Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Тактика установления психологического контакта. Установление психологического контакта

Установить психологический контакт – значит создать благоприятные условия для решения конкретных проблем.

В ходе деловой беседы партнеры могут занимать по отношению друг к другу разные позиции:

1. Готовность к сотрудничеству;

2. Безразличие;

3. Противодействие собеседнику.

Относительно второй и третьей позиции необходимо так построить общение, чтобы заинтересовать партнера, «повернуть к себе лицом». Для этого существуют приемы установления психологического контакта.

С другой стороны, идентификация элементов непрерывности в поведении может быть очень сложной только на основе самоанализа, самоанализа. Есть вероятность, что некоторые поведения, даже если они проявляются, не признаются, сознательны или нет. По этой причине доказательство, основанное на характеристиках, не предлагает более прямых идентифицируемых стимулов, и преимущество проекции позволяет субъектам разрабатывать ответы в соответствии с тем, что они обычно думают и чувствуют. Таким образом, ответы могут быть связаны с бессознательными установками, с неявными мотивами поведения, ведущими скорее к личностным качествам.

Приемы установления психологических контактов

1. Прием снятия напряжения.

Непринужденность знакомства, выражение удовлетворения по поводу встречи.

2. Проявление интереса и внимания к партнеру.

Учтите! Что, прежде всего людей интересуют они сами. Поэтому проявите к собеседнику искренний интерес, дайте ему почувствовать значимость его личности.

Это различие не является жестким. Мы не можем сказать, что самоналоженные образцы применяются только для состояний и тех, которые основаны на производительности только для функций. Оба отражают оба состояния и черты, поскольку это всего лишь предрасположенность к ответам, но для устранения этого риска психологическая оценка личности будет включать обе категории инструментов.

Еще одним важным аспектом выбора инструментов, наряду с тем, что мы измеряем, является качество данных, которые могут быть собраны. Это напрямую зависит от отношения человека к ситуации оценки, но и от типа инструмента. Мы уже знаем, что кооперативный и искренний человек генерирует ценные диагностические ответы независимо от используемых нами инструментов. К сожалению, такие люди встречаются в ситуациях клинической оценки, реже у лиц с административными целями. В условиях некоторых зарезервированных предметов для предоставления информации возникающие проблемы особенно деликатные и связаны с защитными механизмами, которые они активируют.

3. Прием накоплений согласий.

Найдите предмет беседы, по поводу которого совпадают позиции собеседников.

Добейтесь, чтобы ваш партнер несколько раз согласился с вами или сказал слово «да». В дальнейшем это затрудняет проявление несогласия.

4. Прием «разговаривания» партнера.

Необходимо добиться, чтобы был диалог, а не монолог.

В случае самоуправляемых инструментов отказ от ответа на определенные предметы обычно не создает особых проблем, поскольку шкалы построены таким образом, что информация может быть получена даже в отсутствие всех ответов. Кроме того, они часто имеют так называемые шкалы валидации, которые могут определить, были ли ответы даны с искренностью и относились ли к этому вопросу серьезно. В отсутствие методов проверки, основанных на анализе структуры, которые довольно сложно реализовать на практике, эти шкалы, однако, весьма ограничены.

Инструменты, основанные на характеристиках, решают многие проблемы другой категории с точки зрения сопротивления предмета, но остаются уязвимыми для качества ответов. Субъекты могут генерировать короткие, неопределенные, несвязанные, неоднозначные и неосведомленные ответы, которые могут привести к идентификации личностных качеств. Более того, понимая специфику оценки, но не зная, как реагировать защитно, субъекты могут реагировать нейтрально, частично отказываться от общения или отказываться от психологического исследования.

5. Прием «зацепки».

Необходимо найти какой-либо повод для беседы (какое- либо событие, сравнение, личное впечатление и т. д.) и от него перейти к изложению проблемы. Чаще всего создается иллюзия, что это импровизация, но в действительности «зацепка» тщательно продумывается заранее.

6. Прием психологической пристройки к собеседнику.

Независимо от типа инструмента, существует три источника информационного заражения: отказ реагировать на конкретные предметы или решать определенные факты, фасадную тенденцию и ответы случайным образом. Отказ от ответа на определенные предметы не является серьезной проблемой в самообслуживаемых образцах, если он не встречается слишком часто, но практически невозможно оценить с помощью тестов производительности. Слабая тенденция, т.е. попытка манипулировать ответами, чтобы субъект выглядел иначе, чем он есть на самом деле, относительно легко достичь в случае самостоятельных образцов, даже если они оснащены контрольными весами. У квалифицированного человека не будет очень высокой сложности, но в случае доказательств, основанных на результатах, все очень сложно. Неоднозначность стимулов делает невозможным создание сложных сложных историй, даже если субъект знает специфику теста. Возникновение случайных ответов невозможно для тестов на основе производительности, но очень распространено в самообслуживаемых. Это может быть выражением устойчивости субъекта, его неспособностью распознать поведенческую модель или большую часть времени, скуку, особенно когда очередь оценки не очень высока. Также отмечается, что в случае длинных образцов время отклика последних элементов значительно ниже по сравнению с первыми, что указывает, среди прочего, на тенденцию ускорить выполнение задачи. Иногда эта скука, вызванная скукой, может привести к случайным ответам. Учитывая специфику двух типов инструментов, мы можем видеть, что устойчивые люди легче подходить к самообслуживаемым образцам, даже если они увеличивают риск получения ложной информации.

Сближение своего стиля общения, манер поведения с позицией партнера. Это снижает психологический барьер, оказывает на него внушающее воздействие.

7. Вовлечение в совместную работу.

8. Оказание значимой услуги.

Цель: вызвать у партнера желание ответить на проявленное внимание подобными действиями.

9. Обращение за помощью. «Мне необходима ваша помощь…»

Стратегия, которая начинается с самостоятельных инструментов, затем продолжается с помощью доказательств, основанных на результатах, может быть успешной, поскольку она уменьшает сопротивление, облегчая эффект защитных механизмов субъектов. Вот еще одна причина, по которой мы предпочитаем обе категории инструментов в психологической оценке.

Информирование, получение согласия оцененного лица и планирование психологической оценки

Когда психологическая оценка установлена, у психолога есть этическое обязательство информировать человека и получить его / ее согласие на психологическое обследование. Информация предназначена для представления различных аспектов психологической оценки и представляет собой первое реальное взаимодействие между психологом и субъектом, оцениваемое в форме предварительного разговора. Этот разговор обычно начинается по инициативе психолога, представляя рамки и цель оценки. Например, когда оценка имеет клиническую цель, психолог может сказать.

10. Сопереживание партнеру.

Не все просьбы партнера можно удовлетворить, но отнестись к ним с пониманием, искренним сочувствием, это важное условие делового сотрудничества предпринимателей.

Соблюдение этих правил даст Вам возможность быть успешным не только в деловом, но и в межличностном общении.

Рассмотрим еще несколько важных моментов, которые помогают или мешают устанавливать контакт.

Как мне кажется, вас проинформировали, миссис Ана, ваш психотерапевт, хочет узнать больше о схеме терапии, за которой вы будете следовать вместе. В этой связи он считал, что это случай, когда вы делаете сложную оценку своей личности, чтобы мы могли решить, от чего мы идем.

Если психологическая оценка проводится в административных целях, психолог может сказать. В этой связи Департамент людских ресурсов запросил оценку вашей личности, чтобы получить необходимую информацию для принятия наилучшего решения для вас. Конечно, эти формулировки очень гибкие и должны быть адаптированы именно к цели психологической оценки, а затем краткое изложение этапов оценки.

Что помогает установлению психологического контакта:

1. Невербальные средства общения: открытые позы, открытые руки, расстегнутые пиджаки и т. д.

2. Улыбка, рукопожатие.

3. Контакт глаз.

4. Знание имени.

5. Дистанция (ты или вы).

6. Равенство позиций.

Что мешает установлению психологического контакта :

Чтобы сделать эту оценку в идеальных условиях, мы сделаем программирование. То, что мы увидим более точно, когда начнем оценку. Например, для клинической цели психолог может сказать. Отчет будет отправлен непосредственно вашему психотерапевту г-же Ана, с которым с вами свяжутся на следующем сеансе терапии, и вы обсудите, как результаты помогут вам решить ваши проблемы.

Если оценка проводится в административных целях, психолог может сказать. Отчет будет отправлен в отдел кадров, а также психологическое консультативное заключение. Ваши коллеги оттуда покажут вам результаты и расскажут, какое решение они приняли. В случае, если третья сторона конкретно просит, психолог может представить предмет, в конце концов, с результатами оценки и сделанными рекомендациями.

1. Перебивание партнера.

2. Принижение партнера.

3. Негативная оценка его слов.

4. Обобщения типа: всегда, никогда, везде, постоянно.

5. Волнение, дрожание.

6. Многословие.

7. Заискивающие интонации.

8. Неправильно выбранная дистанция.

Выделим общие коммуникативные правила (общие правила ведения беседы):

Отчет, вместе с одобрением, будет в конечном итоге отправлен в отдел человеческих ресурсов фирмы, над которой вы работаете. Наконец, психолог проинформирует субъекта о своем праве отказаться от психологической оценки. Это будет в широком смысле наше сотрудничество во время психологической оценки.

Если психологическая оценка проводится по административной цели и прямо указывается в описании должностных обязанностей, то психолог указывает на предмет последствий отказа. Таким образом, в отсутствие этого вы не сможете заполнить этот пост. Существуют также ситуации, в которых психологическая оценка не может быть отклонена, особенно когда она имеет судебную цель или запрашивается судом, и от субъекта не требуется письменного согласия. Во всех остальных случаях предварительное обсуждение заканчивается письменным согласием лица, которое должно быть оценено, иногда как часть договора психологического обслуживания.

1. Избегай упреков.

2. Не демонстрируй превосходства.

3. Избегай обвинительного тона – ты не прокурор.

4. Прощай людям мелкие слабости.

5. Будь терпим к своеобразию другого.

6. Говори не больше и не меньше того, что требуется в данный момент.

7. Подчеркивай достоинства собеседника.

8. Расспрашивай заинтересованно, но не будь бесцеремонным.

Существуют различные варианты соглашений, большинство из которых содержат информацию о знании условий психологической оценки и о дате представления предмета в кабинет. Характеристики психологического контракта. Психологический контракт можно рассматривать как ментальную модель, которую сотрудники используют для формирования и интерпретации определенных организационных явлений. Его термины - эталонная система, на которую сотрудник сообщает о своей деятельности и реакции компании. Руссо раскрывает четыре фундаментальные характеристики психологического контракта.

9. Принимай решение вместе с человеком, но не вместо человека.

10. Ищи в людях хорошее.

11. Не командуй, а проси.

12. Не давай оценок.

13. Не давай советов.

Виды вопросов

· Закрытые вопросы – это вопросы, на которые ожидается только ответ да или нет, они создают напряженную обстановку в беседе (как допрос), поэтому такие вопросы необходимо задавать строго с определенной целью, или когда мы хотим быстрее получить согласие или ответ на вопрос. При дефиците времени.

Во-первых, тот факт, что он по существу является субъективным восприятием, которое варьируется от одного человека к другому. Во-вторых, утверждается, что психологический контракт является динамичным, а это означает, что он изменяется со временем, в отношениях между работником и работодателем. В-третьих, психологический контракт относится к взаимным обязательствам, основанным на обещаниях, сделанных обеими сторонами, инвестирующими в них, надеясь на положительный результат для себя. Еще одна характеристика психологических контрактов заключается в том, что они тесно связаны с контекстом трудовых отношений, ни отдельные лица, ни организации не могут создавать их отдельно.

· Открытые вопросы – это вопросы, на которые нельзя ответить да или нет, и которые требуют какого-то пояснения. К ним относятся: «что», «как», «где», «сколько» и т.д.

· Риторические вопросы – на эти вопросы не дается прямого ответа, т.к. их цель вызвать новые вопросы и указать на нерешенные проблемы.

· Переломные вопросы – они удерживают беседу в строго определенном направлении или же поднимают целый комплекс новых проблем. Они задаются в том случае, когда мы получили достаточно информации по одной проблеме и хотим перейти к другой.

Андерсон и Шальк описывают три основные функции психологического контракта. Во-первых, сокращение неуверенности: поскольку не все возможные аспекты трудовых отношений могут быть покрыты формальным письменным контрактом, психологический контракт заполняет эти оставшиеся цели в отношениях. психологический контакт «формирует» поведение сотрудников. Как и система, работник взвешивает свои обязательства по организации обязательств организации перед своим человеком и изменяет свой поведенческий тип в соответствии с критическими результатами сравнения. третья функция психологического контракта заключается в том, что он дает сотруднику чувство влияния на то, что с ним происходит в организации. Индивидуальные выгоды от серии руководств, которые помогут ему разработать его будущее, определить, в какой степени и какие шаги он / она должен пройти.

· Вопросы для обдумывания – они вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что было сказано. Цель этих вопросов – создать атмосферу взаимопонимания.

· Альтернативные вопросы – это вопросы, которые содержат союз «ИЛИ».

Как аргументировать свою позицию

Аргументы – это научно-обоснованные методы речевого воздействия на собеседника

Эти контракты отражают как организационную культуру фирмы, так и преобладающие поведенческие ценности и нормы в компании. Их вывод делается на добровольной основе каждой стороной и основан на взаимности; каждый из них получит выгоду от элементов, факторов, которые обеспечивает другой, чтобы каждый мог удовлетворить свои требования, потребности, до максимально возможного уровня. Эти вклады можно увидеть на индивидуальном уровне: профессиональных знаний, опыта, моральных ценностей, усилий, времени, отношения, и в конечной организации это может быть: обеспеченность работой, доход заработной платы, карьера, принадлежность к группе, социальный статус.

Успех аргументации зависит от двух обстоятельств:

1. Умения соблюдать ряд принципов.

2. Владения приемами аргументации.

Принципы аргументации :

1. Простота и точность излагаемой информации. Доказательства и разъяснения, должны быть доступны для понимания собеседника.

2. Диалогичность общения и равенство партнеров.

3. Приспособление аргументов к личности собеседника:

а) аргументы должны учитывать ценностные ориентации партнера, его коммерческие интересы.

Б) темп аргументации должен соответствовать темпераменту собеседника. Холерики и сангвиники не выносят длинных вступительных речей и монологов. Общаясь с ними, необходимо между аргументами делать паузу, предоставлять им возможность высказывать свою точку зрения. Другое дело меланхолики и флегматики. Им требуется некоторое время, чтобы включиться в беседу, даже если это решительный и уверенный в себе человек. Слушают, не перебивая, затем задают очень детальные вопросы. Сами говорят неспешно, вдумчиво, мысль излагают подробно. Общение с таким человеком нелегкое, но торопить его нельзя.

4. Наглядность изложения своих доказательств

Методы аргументации

1. Фактологический метод. Изложение в качестве доказательства конкретных фактов.

2. Метод противоречия. Основывается на выявлении противоречий в аргументации собеседника.

3. Метод сравнения. Имеет исключительное значение, особенно, когда сравнение подобранно удачно, что придает выступлению исключительную яркость и большую силу внушения.

4. Метод «Да…, но».

5. Метод «Кусков». Состоит в расчленении выступления собеседника таким образом, чтобы были ясно различимы отдельные части. При этом целесообразно не касаться наиболее сильных аргументов собеседника, а преимущественно ориентироваться на слабые места и попытаться именно их опровергнуть.

6. Метод «Бумеранга». Использование оружия собеседника против него самого.

Манипулятивные методы аргументации основываются на механизме внушения, т. е. на неосознанном восприятии доказательств.

7. Инверсия – переворачивание с ног на голову.

8. Метод преуменьшения. Осознанное преуменьшение значимости той или иной проблемы.

9. Метод преувеличения. Состоит в обобщении любого рода и преувеличении.

10. Метод гиперболизации – «Из мухи – слона».

11. Метод «Анекдота». Остроумное замечание, шутка, анекдот, сказанные вовремя, могут полностью разрушить даже тщательно построенную аргументацию. Если потом проанализировать шутку, то, как правило, оказывается, что она не имеет никакого отношения к обсуждаемому предмету.

13. Прием дискредитации собеседника. Стремление поставить под сомнение репутацию собеседника. Если попытка оскорбления происходит в кругу людей, то лучше хладнокровно и кратко объяснить присутствующим, чем вызвано такое поведение другого. Или проигнорировать нетактичные высказывания и перейти к конкретным аргументам по обсуждаемой проблеме.

14. Прием введения в заблуждение. Основывается на сообщении путаной информации, слов и полуистин, которыми нас забрасывает собеседник. Он сознательно или неосознанно накручивает проблемы, создает предпосылки возможного перехода от дискуссии к конфликту.

15. Прием апелляции к чувствам. Представляет собой постоянное взывание к сочувствию и стремление уклониться от предмета беседы. В этой ситуации беседа может принять сложный эмоционально-насыщенный характер. Поэтому необходимо повернуть дискуссию на деловые рельсы.

Путем воздействия на ваши чувства партнер пытается обойти деловые, нерешенные вопросы.

Как слушать партнера

Успешность деловой беседы во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника. Народная мудрость гласит: «Человеку даны два уха, чтобы слушать, и только один язык, чтобы говорить».

Выделяют следующие техники слушания:

1. Простое слушание (пассивное или безмолвное).

2. Активное слушание.

3. Непродуктивное слушание.

Любой вид допроса - свидетеля, подозреваемого, обвиняемого - начинается с установления психологического контакта, то есть такого расположения к общению, которое может привести к наиболее эффективным результатам. Психологический контакт в своеобразной форме общения, которая имеет место в судопроизводстве, обусловливает получение доказательственной информации, способствующей установлению объективной истины, высокую культуру судопроизводства, отражающего демократические принципы последнего.

Психологический контакт присущ всем формам деятельности, связанной с получением вербальной информации при дознании, предварительном расследовании, судебном разбирательстве.

Понятие “психологический контакт” предполагает, как это видно из его наименования, определенное воздействие на психику лиц, вступающих в общение. Содержательная сторона контакта состоит в двухстороннем воздействии, с одной стороны, лица, которое обладает информацией и может ее предоставить либо отказаться от ее предоставления, в зависимости от ситуации следственного или судебного действия, в частности допроса. Психологическое воздействие при установлении контакта может иметь различные формы и обусловлено рядом обстоятельств, среди которых необходимость установления контакта, его цель, приемы воздействия, использование эмоционального состояния лиц при общении и, наконец, желание предоставлять востребуемую информацию.

В криминалистической литературе понятие психологического контакта нередко ассоциируется только с односторонним воздействием со стороны следователя или судьи, однако это не так. Несмотря на неравенство положений в позиции следователь - обвиняемый, судья - подсудимый, контакт всегда остается двухсторонним, так как стимулирует психологическое состояние обоих субъектов общения, и нередко в значительно большей степени зависит от лица, контакт с которым стимулируется различными приемами.

Установление психологического контакта предполагает изучение данных о личности допрашиваемого. Такими данными могут быть материалы уголовного дела, показания свидетелей

и обвиняемых, характеристики, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности. Анализ данных позволяет составить предположение о психологическом и социальном портрете лица, с которым предстоит общение. Это своего рода первая стадия подхода к общению. Вторая стадия имеет место в процессе допроса, где следователь или судья получают непосредственное впечатление о личности допрашиваемого в ходе допроса. Во всех случаях во время допроса следует создавать благоприятную атмосферу, располагающую допрашиваемого к общению, что предполагает стремление со стороны официального лица к устранению конфликтных ситуаций, к созданию у допрашиваемого заинтересованности в общении. Достигается такая атмосфера достаточно сложно, так как перед следователем предстают различные лица - молодые, умудренные жизненным опытом, искренние и лживые, коммуникабельные и неконтактные, вежливые и грубые, а также лица, не желающие вступать в общение в силу различных эмоциональных либо иных состояний и намерений. Все перечисленные позиции требуют от следователя и других лиц, осуществляющих допрос, своего рода перевоплощения в соответствии с ситуацией допроса и поведением лица, в отношении которого предпринимаются действия по установлению контакта, учета его типа темперамента, в целях правильного избрания темпа и тактики допроса. В этом отношении следователь не должен демонстрировать возникающих у него негативных чувств в отношении убийцы, насильника, грабителя, банковского афериста. Поведение должно быть ровным, но не бесстрастным, так как именно эмоциональное расположение вызывает стремление к общению и контакту.

В тех случаях, когда допрашиваемый отвергает всякие попытки к установлению контакта, следователь обращается к темам, отличным от предмета допроса, вопросам о семейном положении, детях, работе, интересах допрашиваемого.

Это, как правило, снимает атмосферу напряженности, располагает лицо к общению. Не нужно заострять внимание на негативных выпадах допрашиваемого, следует игнорировать их, имея в виду состояние лица в ходе допроса, как агрессивное в отдельных случаях, так и депрессивное.

При общении в ходе допроса чаще всего возникают барьеры, препятствующие общению, среди них наиболее важные - эмоциональный и информационный барьеры. Их устранение предполагает объективность следователя и судьи, выражающуюся как в получении информации, обвиняющей лицо, так и оправдывающей, а также в выяснении причин преступления и их мотивов. Устранение информационного или, ка^ он именуется смыслового барьера достигается четким формулированием вопросов допрашиваемому, уяснением понимания последним их смысла и значения, объяснения в необходимых случаях юридических и иных специальных терминов, которые могут иметь место при общении. Надо отметить, что смысловой барьер является одним из сложных препятствий во время общения, так как допрашиваемый нередко находится в состоянии нервного напряжения, что не позволяет ему понять отдельные вопросы, а обвиняемому отдельные пункты обвинения и сущность тех доказательств, которыми оперирует следователь. Так, в одном из допросов обвиняемого по делу об убийстве следователь, желая изобличить его в совершении преступления, заявил, что на убитом обнаружены микроследы (волокна) мохерового шарфа, совпадающие по своим родовым признакам с шарфом обвиняемого. Оглашение заключения эксперта убедило обвиняемого в доказанности его участия в убийстве (ученые доказали), и он заявил, что “раз наука пришла к таким выводам, то она ошибаться не может”. Следователь расценил это заявление как признание обвиняемым своей вины, хотя впоследствии было доказано, что шарф, участвующий в биологическом, исследовании, принадлежал не обвиняемому, а другому человеку. Непонимание отдельных выражений обвиняемого извратило перспективу установления истины.

Установление психологического контакта, как отмечают некоторые авторы (В. Л. Васильев), является самостоятельной стадией допроса, самостоятельным его этапом. Это утверждение вызывает возражение, так как психологический контакт отмечается ситуативностью и динамизмом. Ситуативность последнего состоит в том, что контакт устанавливается в зависимости от состояния общения (добровольное изложение фактов, интересующих органы расследования, конфликтная ситуация, связанная с ложью, запирательством, выдвижением новых версий, рассчитанных на затягивание расследования) и может иметь место либо игнорируется как следователем, так и допрашиваемым. Уже по этой причине он не может быть причислен к этапу допроса, а представляет собой условие для проведения этого действия.

Динамизм контакта предполагает его пластичность, изменение в зависимости от позиций сторон в общении. Психологический контакт не может быть жестко установленной схемой, по которой протекает общение, он может развиваться, а также может быть утраченным в связи с эмоциональным состоянием допрашиваемого, утратой доверия к следователю, желанием скрыть определенные обстоятельства, которые допрашиваемый полагает для себя наиболее важными, имеющими большое значение. Позиция установленного и продолжающегося контакта в процессе допроса, особенно подозреваемого и обвиняемого, встречается крайне редко. Контакт подвижен, и задача следователя поддерживать его во время допроса, так как такое эмоциональное состояние допрашиваемого позволяет верить следователю, а расположение к нему, как правило, влечет получение достоверных данных об обстоятельствах преступления. Страх, недоверие, представление о том, что допрашиваемого обманывают, мгновенно создает эмоциональный барьер, который впоследствии разрушить очень трудно. Поэтому при установлении психологического контакта нужно знать о его непрочности, вариантности, ситуационной обусловленности и избирательном воздействии на лиц с различным темпераментом и характером.

Целью установления психологического контакта является побуждение допрашиваемого к сообщению достоверной информации, даче правдивых показаний. Вместе с тем, по мнению авторов, исследующих проблемы тактики допроса, контакт выполняет несколько функций . Так, Н. И. Порубов к их числу относит: эвристическую функцию, смысл которой в активации мыслительной деятельности допрашиваемого в целях ее направления в необходимое русло; контролирующую функцию, состоящую в сопоставлении полученной на допросе информации с уже имеющимися данными; эмоциональную функцию, определяющую действие на допрашиваемого своей уверенностью в справедливости принимаемых решений; этическую функцию как умение следователя расположить к себе допрашиваемого с целью получения правдивых показаний.

Несомненно, что такие ролевые функции контакт выполняет, однако для их осуществления необходимы определенные приемы воздействия, так как установление контакта само по себе не происходит.

Общим правилом избрания приемов установления психологического контакта является их научность, допустимость и правомерность, то есть соответствие демократическим принципам судопроизводства, вариантность, ситуационная зависимость, эмоциональная направленность, отсутствие элементов скрытого и явного насилия. В этом плане наиболее приемлемыми будут приемы, обеспечивающие своего рода эмоциональное созвучие, то есть предрасположение к общению положительной направленности.

Перечислить все приемы воздействия с целью установления психологического контакта невозможно, так как они охватывают не только словесное воздействие, но и мимическое, позволяющее снять напряжение ободряющей улыбкой, повышенным вниманием к излагаемым обстоятельствам, сочувствие и понимание тяжести положения обвиняемого или подозреваемого, угнетенное состояние последнего.

В криминалистической литературе высказаны различные точки зрения относительно тактических приемов установления психологического контакта.

Так, А.В. Дулов предлагает следующие приемы: 1) возбуждение интереса допрашиваемого к предстоящему допросу; 2) возбуждение интереса к допрашиваемому; 3) обращение к закону, разъяснение значимости требуемой информации, ознакомление с обстоятельствами, смягчающими вину, и т.п. . Следует отметить слишком общий характер предлагаемых приемов, отсутствие в них необходимой конкретизации.

Более полный перечень приемов установления психологического контакта приводит Ф.В. Глазырин, относя к ним следующие: 1) обращение к логическому мышлению допрашиваемого, заключающемуся в убеждении о неизбежности раскрытия преступления, установления тех или иных фактов; 2) возбуждение у допрашиваемого интереса к общению и его результатам - беседа на различные темы, сообщение об обнаруженных доказательствах, указание при допросах подозреваемого и обвиняемого на смягчающие их вину обстоятельства, как признание вины и др.; 3) возбуждение эмоционального состояния путем обращения к чувствам гордости, чести, стыда, раскаяния, сожаления. Такие приемы наиболее эффективны при отказе от показаний, при допросах лиц, находящихся в состоянии депрессии, апатии и др.; 4) воздействие положительными качествами личности следователя, судьи - вежливостью, справедливостью, доброжелательностью . В этом случае попытки допрашивающего унизить, оскорбить, задеть самолюбие создают смысловой и эмоциональный барьер, а не созвучие, которое обычно кладут в основу психологического контакта.

В. Г. Лукашевич, посвятивший проблеме общения основные свои работы, к приемам установления психологического контакта относит следующие: 1) создание надлежащей обстановки допроса; 2) допрос наедине; 3) корректное поведение следователя как представителя государства, выполняющего важные общественные функции; 4) демонстрация доброжелательности, непредвзятого отношения к допрашиваемому, возбуждающих интерес к следователю как партнеру по общению; 5) демонстрация умения выслушать до конца, не повышать голос; 6) проведение предварительной беседы на отвлеченную тему; 7) обращение к логическому мышлению допрашиваемого; 8) разъяснение целей и задач допроса; 9) создание обстановки, возбуждающей интерес к допросу и его результатам .

Приведенные тактические приемы по своему содержанию не всегда и не все отвечают требованиям, соответствующим понятию “тактический прием”, а означают условия, которые можно считать наиболее оптимальными при проведении допроса. К таким условиям относится допрос наедине, создание надлежащей обстановки допроса, корректное поведение следователя. Эти условия, рассматриваемые как тактические приемы, не более чем обычные этические и организационные действия, сопровождающие допрос. Они способствуют созданию необходимой обстановки для общения и не несут в себе тактическую нагрузку, как систему действий, направленных на получение определенного результата.

Представляет интерес подробная разработка тактических приемов установления психологического контакта, разработанная В. Ю. Шепитько и сформированная в две системы. Первая из них, способствующая адаптации к обстановке допроса и устранению нежелательных состояний психики допрашиваемого, и вторая, стимулирующая установку на необходимость общения. Первая система включает следующие тактические приемы: 1) уточнение данных анкетно-биографического характера; 2) беседа на отвлеченную или интересующую тему, не относящуюся к предмету допроса; 3) демонстрация следователем осведомленности об обстоятельствах жизни допрашиваемого, его потребностях, интересах. Следователю рекомендуется избирать тему для собеседования, так как последнее во многом изменяет психическое состояние допрашиваемого.

Система тактических приемов, стимулирующая установку на необходимость общения, включает следующие из них: 1) разъяснение важности сообщения правдивых показаний; 2) убеждение в необходимости оказания помощи органам расследования; 3) разъяснение сути последствий совершенного преступления или возможности их возникновения в будущем; 4) показ фотоснимков (предметов), связанных с совершенным преступлением и его последствиями; 5) использование положительной оценки личности допрашиваемого, ее отдельных качеств .

Во всех случаях использования приведенных тактических приемов, направленных на установление психологического контакта, одним из важных условий последнего является умение слушать лицо, находящееся в общении. Ничто так не располагает человека, а в данном случае допрашиваемого, как то, что его слушают с вниманием и интересом. Элементы сопереживания, которые имеют место при слушании показаний, психологически воздействуют на допрашиваемого, активизируя его стремление к общению. Проявление интереса к показаниям является обстоятельством, располагающим допрашиваемого к следователю.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!