происходит на этапе решения проблемных задач и выполнения упражнений.

Навыки вырабатываются путем многократного повторения действия, упражнения в применении (например, на этапе устного счета, письма, отражения результатов деятельности в речи и др.).

Образовательных, включающих усвоение ребенком определенного объема знаний, умений и навыков;

Развивающих, ориентированных на познавательную сферу дошкольника и включающих развитие внимания, мышления, памяти, речи;

Воспитательных, связанных с формированием личности ребенка: потребностей и мотивов, ценностей, нравственных установок, норм поведения, черт характера.

Современный педагог должен не только дать детям образование в виде системы знаний – умений – навыков, но и развивать их способности, возможности, воспитывать личность. Развивающие и воспитательные цели достигаются в ходе решения задач развития качеств психической деятельности и познавательных процессов (сосредоточенность и произвольность внимания, дифференцированного восприятия, развитие умений сравнивать, классифицировать и т.д.); формирования отношения детей к явлениям и событиям, к знаниям, которые сообщаются на данном занятии, к собственной деятельности; установления отношений и взаимодействия со сверстниками, а также освоения правил, норм поведения в условиях обучающих занятий.

Организуя занятие с дошкольниками, необходимо определить его главную цель, зависящую от того, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель.

На обучающем занятии накапливается необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, на развивающем дети, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания. Соответственно, в образовательном процессе должны использоваться различные виды занятий.

Комплексное (интегрированное) занятие включает в себя разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Интегрированное занятие может состоять из двух – трех классических занятий, реализующих раздел образовательной программы, объединенных одной темой или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного.

Интеграция содержания различных областей знания позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и более эффективным.

Бинарное занятие - это нетрадиционный вид занятия, в подготовке и проведении которого участвуют либо два, а может три педагога. Педагоги совместно планируют формы и методы работы, как свои, так и учащихся, но проводит каждый педагог свою часть учебного занятия автономно.бинарные занятия интересны и увлекательны, дети активны на протяжении всего занятия.

Тематическое занятие. Обобщающее занятие, построенное по лексическому принципу. Каждое занятие посвящено отдельной теме: времена года, явления общественной жизни, творчество писателей. На протяжении всего занятия сохраняется элемент новизны.

Доминантное занятие . Занятие, на котором доминирует один из видов деятельности. Оно с одной стороны позволяет выявить уровень развития каждого ребенка, его творческий потенциал, с другой – способствует коррекции отставания детей в тех или иных видах деятельности.

По целям и задачам различают занятия:

    Обучающие;

    Развивающие;

    Закрепляющие;

    Диагностические;

    Обобщающие.

По сюжетно – тематическому оформлению:

    Занятие – путешествие (например, сказочное путешествие в страну знаний);

    Занятие экспериментирование (дети знакомятся со свойствами разных веществ, экспериментируют с водой, бумагой, тканью);

    Занятие – проектирование решения проблемы (дети совместно со взрослыми проводят исследования для получения новых знаний);

    Занятие – экскурсия (организованное целевое посещение театра, музея, библиотеки, природных объектов);

    Занятие – дидактическая игра (использование в содержании занятия нескольких дидактических игр, связанных общим сюжетом);

    Занятие – развлечение (театрализованное занятие, совмещающее, например, психомоторное и музыкальное развитие);

    Занятие – посиделки (ознакомление дошкольников с народными праздниками);

    Занятие – посещение гостей;

    Занятие – сказка (развитие детей посредством различных видов деятельности, объединенных сюжетом знакомой сказки);

    Занятие – беседа (познавательная беседа) . В ходе занятия, опираясь на свой жизненный опыт и имеющиеся представления, дети получают новые знания. Основным содержанием является рассказ педагога. Занятие требует привлечения разнообразных наглядных пособий: реальных предметов, иллюстраций, видеоматериалов. Обобщающая беседа: целью данного занятия является повторение, закрепление полученных знаний и представлений. Оно направлено на формирование у детей способностей к обобщению, систематизации накопленных впечатлений);

    Занятие – конкурс («КВН», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?»);

    Занятие – викторина (все задания, как правило, объединены одной общей темой).

Следует помнить, что для того, чтобы ребенок мог быть успешен в собственной исследовательской деятельности, ему необходимы определенные знания и навыки.

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности дети начинают приобретать на обучающих занятиях. С этой целью в них необходимо вводить элементы проблемного изложения учебного материала, организовывать коллективный или индивидуальный поиск, экспериментальную деятельность. Нередко в практике такие занятия называют развивающими. Однако они – лишь подход к настоящим развивающим занятиям, суть которых в развитии сознания и способности к самостоятельной поисковой деятельности у детей. Обучающие и развивающие занятия строятся по различным схемам.

Модель построения обучающего занятия

Подобная модель построения обучающего занятия оставляет педагогу достаточно большой простор для использования различных методик и обучающих технологий, поскольку не разрушается психологическая цепочка деятельности: « мотивация – восприятие – осмысление».

Модель построения развивающего занятия

Развивающее занятие обеспечивает творческое усвоение знаний. Технология такого занятия включает проблемные методы введения знаний, продуктивные задания на их воспроизведение, что помогает детям самостоятельно сформулировать тему занятия, обеспечивает мотивацию к усвоению нового материала.

Отличие развивающего занятия в том, что оно обеспечивает более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей детей, воспитание активной личности.

Формы обучения, используемые на занятиях

Работа с детьми дошкольного возраста предусматривают занятия более гибкие по целям и задачам, вариативные по формам и методам проведения, а также личностно ориентированные. Личностно-ориентированная педагогика предполагает постоянное обращение к субъективному опыту детей, признание уникальности каждого воспитанника.

Занятие, разработанное в рамках личностно-ориентированной педагогики, требует не только создания в группе благожелательной творческой атмосферы, насыщения играми и самостоятельными творческими заданиями, но и пересмотра привычных профессиональных позиций, соблюдение ряда определенных условий.

Опора на субъективный опыт ребенка. Педагог сообщает детям знания в строго логической последовательности. Но любое знание должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности.

В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.

Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка.

Педагогу необходимо продумать не только, то какой материал он будет сообщать, но и то, какова взаимосвязь этого материала с личным опытом детей. При организации личностно-ориентированного занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к ребенку.

Знание психологических особенностей. При подготовке к занятию педагог должен подбирать дидактический материал позволяющий использовать разноуровневые по сложности задания.

Разработка гибкого плана:

Определение общей цели и ее конкретизация в зависимости от разных этапов занятия;

Планирование разных форм организации работы;

Выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий;

Планирование содержания занятия.

Педагогу в начале занятия необходимо создать положительный эмоциональный настрой на работу, сообщить детям не только тему, но цели, формы работы в течение занятия.

На протяжении всего занятия стимулировать детей к активной мыслительной деятельности. Следует использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их личного опыта относительно предложенной темы. Важно поощрять стремление детей предлагать свои собственные способы работы (выполнения задания), позволять каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность.

В конце занятия обязательным является подведение итогов. Нужно обсуждать с детьми не только то, что «мы узнали», но и то, что понравилось и не понравилось, почему; что они хотели бы узнать сделать.

Ребенок с первых дней жизни постоянно нахо­дится в движении и через движения познает окру­жающий мир. Поэтому при планировании детских оздоровительных занятий необходимо создавать безопасные, максимально комфортные и интерес­ные условия для двигательных действий, и следо­вательно, для развития и познания мира. Это усло­вие необходимо учитывать не только при работе с детьми раннего и дошкольного возраста, но и при проведении занятий с младшими школьниками и подростками.

Технология построения детской оздоровитель­ной тренировки учитывает три основные позиции:

Морфофункциональные и психологические особенности развития детского организма;

Особенности мотивации к занятиям физиче­скими упражнениями;

Подбор адекватных методов и средств трени­ровки.

Оздоровительные занятия с детьми строятся в форме урока. Продолжительность урока зависит от возраста занимающихся:

2-3 года 20 минут -3-4 года 25 минут

5-6 лет 30 минут

6-7 лет 35 минут

7-10 лет 45 минут

11-14 лет 45-60 минут Каждый урок состоит из трех основных частей:


разминки - 5-7 минут, основной части, заключи­тельной части -! 4-8 минут. При этом необходимо учитывать, что разминка и заключительная часть не могут быть меньше по времени, указанного вы­ше, вне зависимости от общей продолжительно­сти урока.

Разминка начинается с простых, не сложных по координации и хорошо разученных упражне­ний. За время разминки частота сердечных сокра­щений у детей поднимается до 140-150 ударов в минуту и в этом режиме проводится основная часть урока, которая содержит несколько ударных серий упражнений, необходимых для тренировки выносливости и работоспособности у детей.

Первая ударная серия начинается сразу после разминки и состоит из двух частей по 10 секунд с интервалом 3 минуты. В данном случае мы воздей­ствуем на креатин-фосфатный механизм образо­вания энергии. В течение 10 секунд выполняются упражнения высокой интенсивности (бег или прыжки). Частота сердечных сокращений может подниматься до 180-190 ударов в минуту, однако такое увеличение пульса весьма оправдано, так как показатели ЧСС у детей в покое выше, чем показатели взрослых. Интервал в 3 минуты необ­ходим для снижения ЧСС до 150-160 ударов в ми­нуту. В это время выполняются упражнения сред­ней интенсивности, направленные на развитие координации движений.

За последующие 5-15 минут урока разучивают­ся новые упражнения и движения, частота сердеч­ных сокращений снижается до 140-150 ударов в минуту.

Затем выполняются две серии упражнений, которые по времени строятся следующим образов: 30 секунд интенсивной нагрузки - 1 минута ак­тивного отдыха - 30 секунд интенсивной нагруз­ки. Во время выполнения интенсивной нагрузки (30 секунд) частота сердечных сокращений может


Подниматься до 160-170 ударов в минуту. Выпол­нение подобных серий упражнений направлено на тренировку гликолитического механизма образо­вания энергии. Между сериями в течение 5-7 ми­нут выполняются упражнения средней или невы­сокой интенсивности, при которых частота сер­дечных сокращений снижается до 140-150 ударов в минуту. В это время могут выполняться упражне­ния на развитие силы и гибкости.

Восстановление после выполнения второй се­рии: 30 секунд - 1 минута - 30 секунд у детей до­школьного возраста происходит в релаксацион­ной части урока. Это связано с тем, что в этом воз­расте урок составляет по времени всего 20-35 ми­нут.

При построении детской оздоровительной тренировки необходимо учитывать тот факт, что развитие физического и психоэмоционального утомления у детей идет значительно быстрее, чем у взрослых. Поэтому при выборе упражнений не­обходимо учитывать то обстоятельство, что при достаточно большом наборе движений, количест­во повторений ограничивается до 4-8 раз.

Большинство уроков имеют комплексную на­правленность и содержат упражнения на развитие всех двигательных качеств (силы, быстроты, вы­носливости, ловкости и гибкости), а также освое­ние новых двигательных действий.

Большое значение в детском оздоровительном уроке имеет игровая направленность. Игры можно проводить в несколько приемов в основной части урока, и они могут быть направлены как на освое­ние новых движений, так и на закрепление уже ра­зученных. С детьми дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется проводить уроки по единому игровому сюжету. В этом случае необходимо продумывать использование некото­рых атрибутов, которые способствуют развитию сюжетной линии урока (например: "Путешествие


в подводный мир", "Полет в космос" и т.п.). Уроки, содержащие игровые элементы, способствуют формированию и поддержанию интереса к оздо­ровительным занятиям.

План изучения темы

  1. Содержание, виды и формы НОД.
  2. Методика проведения занятий в разных возрастных группах.
  3. Особенности обучения в повседневной жизни.

Методические указания по изучению темы

Непосредственно образовательная деятельность – деятельность, направленная на обучение и организованная педагогом

Занятие – одна из форм обучения, предполагающая определенную структуру и использующаяся преимущественно в обучении детей старшего дошкольного возраста

Классификация НОД (по С.А. Козловой):

Формы НОД по структуре: занятия, игры, подготовка к праздникам, развлечениям, чтение художественной литературы, наблюдения на прогулке, драматизация, экскурсии, просмотр фильмов, изготовление предметов для игр, рассматривание картинок, пение, слушание, танцы и т.д.

Продолжительность НОД. Для детей 1,5-3 лет – не более 10 минут, для детей 3-4 лет - не более 15 минут, для детей 4-5 лет - не более 20 минут, для детей 5-6 лет - не более 25 минут, для детей 6-7 лет - не более 30 минут.

В середине НОД проводят физкультминутку (2-3 мин.). Перерывы между НОД - не менее 10 минут.

Особенности просмотра фильмов. В младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 мин. НОД с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одной в течение дня и не чаще трех раз в неделю. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в развивающих игровых формах. Для детей 5 лет не должна превышать 10 минут, для детей 6 - 7 лет - 15 минут.

Личностно-ориентированный подход к организации НОД. Педагог и ребёнок выступают как равноправные партнёры. Цель - раскрыть содержание индивидуального опыта ребёнка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания. Позиция педагога - уважительное отношение к любому высказыванию ребенка по содержанию обсуждаемой темы.

Структура НОД:

Методика проведения занятий в младших группах. Кол-во, длительность - 2 в день утром и вечером, 15 минут. Форма - индивидуальная, подгрупповая. Структура: вводная – сюрприз, игровая мотивация, основная – объяснение вместе с деятельностью, заключительная - положительная оценка педагога (участие, а не результат). Особенности методов и приемов: учет домашних и ясельных детей, показ действий, игровые, наглядные методы и приемы. Тип общения семейный.

Методика проведения занятий в средней группе. Кол-во, длительность - 2 в день (утром), 20 минут. Форма - подгрупповая, фронтальная. Структура: вводная – худ. слово, наглядность, игровая, личностная мотивация (для личного употребления), основная – объяснение как сам. часть, заключительная - объективная оценка от лица игрового персонажа. Методы: многократные упражнения (работа над качеством), дежурство по занятиям (со 2 полугодия), словесные, наглядные методы и приемы. Тип общения семейно-деловой.

Методика проведения занятий в старшей группе. Кол-во, длительность - 3 в день, 25-30 минут. Форма - подгрупповая, фронтальная. Структура: вводная – беседа из личного опыта, учебная мотивация, основная – опыты. поисковые вопросы, инд. работа, заключительная – все виды анализа. Методы: словесные методы, задания на развитие произвольного поведения, индивидуальная подготовка к занятию рабочего места. Тип общения деловой.

Мотивация влияет на содержание непосредственно образовательной деятельности. Из мотивации вытекает оценка и подведение итогов. Игровая мотивация – даёт лучшие результаты. Младший возраст – мотивация в самом материале. Средняя группа – можно принести персонаж. Старшая группа – (сюжеты, сюжетосложения) – главное не персонажи, а сюжеты. Подготовительная группа – игры с правилами. Правила мотивации: учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию); мотивация должна быть экономной (2-3 мин), она не должна доминировать, иначе теряется познавательный интерес; завершённость ситуации, персонаж должен проявляться в течение непосредственно образовательной деятельности.

Оценка результатов обучения. Обобщение полученных знаний и умений, оценку их освоенности. Анализ результатов групповой и индивидуальной работы. Внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату. В младших группах направлено на усиление положительных эмоций. В средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности. Со старшими детьми формируется общий итог познавательной деятельности.

Правила оценки. Младший возраст – указывая ребёнку на тот или иной недостаток в его деятельности, важно подчеркнуть, какие неудобства или трудности это создаёт для игрового персонажа. Средний возраст – ребёнок учится соотносить полученный результат с поставленной им целью и оценивать выполненную работу с точки зрения значимых для него самого качеств. Старший возраст – особое внимание следует уделять формированию самооценки и самоконтроля.

Особенности обучения в повседневной жизни. Задача педагога - помочь ребенку приобрести полноценные знания вне НОД. Дифференцированная работа. Дидактические и подвижные игры, подготовка к праздникам, развлечениям; чтение художественной литературы; наблюдения на прогулке.

Подготовка педагога к НОД. Планирование. Подготовка оборудования (перед рабочим днем, привлекать к изготовлению пособий детей, родителей). Иногда в начале года, сезона - подготовка саженцев, семян, счетного материала. Продумывание маршрута, расстановки детей.

Подготовка детей к НОД. Обобщение и актуализация опыта через рассматривание, беседы, чтение литературы, рисование. Организация внимания – за 5-10 минут сообщить о начале, организовать спокойные игры, работу дежурных по занятиям, переодеть детей на музыкальное или физкультурное занятие, экскурсию.

Одарённость - генетически обусловленный компонент способностей, в значительной мере определяющий темп и результат развития индивида

Специфическая направленность познавательной мотивации одарённых детей: высокий уровень мотивации наблюдается лишь в тех областях знания, которые связаны с их ведущими способностями.

Работа с одарёнными детьми ведется с учётом их существенных потребностей. Ведущая деятельность одарённых детей - сюжетно-ролевая игра. Основная форма проведения развивающих занятий - игра. Роль нерегламентированной деятельности. Создание условий для совместной работы детей. Свобода выбора одарёнными детьми дополнительных образовательных услуг

методы творческого характера (проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные методы самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Акцент в образовательном процессе делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. От педагога требуется не сообщать знания в готовом виде, а ставить перед детьми проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Вся работа организуется в малых группах. Роль взрослого сводится к наблюдению, поддержке.

Вопросы для самоконтроля по теме

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Они сочетаются с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности. Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

Метод проектов используется сегодня не только в процессе проведения занятий по экологическому воспитанию детей в ДОУ. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведения занятий с детьми в ДОУ.

Метод проектов достаточно широко применяется сегодня в работе с воспитанниками разновозрастных групп, групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. При этом, как считает Н.А. Короткова и ряд других исследователей, занятия в этом случае, в отличие от традиционного подхода, можно проводить в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, где соблюдается принцип добровольного включения в деятельность. В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.

Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие - беседа и занятие - наблюдение. Данные формы применяются в старших группах ДОУ.

Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми - это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста. Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка.

Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.

> Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. При посещении занятий прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.

Длительность занятия должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало занятия, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.

Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3-5 мин.

В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В ходе занятия педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.

Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.

В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.

Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей.

При организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы.

Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно - неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Во всех детских садах города физкультминутки организуются систематически. Обычно это кратковременные перерывы (2-3 мин) для проведения 2-3 физкультурных упражнений на занятиях математикой, родным языком, изодеятельностью. Во второй младшей и средней группах физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и содержанием занятия. Так, например, на занятиях по рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание, разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук. На занятиях по развитию речи, математике используются упражнения для мышц спины - потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. Во время упражнений дети, как правило, остаются на своих местах. С целью усиления эмоционального воздействия физкультурных минуток воспитатели могут использовать небольшие стихотворные тексты.

В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

4-го года жизни - 10 занятий продолжительностью не более 15 минут.

5-го года жизни - 10 занятий продолжительностью не более 20 минут.

6-го года жизни 13 занятий продолжительностью не более 25 минут.

7-го года жизни - 14 занятий продолжительностью не более 30 минут.

Занятия по дополнительному образованию, если таковые предусмотрены планами работы ДОУ, проводятся по согласованию с родительским комитетом. Во второй младшей группе -1 занятий, в средней- 2 занятия, в старшей группе- 2 занятия, в подготовительной к школе группы - 3 занятия в неделю.

В соответствии с примерными режимами дня и временем года занятия в группах рекомендуется проводить с 1 сенятбря по 31 мая. Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения.

В раннем дошкольном возрасте с детьми проводятся игры - занятия. В первой группе раннего возраста с детьми проводят занятия индивидуально. Ввиду того, что на первом году жизни ребенка умения образуются медленно и для их формирования требуются частые упражнения, игры - занятия проводят не только ежедневно, но по нескольку раз в течение дня.

Во второй группе раннего возраста с детьми проводятся 2 занятия. Число детей, участвующих в занятиях зависит не только от их возраста, но и от характера занятия, его содержания.

Все новые виды занятий, пока дети не овладеют первичными умениями и не освоят необходимых правил поведения, проводятся либо индивидуально, либо с подгруппой не более 3 человек.

С подгруппой из 3-6 человек (половина возрастной группы) проводятся занятия по обучению предметной деятельности, конструированию, физкультурные, а также большинство занятий по развитию речи.

С группой из 6-12 человек можно проводить занятия со свободной формой организации, а также музыкальные и те, где ведущая деятельность - зрительное восприятие.

Объединяя детей в подгруппу, следует учитывать, что уровень их развития должен быть примерно одинаковым.

Длительность занятия - 10 мин дл детей от 1 г. 6 мес и 10-12 мин для старших. Однако эти цифры могут меняться в зависимости от содержания учебной деятельности. Занятия новых видов, а также те, которые требуют от детей большей сосредоточенности, могут быть короче.

Форма организации детей на занятия может быть различной: малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.

Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом.

Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер.

В группах детей старшего возраста, когда познавательные интересы получают уже известное развитие, бывает достаточно сообщения о теме или основной цели занятия. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановки, что также способствует возникновению интереса к занятию. Однако основное значение имеют содержание и характер постановки учебных задач.

Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них воспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в начале его.

В конце занятия со старшими детьми формулируется общий итого познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.

Окончание занятия в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием занятия, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей. Итоговое суждение и оценку высказывает воспитатель, время от времени привлекая к ней детей.

Основная форма обучения: развивающие занятия с использованием методик, дидактических игр, игровых приёмов.

Основные формы организации детей старших групп на занятиях - фронтальная и подгрупповая.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!