Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Как называется фобия которая боится выступать. Как побороть страх перед выступлением на публике? Уверенность в себе и мастерство владения эмоциями во время публичных выступлений

Во многих профессиональных сферах людям приходится так или иначе сталкиваться с необходимостью публичных выступлений, общением с большой публикой. Политика, педагогическая сфера, юриспруденция, менеджмент, актерское мастерство – все это требует выступлений на публике, общения с аудиторией, умения переубедить ее, управлять эмоциями и настроением толпы.

Однако есть мнение, что действительно стоит просто принять его. Это неотъемлемая часть каждого выступления для многих из нас, так почему бы просто не попытаться привыкнуть к этому? Трема просто появляется, нельзя сказать заранее, хорошо это или плохо, он может действовать мотивированно. Поэтому, если такие эмоции сопровождают нас, пусть они позволяют это. Простое осознание такого состояния даст нам больше покоя.

Такой метод используется актером Джошем Паисом, который обучает людей, подвергающихся страхам на сцене. Он пытается сделать видимость не столь напряженной для них. Благодаря этому вы можете приручить стресс, и прирученный стресс, безусловно, не так заметен. Поэтому не всегда нужно бороться со страшной страстью. Если это не парализует для нас, это может быть огромная мотивация и повысить наши способности и навыки.

Все мы так или иначе попадали в своей жизни в ситуацию, когда была необходимость выступить на сцене, проявить свои ораторские и интеллектуальные способности перед большим количеством людей. В результате психологического исследования было выявлено, что более 95% всех людей испытывают страх перед выступлением на сцене. Страх перед сценой – одна из самых распространенных и, к сожалению, злободневных фобий. Ведь она не только вызывает сильнейший стресс , провоцирует неприятные соматические реакции и заболевания. Многие люди хотят узнать, как бороться со страхом сцены совсем по другой причине. Глоссофобия вызывает у них существенное снижение качества жизни, мешает развитию карьерной деятельности, повышению финансового дохода, выполнению профессиональных задач.

Страх - это особая реакция на всех живых существ. Независимо от достигнутого этапа эволюции, как животные, так и люди пробуют это состояние игры. Имея адаптивную роль, готовясь к бегству или бегству, страх остается средством защиты себя для оптимальной адаптации к окружающей среде и событиям.

Страх - это привязанность, поэтому первичная эмоция возникает с тех пор, как мы родились. У людей страх также развивается под влиянием культурной среды, поэтому реакция будет не только сведена к побегу от думана, но и к лицу. Многие страхи изучаются в социальном плане, и страх говорить публично или глоссофопия является одним из них.

Среди людей с глоссофобией, как ни парадоксально, нередко встречаются известные и публичные личности: певцы, актеры театра и кино, музыканты. Тем, кто боится публичных выступлений, будет полезно почитать истории таких людей с глоссофобией, как Фаина Раневская, Артур Рубинштейн, Пабло Казальс, Гленн Гульд и других.


Если в древние времена ораторское искусство являлось отличным качеством некоторых личностей города, сегодня каждому из нас необходимо овладеть, если не искусством публичных выступлений, по крайней мере его техникой. Многие медиа-продукты конкурируют, чтобы помочь вам стать хорошим оратором. Независимо от того, разговариваете ли вы со своими сотрудниками, разговариваете ли вы со своими избирателями или амфитеатром студентов, очень важно знать, как представить содержание вашей речи.

Тем не менее, советы, такие как «расслабиться, говорить с убежденностью, использовать как можно больше языка тела, не читать на листах и ​​не избавляться от своей аудитории», не всегда помогает. Для некоторых людей, выступающих на публике, это настоящая попытка и может стать проблемой.

Страх сцены – это серьезное и тяжелое расстройство, которому многие люди придают огромное значение. Особенно это касается тех, кто по роду деятельности вынужден постоянно выступать публично. Если такие личности запускают свое заболевание, не проводят коррекцию расстройства, не обращаются к терапевту своевременно, это может приводить к тяжелым психическим патологиям, другим тревожно-фобическим расстройствам, развитию хронических соматических заболеваний, а также к алкогольной и наркотической зависимости. Некоторые люди пытаются преодолеть страх сцены, вырабатывая определенные защитные «ритуалы» и модели поведения. Либо же принимают допинги, сильные антидепрессанты и седативные средства, а чаще – алкоголь или наркотики. Такое искусственное игнорирование проблемы помогает лишь на время. Симптоматика словно «загоняется» еще глубже в подсознание, страх только усугубляется. Прекращается личностный рост и развитие, формируются новые фобии (например, боязнь того, что другие уличат индивида в алкоголизме или наркомании), усугубляются и зависимости, вредные привычки. Нередки случаи, когда сценическая боязнь становилась предпосылкой для развития шизофрении, расстройства личности, психопатии и других тяжелых психических заболеваний.

Авторы говорят о корреляции между тревожностью, вызванной публичным выступлением, и вниманием, уделяемым своему человеку. Если мы сосредоточим внимание на нашей асире, мы сделаем ошибки, и мы споткнемся в речи. Очень важно сосредоточиться на содержании наших слов и аудитории, наша вера в то, что мы говорим, - это способ убедить слушающих. Тем не менее, мы фокусируем нашего собственного человека либо потому, что чувствуем себя неуверенно в том, что мы поддерживаем, либо мы сами.

Таким образом, уверенность в себе не может быть упущена из успешной речи. Достаточно испытать очень травматическое событие, чтобы экспериментировать со страхом намного быстрее. Если, например, собака укусит нас в детстве, нам надоело чувство беспомощности и отсутствие защиты, которая породила страх. В ситуациях, которые соответствуют этим предпосылкам, страх возобновляется и приводит к блокировке.

Авторы говорят о корреляции между тревожностью, вызванной публичным выступлением, и вниманием, уделяемым своему человеку. Если мы сосредоточим внимание на нашей асире, мы сделаем ошибки, и мы споткнемся в речи. Очень важно сосредоточиться на содержании наших слов и аудитории, наша вера в то, что мы говорим, - это способ убедить слушающих. Тем не менее, мы фокусируем нашего собственного человека либо потому, что чувствуем себя неуверенно в том, что мы поддерживаем, либо мы сами.

Вот почему так важно своевременно обратиться к специалисту при наличии симптомов тревожного расстройства, объективно оценить ситуацию, признать наличие проблемы и начать немедленную психологическую работу над ней.

Как проявляется глоссофобия?

Среди психологов и психиатров боязнь сцены принято называть глоссофобией или пейрафобией. Анализируя проявление боязни сцены, стоит четко отличать нормальные, естественные переживания перед выступлением, которые испытывает каждый, зная, что его будет слушать большая публика. Ведь среди них почти все люди – незнакомые. Каждый будет оценивать его внешность, каждое слово, манеру держаться и говорить. Все без исключения в той или иной степени волнуются во время экзамена, защиты диплома или диссертации, дебютного выступления на сцене с танцем или музыкальным произведением. Причем, волнуются и те, кто выступает на сцене вот уже многие годы. Однако, небольшое волнение – это вполне нормальная и здоровая реакция. Нормальность реакции определяется отсутствием непереносимой паники: выйдя на сцену, человек постепенно переключается на свою речь/выступление/беседу с аудиторией и просто выполняет свою задачу.

Некоторые специалисты даже отмечают, что нормальное и адекватное волнение перед выступлением имеет свои плюсы. Накануне важного мероприятия человек ответственно подходит к предстоящему выступлению. Становится более внимательным и собранным, тщательно готовится, продумывая каждую деталь. В итоге, умеренное беспокойство приводит к тому, что выступление тщательно подготовлено и имеет успех у публики. В то же время те, кто не боится публики, не всегда имеют стимул достаточно продумать каждый момент выступления. В итоге, их появление на сцене становится провальным.

Патологическая боязнь сцены проявляется интенсивными переживаниями, сильной и неконтролируемой тревогой. Даже если человеку предстоит выступать перед немногочисленной публикой, большинство представителей которой ему знакомы лично, он теряется и испытывает приступ паники. То есть, он не выбирает, кого бояться, а кого –нет. Он боится выступлений в любом виде и в любой обстановке.

Каковы симптомы глоссофобии?

Несмотря на причины, провоцирующие глоссофобию, ее симптомы у всех индивидов проявляются примерно одинаково. Накануне важного публичного мероприятия человек испытывает сильную тревожность и беспокойство. Оно нарастает с каждым днем по мере наступления «важного» дня. Субкортикальная система головного мозга активирует мощную выработку гормонов стресса, что, в свою очередь, усиливает двигательную активность всех мышц, меняет работу всего организма, приводя его в состояние «боевой готовности», активирует для борьбы с мнимой опасностью.

Распространенными симптомами глоссофобии являются:

  • Мышечные спазмы и напряжение.
  • Тревожные жесты, нетипичная мимика.
  • Меняется голос: становится тихим, приглушенным.

На уровне вегетативной системы проявляются следующие симптомы:

  • усиленное потоотделение;
  • учащенный пульс;
  • повышение или понижение кровяного давления;
  • мигрени и головные боли;
  • сердечная недостаточность.

Характерны при глоссофобии и поведенческие реакции:

  • Ощущение жажды.
  • Дрожь в голосе.
  • Эмоциональный ступор.
  • Потеря речи, неспособность связать мысли от волнения.
  • Непроизвольная диуринация.

В некоторых случаях сильное волнение приводит к обморочным состояниям или непреодолимому желанию обратиться в бегство прямо со сцены. Перед обмороком могут наблюдаться такие реакции, как:

  • общая слабость;
  • тремор;
  • рвотные позывы;
  • бледность кожных покровов;
  • замедленный, еле ощутимый пульс;
  • холодные, «ледяные» руки.

Наличие симптоматики и интенсивность ее проявления у каждого человека индивидуальны и определяются его типом нервной системы, силой переживания эмоций, общего состояния здоровья и физического состояния (усталость, недосып), от конкретной деятельности на момент приступа страха.


Причины развития глоссофобии

Психологи выделяют два основных фактора, влияющих на развитие страха сцены. Это – наследственная предрасположенность и социальное влияние.

Наследственность подразумевает врожденную склонность к интенсивному переживанию любых эмоций, реагирование только на определенные объекты фобии, генетически унаследованную боязнь социума. В случае, если причиной боязни сцены стала унаследованная социофобия, сам страх перед публикой зиждется на страхе быть осужденным, поруганным, непринятым или осмеянным публикой. По наследству также передаются тип темперамента, особенности характера, интенсивность переживаемых эмоций. Родители и дети действительно очень похожи между собой в психологическом плане: у них одинаковые объекты фобий, схожее эмоциональное восприятие, они одинаково реагируют на те или иные стрессоры, идентична у них и длительность фиксации внимания на них.

Эксперты в области психологии считают, что социальные предпосылки оказывают влияние на развитие глоссофобии в наибольшей степени. Среди них:

  • Непедагогичное, деспотическое воспитание в детстве.
  • Строгое и конфликтное, агрессивное поведение родителей с ребенком.
  • Придание важного значения критике со стороны.
  • Высокая степень самокритики, как результат – полное послушание перед авторитетными личностями, желание угодить всем.
  • Нелюбовь к себе, неприятие своей личности, заниженная самооценка как следствие влияния чрезмерно строгого воспитания и критики со стороны родителей.
  • Провальная, неудачно выполненная в детстве, но важная задача, результаты которой подвергались критике со стороны.
  • Ирреальное видение действительности, интерпретирование фактов в негативную сторону.


Еще одной предпосылкой для развития пейрафобии может стать неуверенность в своей компетенции, недостаточная подготовленность к выступлению, недостаток знаний и сведений. Также многие люди боятся сценических выступлений из-за того, что у них никогда не было достаточной практики в этом.

Излишний перфекционизм, желание во всем быть первым, владеть всем в совершенстве зачастую приводит к сценической тревожности. Для таких людей жизненно важно мнение их публики. А поскольку оно очень изменчиво, и толпа не всегда встречает выступающих с абсолютным восторгом (что является нормой), развитие страхов неизбежно.

Глоссофобии также подвержены педантичные и щепетильные личности, которые стремятся держать все под контролем. Огромное собрание людей очень сложно контролировать, не всегда можно добиться желаемого результата. Это и провоцирует развитие патологической тревожности у таких личностей.

Преодоление страха сцены: как лечить?

Как победить страх сцены? Этим вопросом задаются многие из нас. Данная фобия успешно поддается коррекции при своевременном обращении за помощью и работе с грамотным, квалифицированным специалистом. Вмешательство психолога требуется в случае, если страхи носят патологический, навязчивый характер, если человек страдает приступами паники и интенсивными соматическими проявлениями. Что касается людей, для которых сцена является постоянным местом профессиональной деятельности – актеров, музыкантов, ораторов, постоянных участников конференций, презентаций, совещаний и других публичных личностей, то в их случае фобию вполне возможно победить самостоятельно.

Лечение такого фобического расстройства как глоссофобия проводится в 4 этапа:

  • Признание наличия болезни.
  • Анализирование и выявление предпосылок его развития.
  • Формирование возможных путей решения, составление плана действий.
  • Осуществление составленного плана.

Рассмотрим подробнее возможные варианты действий для снижения беспокойства, которые помогли бы индивиду поднять самооценку и вылечить тревожно-фобическое расстройство.

  1. Пересматриваем отношение к незнакомым людям.

Публика для выступающего – всегда нечто неизвестное, непредсказуемое и неуправляемое. Пересмотрев восприятие аудитории как неизвестных личностей, получив сведения об этих людях, оратору гораздо легче будет выступать, волнение заметно снизится. Итак, перед выступлением тщательно анализируйте следующие моменты:

  • Контингент (пол, возраст, социальный статус, возможные интересы и увлечения людей, которые собираются посетить ваше выступление)
  • Подумайте, что именно хотели бы услышать от вас эти люди. Какая информация им будет интересна, а какая – не очень. Нужно ли подходить к ним с юмором, или выступление требует максимальной серьезности и сосредоточенности. Что они «унесут с собой» после вашего выступления, какая информация будет для них полезной.

Проработав эти пункты, вы сможете спланировать идеальную, информативную речь, продумать модель поведения на сцене заранее, предусмотреть возможные вопросы от публики, и т.д.

  1. Перестаем бояться «страшной и критичной» публики.

Многие выступающие на сцене нервничают из-за того, что воспринимают публику как строгого критика. Они обращают внимание на смешки из зала, на неодобрительные выражения лиц, критические недовольные взгляды, неодобрительный шепот.

Пересмотрите свое отношение к аудитории: перестаньте воспринимать ее как критика, сконцентрируйтесь на положительных моментах. Мнение публики никогда не может быть однозначным. Поэтому обращайте внимание на заинтересованных слушателей, одобрительные кивки, возгласы восторга, пристальный внимательный взгляд. Также визуализируйте в воображении положительное, одобрительное восприятие вашего выступления.


  1. Исключите возможность провального выступления.

Чтобы снизить вероятность провала к минимуму, тщательно готовьтесь к своему выступлению. Пусть ваша компетентность, уровень знаний и осведомленность перекроют волнение и тревожность. Ведь знающий, компетентный человек всегда чувствует себя гораздо уверенней, с легкостью может ответить на самые каверзные и сложные вопросы публики. Проработайте подробный план выступления, отточите каждую деталь до совершенства.

Например, вы выступаете с докладом. План вашей подготовки должен быть следующим:

  • Нахождение, анализирование и проработка информации из разных источников.
  • Написание оригинальной речи на основе изученных материалов.
  • Конспект ключевых моментов, точек ориентира (чтобы ничего не забыть).
  • Продумайте последовательность всех частей выступления.
  • Подберите факты: чем можно подкрепить вашу точку зрения в случае возникающих у публики вопросов.
  • Заучите подготовленную речь.
  • Предупредите заранее возможные вопросы аудитории, составьте ответы на них заранее.


Лучше, если вы проведете несколько репетиций перед выступлением. Пусть слушателями станут ваши друзья, родные, коллеги. Также очень хорошо работает такой метод: запишите свою речь на диктофон, а затем прослушайте и оцените ее критически. Проделайте это несколько раз. С каждой новой записью вы будете замечать улучшения, вычищать недочеты. Эти методики позволят вам чувствовать себя гораздо увереннее на сцене, поможет исключить возможные ошибки.


  1. Дайте себе право на ошибку.

Не придавайте гипертрофированного значения критике со стороны других людей. Помните, что ошибиться может каждый. А критика не всегда бывает справедливой: зачастую причиной раскритиковать ваше выступление может стать плохое настроение слушателя, его скептический циничный взгляд на большинство явлений, личная неприязнь и антипатия к вам независимо от качества выступления, предвзятое отношение к вам. Также стоит помнить, что и одобрение не всегда бывает объективным.

Постоянно прорабатывайте психотехники, формирующие адекватную самооценку, повышающие вашу значимость в собственных глазах, помогающие воспринимать себя объективно и независимо от других людей. Такими техниками могут стать аффирмации и медитирование.

  1. Оптимизм – превыше всего.

Зафиксируйте свое внимание на процессе, а не на том, каков будет итог выступления. Во время речи продумывайте каждое слово, сосредоточьтесь на предмете, о котором вы говорите. Замечайте все преимущества вашего выступления на сцене. Ведь вы – в поле зрения всех людей! Сколько информации вы можете до них донести, сколько полезного дать, развлечь, развеселить, подарить знания и хорошее настроение. Старайтесь обращать внимания на все преимущества, настройтесь на позитив!

Прекрасной дополнительной мерой для преодоления страха сцены станут следующие методы:

  • Комплексная гимнастика, которая направлена на укрепление всех мышц тела.
  • Дыхательные практики.
  • Тренировка левого полушария мозга – занятия логикой, математикой, выполнение задач, требующих аналитического мышления.
  • Занятия вокалом – тренируют голос, приводят в тонус диафрагму.
  • Во время выступления ваша поза должна быть максимально открытой к публике.
  • Медитативные техники.
  • Аффирмации и самовнушение.

Не забывайте и о самом простом способе поднять настроение себе и публике. Даже если вам очень сложно этой сделать, заставьте себя улыбнуться, сказать всем этим собравшимся людям несколько важных и приятных слов. Несомненно, вы получите море улыбок в ответ. А это вселит в вас уверенность и нивелирует вашу тревожность!


Итак, мы надеемся, что приведенная здесь информация позволила вам прояснить причины и закономерности развития глоссофобии, а перечисленные психотехники и советы помогут справиться с боязнью сцены. Если статья показалась вам полезной, пожалуйста, поделитесь ей со своими друзьями в соцсетях. Также для нас очень важны ваши отзывы и пожелания, написать которые вы можете ниже.



Умение выступать публично является ценнейшим навыком современного делового человека. Представители многих профессий в силу своих обязанностей сталкиваются с необходимостью выступать перед аудиторией довольно часто: топ-менеджеру нужно мотивировать подчиненных, торговому представителю нужно убедить клиента купить товар именно его компании. – основа социальных связей, без ораторских способностей очень сложно добиться позитивного для себя результата в работе с другими людьми. Учитывая важность, возрастает и ответственность за исход. Этим справедливо объясняется страх публичного выступления, но как считают многие преподаватели ораторского искусства, его можно преодолеть. В этой статье вы найдете полезные советы, как побороть и преодолеть страх публичного выступления даже перед самой взыскательной аудиторией.

Страх

Проект WikiHow утверждает, что страх публичного выступления занимает первое место в списке фобий жителей Северной Америки. В психологии даже существуют специальные термины, которыми обозначается страх публичного выступления и боязнь сцены – пейрафобия или глоссофобия.

Чтобы бороться со страхом, нужно понять его причину. Журналисты написали бы: «Врага нужно знать в лицо», – и были бы абсолютно правы. Генетическая предрасположенность к страху публичного выступления (темперамент, акцентуация и невротизм) на самом деле играет малую роль. Значительно большее влияние на боязнь выступать перед аудиторией имеет ряд факторов социального происхождения: воспитание, негативный опыт и другие. С детства многих приучают не кричать, а говорить негромко, чтоб не привлекать лишнего внимания. Данная установка сохраняется и приводит к дискомфорту, когда приходится выступить перед численной аудиторией. Негатив провоцирует и отношение к выступлению в школе. Подумайте, как часто голливудские фильмы про обучение пестрят сценами, где уже в начальной школе дети защищают домашние проекты, выступая перед классом. Решает это проблему или нет, предоставим разбираться педагогам, но подобная практика у нас стала применяться лишь недавно и в довольно ограниченном виде.

Ученые подметили, что в результате выступления на публике у некоторых людей выделяется такое же количество адреналина как у тех, кто прыгает с парашютом. Такой всплеск эмоций трудно обуздать, тем более находясь не в полете, а перед другими людьми, которые, к тому же, стремятся вас оценить. Но здесь срабатывает известный принцип – первый раз гораздо труднее, чем последующие. Исходя из этого можно утверждать, что постоянная практика способствует уменьшению страха .

Методы преодоления страха публичного выступления

Определите источник страха. Мы боимся не выступления, а того, как отреагирует аудитория на него. Пугает неопределенность: что произойдет после выхода на сцену? Здесь очень важным фактором является понимание, что практически всегда абсолютное большинство людей надеются извлечь пользу из вашего выступления, соответственно они искренне заинтересованы и желают, чтобы у вас получилось.

Не отрицайте свой страх. Если вы отлично готовы к выступлению, владеете темой – вам нечего бояться. Страх – всего лишь защитный механизм от ситуации, в которой вы во время выступления можете оказаться, но скорее всего никогда не окажетесь. Воспринимайте его как дополнительный вызов и мотивацию. Как справляться со страхом, волнением и стрессом детально рассказывается в нашем курсе .

Люди не видят вашу нервозность. Лишь немногие по внешнему виду могут определить насколько другой человек волнуется. Ошибочно предполагать, что аудитория видит насколько вы волнуетесь. Это значит что причин для страха как минимум на одну меньше.

Совершенствуйтесь в . Существует много книг и практических тренингов, которые помогут научиться готовиться к выступлению, привлекать аудиторию, удерживать контакт и в результате сделать выступление более комфортным.

Самое важное – подготовка. Уверенность возникает, когда все под контролем. Убедитесь, что знаете материал, попробуйте предугадать вопросы. Составьте развернутый план речи и разбейте его на основные пункты для запоминания. Сделайте речь нескучной, включите пару шуток, цитат, историй.

Заставьте себя улыбнуться как только вышли на сцену. Психологи уверены, что улыбка снимает напряжение. Более того, на подсознательном уровне это расположит по отношению к вам часть аудитории.

Релаксация. Есть много методик для расслабления, самовнушения, построенных на медитации или дыхательных упражнениях. Как пример можно использовать следующее упражнение. Сосредоточьте все внимание на вдохе и выдохе. Дышите глубоко, задерживая на несколько секунд дыхание. При выдохе считайте в уме от 1 до 5. Фокусируйтесь не менее 5 минут, это позволит снять напряжение.

1. Никакой фальши. Неискренность легко разгадать.

2. Во время выступления не принимайте ничего лично (вопросы, замечания и т.д.)

3. Помните: каждый раз, выходя на сцену, вы учитесь чему-то новому.

4. Старайтесь избегать любых физических барьеров между вами и аудиторией (кафедры, столы, подиумы), если это не предусмотрено организацией.

5. Если не знаете правильного ответа на заданный вопрос, не отвечайте неправильно. Используйте формулу по типу: «Мы вернемся к этому вопросу позже».

6. Также можно переадресовать этот вопрос к аудитории. Это позволит и разобраться с ответом, и усилить взаимодействие со слушателями.

7. Хорошо если в зале есть ваши друзья или знакомые. Установите с ними зрительный контакт. Это даст возможность почувствовать себя в кругу близких людей и справиться с волнением.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!