Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Растаманы. Кто такой растаман? Главный растаман

Раста… Раста – это классно,
Раста – это все ясно,
Раста – это все Я.
Раста, Рас Тафара Силась-Я.
Будет все прекрасно,
Раста – это все Я.

(с) Ковчег

Это рассказ о культуре и религии. О музыке и образе жизни тысяч людей во всем мире. Рассказ для тех, кто не знает разницы между растаманом и дредом, растафарианством и регги... Для тех, кто носит дреды и курит траву и на этом основании называет себя растаманом. Для тех, кто поет и танцует, кто любит жизнь, Джа и Африку. Для тех, кто боится за своих детей, которые носят красно-желто-зеленые шарфы и слушают Боба Марли. Для всех.

Кто такой растаман? – Растаманами называют последователей растафарианства. Что такое растафарианство? – Одна из малоизученных и потому противоречивых религий. Корни ее уходят в XIV в. до нашей эры, когда Моисей взял в жены эфиопку (Числа, 12). С тех пор развивалось представление о своеобразном «духовном центре мира» в долине Нила, в «колыбели человечества» – огромном регионе, включающем Египет на севере и Эфиопию на юге.

Впрочем, чтобы понять, что представляет собой сегодняшний растаман, достаточно начать рассказ с тридцатых годов прошлого века, когда возникло слово «растафарианство».

Маркус Гарви

Начиналось все тривиально. В 1887 на Ямайке родился Маркус Гарви, который, став впоследствии политическим деятелем, основал 1 августа 1914 года Всемирную ассоциацию по улучшению положения негров. Целью Ассоциации он объявил построение в Африке государства с негритянским самоуправлением.

Но Гарви был слишком радикальным расистом, да и в бизнесе прославился нечистоплотностью, так что со временем обрел множество врагов в негритянском движении. И тем не менее, именно он в своих книгах и пламенных речах предсказал приход мессии, который появится в Африке и поможет всем темнокожим на Ямайке и близлежащих островах Карибского бассейна.

Рас Тафари Маконнен, император Хайле Селассие I

2 ноября 1930 года был коронован и провозглашен императором Эфиопии Хайле Селассие I. Эфиопия – единственная страна Африканского континента, которая не была колонизирована, и он стал 225-м ее монархом. Селассие был представителем Святой Соломоновой династии, ведущей начало от легендарного Соломона и царицы Савской. До коронации Хайле Селассие звали Рас Тафари Маконнен. Рас, происходящее от имени бога Ра, означает эфиопский принц. А Тафари Маконнен – имя и фамилия этого отпрыска эфиопских королей.

Когда это произошло, последователи Маркуса Гарви решили, что сбылось пророчество, и признали в Тафари своего спасителя. Они объявили Селассие «Черным Царем» и своим богом. А себя назвали «растафари», или коротко – «раста».

Тафари успешно правил 44 года. Он отменил в Эфиопии рабство, написал первую эфиопскую Конституцию и в качестве полководца участвовал в нескольких сражениях с итальянскими фашистами.

Джа Растафара

Итак, ямайские растаманы считали Тафари воплощением Бога в человеке и называли не иначе как Джа Хайле Селассие.

Врезка : Джа (Jahveh, т.е. Яхве) одно из имен Бога. В английском переводе Библии, известном как «Библия Джеймса I», сказано: «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Джа, и радуйтесь пред лицом Его» (Псалтырь, глава 67, стих 5).

Правда, сам он не только не считал себя богом, но и растафарианцем не был. «Я сомневаюсь, что человек может быть инкарнацией Бога», – скромно признавался император Эфиопии. Однако когда растаманы обратились к нему, он откликнулся и 21 апреля 1966 года прибыл на Ямайку. В аэропорту Кингстона его ожидали около двухсот тысяч почитателей! В течение часа император не решался выйти из самолета. Своего чернокожего мессию воодушевленные растаманы увидели только после того, как известный лидер раста Мортимер Планнер обратился к толпе, а затем заверил гостя в его полной безопасности.

Мечта растамана

Чего же хотели растаманы Ямайки? Завезенные на остров и порабощенные европейцами, они мечтали вернуться в Африку. То общество, которое создали европейцы и в котором пришлось жить выходцам с Африканского континента, растаманы называют Вавилон. Это практически весь цивилизованный мир – мрачный город, где все говорят на разных языках и стремятся к наживе. Согласно библейской легенде, Вавилон в один прекрасный день должен обязательно развалиться – распасться под тяжестью своих грехов. Кстати, именно об этом «Вавилоне» и поется в одноименной песне популярной некогда ямайской группы «Boney M».

В отличие от «вавилонян», у растаманов идеальные отношения с природой. Как и их предки-крестьяне, растаманы продолжают верить в единство всего живого на Земле и в то, что природа состоит из разнообразных, неразрывно связанных друг с другом элементов и сил. Одни элементы природы в их представлении превращаются в другие, и в этом заключается смысл реинкарнации. Растафарианцев не интересуют «блага» цивилизованного мира, с его бездушием и алчностью. Они тяготеют к своим корням и стремятся к свободе.

В отличие от всех других религий, где главная задача верующего – найти глубинный сакральный смысл бытия, религия раста провозглашает: смысл жизни в радости. Нужно только жить в гармонии с природой, чувствовать Джа в себе, петь и танцевать ему хвалу! Однако петь и танцевать мешает вездесущий Вавилон. Где же растафарианцы смогут стать, наконец, свободными? Конечно, на своей далекой исторической родине – в Африке!

Политика и религия растафари

После провозглашения независимости Ямайки в 1962 году растафарианство вышло из подполья. Это произошло, несмотря на продолжающиеся конфликты растаманов с полицией из-за наркотиков и попыток поднять восстание. Растаманы стремились к диалогу с властями, тем более что влияние секты росло. По разным оценкам, в 60-е годы на острове было от 70 до 100 тысяч растаманов. Они получили доступ на радио, возможность издавать свои газеты и брошюры, их статьи публиковал университетский журнал.

Из религии растафарианство плавно перетекло в политическое движение. Этому немало способствовал уличный философ и поэт Рас Сэм Браун. Путая библейскую и «ученую» лексику с площадной, он проповедует свое мировоззрение: «Каждая из человеческих рас имеет собственное вероисповедание. В отличие от других религий, культура растафари не перешла от отца к сыну, как у христиан. Мы сами, изучив тома исторических книг, узнали, что в нынешнем, XX веке возвысится царь из рода Иеосеева (Иеосей – отец Давида; его внук Соломон и царица Савская считаются, как уже сказано, родоначальниками эфиопской Соломоновой династии), который станет Богом Всемогущим для своего народа и освободителем всех угнетенных Земли. Мы, растафариане, – подлинные пророки этого века, вновь воплотившиеся Моисеи, Иисусы, Исайи, Иеремии, предназначенные освободить не только рассеянных по свету эфиопов (чернокожих), но всех вообще людей, животных, травы и все формы жизни».

Со своими товарищами Рас Браун составил «Полную растафарианскую Библию», и в 1982 году в Лондоне она была издана. Начинается эта Библия с «Книги Бытия», где приводятся основные заповеди, сформулированные Брауном.

В частности, растаману запрещено:

Осквернять облик Человека надрезами, бритьем, татуировкой, уродованием тела;

Принимать наслаждения, предоставляемые нынешним обществом, и его пороки;

Соблазняться подачками, титулами и богатствами, которыми в страхе прельщают враги.

Необходимо:

Соблюдать вегетарианство;

Любить и уважать человеческое братство;

Отвергать ненависть, ревность, зависть, обман, вероломство, предательство и т.д. Растаман обязан протянуть руку милосердия любому брату в беде, в первую очередь тому, кто из ордена растафари, во вторую – любому: человеку ли, животному ли, растению и т.д.

Боб Марли

Желание черных рабов вернуться на этническую родину, а также другие растаманские ценности воспеваются в песнях Боба Марли, лидера группы «The Wailers». Под впечатлением речи Хайле Селассие I в Лиге Наций в 1963-м (Селассие был прекрасным оратором) Марли написал свою знаменитую песню «Война» («War»), которая сделала его кумиром растаманов. Строчки: «Открой глаза и загляни в себя. Ты доволен тем, как ты живешь? Мы знаем, куда идем, и знаем, откуда пришли: мы уходим из Вавилона в страну своих предков», – стали девизом растаманов всего мира.

После смерти Боба 11 мая 1981 года растаманы провозгласили его святым и стали называть Бобом Джа Марли.

Кроме Хайле Селассие, Раса Брауна и Боба Марли среди растаманов были и другие яркие личности.

Самоощущение растамана

Все более широкое распространение растафарианства и разделение его на религиозное и политическое течения породили противоречия во взглядах растаманов всего мира. Но есть основные критерии, общие для всех.

Растаман – это человек, который идет по пути Джа и придерживается определенных жизненных правил. Растаман всегда говорит правду, в растамане сильно развиты понятия ответственности, честности и обязательности. Двигаясь вперед, растаман отстаивает свои позиции всеми методами, кроме убийства и грабежа. Растаман курит марихуану, называя ее ганджа (ганjah), или сенсимилья. Растаман не пьет алкоголя, не ест мяса, не курит табак. Растаман не обращается к врачам, не принимает медикаментов, растаман уверен, что Джа вылечит его от любой болезни. Или пошлет ему новое воплощение.

Творчество растафари

Растаманские правила позволяют жить в гармонии с природой, ощущать себя свободным и раскрепощенным, надеяться на единение с центром мира.

Кроме естественного образа жизни, есть и другое важное средство раскрепощения сознания растамана. Это самодеятельное искусство.

Каждый растаман склонен писать стихи, рисовать, ваять, заниматься народными промыслами, но главное – петь и танцевать. Молодежь стремится вернуть свою утраченную в Вавилоне самобытность и поэтому создает собственную культуру, развивая художественное творчество. Самый же популярный вид творчества растаманов, как известно, – музыка.

Регги

Религиозные песнопения растаманов положили начало музыкальному стилю регги. Это культовая музыка, посвященная богу Джа. «Музыка регги – это вибрации всех светлых людей мира», – утверждал Боб Марли.

Врезка : Регги (англ. reggae, варианты написания – «реггей», «рэгги») – стиль, выросший из соединения африканской музыкальной традиции с североамериканскими стилями соул и ритм-энд-блюз.

В общине «Мистическое откровение Растафари» в 1949 г. образовалась одноименная группа во главе с патриархом раста Каунтом Осеи. И была записана первая пластинка с гимнами растафари. Это были уже почти регги, но еще без электроинструментов.

Параллельно на Ямайке развивались стили каллипсо и менто. В середине 50-х из их смешения и под сильным воздействием американской поп-музыки возник стиль «ска». А затем и более жесткий рокстеди и стиль «сока» – смесь легкомысленного каллипсо и диско. Во всех этих стилях сохранился принцип «вопрос-ответ» в вокале и синкопирование.

С обращением к языку и идеям растафари усилился элемент культовой музыки, а роль большого барабана взяла на себя бас-гитара. Так сложилось неповторимое завораживающее звучание регги – тягучее и ритмичное одновременно. Это – «позитивная вибрация»: на 4/4 с ударными первой и третьей долями, в отличие от рока, где ударение обычно на второй и четвертой долях. При этом ударные – одновременно басовый барабан и тарелки – особенно подчеркивают третью долю такта (знаменитый прием «One Drop»).

Тексты песен регги почти без исключения сводились к изложению идей и пророчеств движения растафари. Саунд-системы стремительно распространяли новые регги по всей Ямайке. У растафари было принято слушать песни вдумчиво, с вниманием и почтением к их содержанию. Но поскольку молодежь хотела и потанцевать, студии звукозаписи выпускали пластинки, где на одной стороне были песни с текстами, а на другой – они же, но без вокала. Но вскоре все привыкли танцевать и под «религиозно-политические» песни.

Всеобщее увлечение регги в 70-80-е годы привело к тому, что о верованиях и обычаях растафари – одной из самых необычных мировых субкультур – узнали во всем мире. Пластинки регги – скорее проповеди растафари, чем просто альбомы с записью популярной музыки. Такова сила искусства. Музыка Боба Марли сделала для популяризации насущных задач африканского освободительного движения больше, чем несколько десятилетий кропотливого труда международных организаций революционеров.

Язык растаманов

Вместе с текстами регги распространился и созданный растаманами язык – «I-Words», или «Dread Talk». Растаманы наделяли свой язык мистическим смыслом. Например, «I» («Я») по написанию совпадает о римской цифрой I, входившей в имя живого бога, а по звучанию – с английским словом «глаз». Поэтому это слово почиталось как символ божества, присутствующего в каждом человеке, и внутреннего зрения, дарованного Богом. Вместо «мы» следовало говорить «Я и Я» (I&I) – так называлась и вся растаманская братия в целом.

«Раста», или «Рас», – понятие позитивное, это идеал, первоисточник, связь с Африкой, с богом Ра, имя которого присутствует в самом названии раста. Раста – это изначальная вибрация африканского духа, борющегося за прогресс, самовыражение и самоутверждение. «I» – это море свободной (но скрытой) энергии, и самопознание «I» идет только через рост, обнаружение и мобилизацию этой энергии.

Музыканты регги очень ответственно относились к своему языку, заявляя, что его популяризация через тексты песен способствует распространению взглядов растафари. Действительно, усвоение языка раста как модного жаргона невольно заставляло смотреть на мир глазами растафари даже тех, кто ему не симпатизировал: «Африка», «Зион», «Вавилон», «ЯиЯ» надолго вошли в лексикон молодежи. Они могли и не иметь для всех того глубокого смысла, что для растаманов, но все же представляли мир в новом свете. Теперь каждый узнал, что черный человек владеет богатым культурным наследием, скрытым под слоем вавилонского мусора.

Внешний облик растаманов

Кроме языка и музыки, многие относят к культуре растафари особый внешний вид его приверженцев. У нас уже сформировалось представление о растамане как о человеке с дредами на голове, в свободной одежде красно-желто-зеленой цветовой гаммы, с изображением ганджи. Но это не обязательно, – внешние атрибуты у раста не считаются первостепенными. Растаману действительно следует культивировать африканский облик и гордиться им. Но главное – то, что недозволено искажение естественного облика человека.

Дреды

Существует миф, что растафари обязаны носить дреды, которые служат напоминанием об африканских корнях и гриве льва. Согласно этому мифу, когда наступит конец света, бог Джа по прическе сможет узнать растамана и, ухватив за дреды, вытащить его на небо. Но это всего лишь миф. Любая прическа, не требующая использования едких химикалий, горячей завивки, красителей и т.п. – вполне приемлема. И понятно, что человек, который ест мясо или прибегает к медицинской помощи, не может считаться растаманом только оттого, что носит дреды.

Врезка : Дредлоки, дредлокс, дреды (от англ. dreadlocks – устрашающие локоны) – традиционная прическа ямайских растафари. Волосы заплетаются во множество прядей, которые долгое время сохраняют свою форму. По мере отрастания волос прическа формируется естественным образом без расчесывания и укорачивания ножницами.

Одежда и украшения

Бытует мнение, что растаман должен полностью отказаться от ношения драгоценностей и использования косметики. Это тоже не так, ведь африканцы всегда носили золото, серебро и другие украшения и именно они первыми стали пользоваться косметикой.

Нетрудно догадаться, что цветовая гамма, символизирующая растафари, представляет собой не что иное как флаг Эфиопии. Хотя некоторые также ассоциируют эти цвета со знаменем гарвитов (последователей Маркуса Гарви), но там место желтого цвета занимает черный. Красный цвет символизирует у растаманов пролитую за свободу кровь, зеленый – рай, жизнь и Африку, как землю обетованную, а желтый – это свет, солнце, а также африканское золото.

Листик марихуаны – тоже излюбленный символ растафари. На альбомах регги музыканты часто изображаются либо в клубах дымка, либо в зарослях конопли, либо с листиком на майке. Но это не просто символ. Для растамана «травка» – предмет религиозного поклонения, со ссылкой на Писание (Быт. 1:12; 3:18; Исход 10:12; Пс. 104:14).

Марихуана в жизни растамана

Боб Марли в интервью журналу «Роллинг Стоун» говорил: «Когда ты куришь траву, это открывает тебе глаза на твою собственную суть. Все твои недостойные поступки становятся очевидны благодаря травке. Это – твоя совесть, и она дает тебе честную картину тебя самого. Это чистый природный продукт, она растет подобно дереву и заставляет тебя предаться созерцательному размышлению...».

При этом растаманы очень заботятся о своем здоровье, предпочитая естественный рацион питания, и отличаются долголетием. Видимо, сказывается запрет на курение табака и спиртное, марихуана же употребляется в ритуальных целях и никогда не совмещается с более сильными наркотиками.

Растафари в России

В Россию растафарианство проникло, как и в другие страны, с музыкой регги. И произошло это сравнительно недавно, около тридцати лет назад. Первооткрывателями музыки растаманов у нас стали группы «Воскресенье», «Аквариум» и «Кабинет». Правда, они только использовали ритмы регги в своем творчестве.

Серьезные исследователи обходили «культуру раста-регги» своим вниманием. Но она привлекла интерес и симпатию М. Науменко, Б. Гребенщикова и других мастеров советской молодежной субкультуры. Ведь регги – музыка внутренней свободы и неприятия привычного миропорядка. Гребенщиков в одной из песен в стиле регги объявил: «Я беру свое там, где я вижу свое: белый растафари, прозрачный цыган...».

Первые растаманы очень хотели видеть избавителя и мессию в Расе Тафари Маконнене. А советские борцы с системой стали использовать растаманство как свой способ освободиться. Использовали символику с культовым значением, сочиняли регги о своих проблемах, вплетая туда рассказы и о травке, и о Джа. И не обращали внимания на тех, кто говорил, что раста, воспетая Бобом Марли, – это марихуана, а у нас раста процветать не может: не вызревает, климат не тот...

Потом, уже в 1990-х годах, на постсоветском пространстве образовалась особая молодежная субкультура растафари. Ее представители называют себя растаманами – в первую очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша. Многие слушают Боба Марли и других исполнителей регги. Иные носят одежду цветов эфиопского флага, а некоторые и дреды.

Но эти «русские» растаманы не являются истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины африканского превосходства. А многие вообще не имеют понятия о ее существовании. Мало кто из них отстаивает идею возвращения американских чернокожих в Африку, а тем более – соблюдает растафарианский здоровый образ жизни.

Зато многие занимаются творчеством: сегодня в России масса музыкальных групп, исполняющих регги. Например, «Shamansky Beat», «Dub TV», «Green Point», «Карибасы», «Комитет охраны тепла» и, конечно же, «главные по регги» – «Jah Division».

Мир вашему дому


Позитив, позитив, никаких альтернатив.
А мне хочется просто жить, эту музыку любить.
Мир вашему дому!

Уголок живой природы, планета счастья и свободы,
Смерти нет, солнца свет, много-много долгих лет,

Эй, люди,
Мир вашему дому!

(с) Республика Джа

Вся жизнь - праздник! Таков замечательный девиз растафари. Но чтобы понять и почувствовать его, недостаточно курить травку и слушать Боба Марли. Растафарианство - древняя культура страны Эфиопии, и это целый отдельный мир. Каковы же его порядки и возможности? Попытаемся разобраться...

А начало было таким

Прарастафарианство возникло в Эфиопии в 800 году, вместе... с принятием христианства. Естественно, местные обычаи оказали сильное влияние на христианство, и в результате постепенно возникла уникальная культура - растафарианство.

Главная идея растафарианства: надежда всех африканцев на возвращение на родину и избавление от Вавилона - имеет под собой вполне реальную основу. Вавилон - понятие абстрактное. Это символ индустриального мира, как скопища пороков, бездушия и корысти. Для ямайских растаманов воплощением Вавилона стала Америка. Несколько веков подряд корабли увозили африканских рабов в Америку. Крупный невольничий рынок и перевалочный пункт были на острове Ямайка, поэтому сотни лет там "оседала" африканская культура. И, конечно, единственной мечтой многих африканцев была самая естественная и нормальная вещь - возвращение на родину.

В XX веке рабство было запрещено, но большая часть эфиопов, разумеется, по-прежнему жила на территории Америки. Идейным вождем растаманов стал Маркус Мосайа Гарви, агитировавший африканцев вернуться на родину. Именно он предсказал скорое рождение царя, прямого потомка библейского царя Соломона и царицы Савской, который поведет за собой народ в Эфиопию, - и на этой земле наступит вечный рай.

Предсказание сбылось. В 1930 году правителем Эфиопии стал Рас Тэфэри Мэкконын. Его короновали под именем Хайле Селассие I, что в переводе означает "власть Троицы". С этого дня назвавшие себя в его честь растафаринцы (или просто "раста") стали ждать кораблей Хайле Селассие I, которые приедут за ними и заберут в Эфиопию, на землю обетованную. Впрочем, под Эфиопией подразумевалась вообще вся Африка. Растафари в религиозных песнопениях молили о родине своего бога Джа. Характерная черта этих песнопений - свободолюбивые тексты. Так и родилась музыка рэггей.

Любимая одежда

Красный-желтый-зеленый... Сочетание этих цветов знакомо многим непосвященным в культуру реггей хотя бы по беретам на головах некоторых непростых прохожих или по раста-сувенирам. На самом деле, это цвета флага Эфиопии. Они присутствуют в одежде каждого растафари. Просторные рубахи и полотняные штаны, которые носят африканцы у себя на родине, идеально подходят для жаркого ямайского климата. У нас же штаны зачастую заменяются на потертые джинсы, а рубахи - на футболки с изображением конопли или Боба Марли. Объемные цветастые береты призваны украшать буйство дредлоков, а голые ноги в сандалиях позволяют чувствовать растаманам земные вибрации.

А почему на голове именно дреды? Оказывается, это не только напоминание об африканских толстых красивых волосах, но еще и о гриве льва-воина растафари. Есть у дредов и более глубокое толкование: когда наступит конец света, бог Джа узнает растаманов по косичкам на голове и, зацепив растаманов за косы, вытащит их в рай.

А как там с музыкой?

Рэггей (raggae) - это культовая музыка, посвященная богу Джа. У нее есть свой узнаваемый ритм: размер четыре четверти с акцентом на слабые 2-ю и 4-ю доли. Идея "рутс-рэггей", то есть коренного рэггей, такова: недостаточно вернуть на родину только свое тело, надо еще осознать, что твой дух неотделим от родной земли. Именно родная земля помогает обрести мир. Реггей же - общие вибрации всех светлых людей земли, так говорил Боб Марли. Именно он превратил реггей в оружие борьбы с притеснителями, заменив религиозные тексты на политические. Вслед за ним бороться за равенство стали Black Uhuru, Burning Spear, Inner Circle, Big Mountain и другие группы.

В Россию рэггей пришел не так давно, в 80-х годах, когда весь западный мир реггей уже скорбил о смерти Боба Джа. Первооткрывателями музыки растаманов у нас стали группы "Воскресенье", "Аквариум" и "Кабинет". Правда, они использовали в своем творчестве только ритмы рэггей, а не его идеи. Сейчас в России существует множество, как утверждают растаманы, "истинно растаманских команд": Shamansky Beat, Dub TV, Green Point, "Карибасы", "Комитет охраны тепла" и очень популярная команда Jah Division!

Со времен Боба Марли, лидера группы The Wailers, рэггей стал разнообразней, появились всевозможные варианты этой музыки. Вот основные из них: dub (афро-карибская музыка в электронной обработке), ska (смесь ямайского рэггей с ритм-н-блюзом из Майами; расшифровывается как "Snake it, catch it again!" - типа "шалтай-болтай!"), rock-steady (рэггей с примесью соула).

Растаманы очень любят свою музыку, ведь она вдохновляет их на любовь к жизни. Растаманы любят собираться вместе, веселиться под реггей; чем больше людей собралось вместе, - тем веселее. Это еще одно подтверждение их девиза "вся жизнь - праздник". Или - вечеринка. В любом случае - хорошее настроение и дружеская атмосфера обеспечены.

Есть у растаманов и основные, важные праздники. Их не так уж много, вот они. 7 января - растаманское Рождество, посвященное богу Джа. 6 февраля - день рождения Боба Марли. 1 мая - Пасха. 23 июля - день рождения Хайле Селассие 1 и 2 ноября - день его коронации.

Заповеди растафари

У растаманов, как и у всех по-настоящему верующих людей, есть заповеди, которые они соблюдают. Вот основные заповеди, на которых строится религия растафарианства. Некоторые из них совпадают с христианскими или буддистскими заповедями, другие - просто могут быть полезны, какие-то - можно отвергнуть полностью. Итак...

  • Поклоняться можно только богу Джа. Но это не дает права на неуважительное отношение к другим религиям.
  • Джа создал человека по своему образу и подобию, поэтому любое осквернение своего тела - грех. Запрещаются татуировки и бритье головы.
  • Любовь ко всем людям и животным.
  • Неприятие ненависти, злости, зависти, ревности, обмана и пр.
  • Неприятие богатства и знатности.
  • Резкое неприятие пороков Вавилона.
  • Соблюдение вегетарианства (в некоторых случаях разрешается есть мясо, но не свинину или моллюсков).
  • Запрет на употребление соли, уксуса и коровьего молока.
  • Запрет на курение табака и употребление алкоголя.
  • Растафари призваны создать мировой порядок, в основе которого - братство народов.
  • Растафари должны соблюдать древние эфиопские законы.

    Трава - плохо или хорошо?

    Надо полагать, что на этот вопрос каждый ответит сам. Что же касается растаманов, то они отвечают на него однозначно. Значение так называемой "легкой" наркомании растаманы ищут в Библии. Всякое растение - для человека. Именно бог Джа научил растаманов курить траву. Более того, первым растением, выросшим на могиле царя Соломона, мудрейшего человека на земле, была марихуана. Впрочем, не все растафари курят траву, ортодоксы, например, отказываются от нее.

    Сегодня растафарианство в большой моде в России. Причем русские растаманы совсем не собираются исповедовать ортодоксальную форму религии. Еще бы - ведь все удовольствие растафарианства они видят в курении травы. К сожалению, такой подход к эфиопской религии ничем не отличается, скажем, от посещения православных храмов только тогда, когда приключилось какое-нибудь несчастье.

    Реггей в России воспринимается как приятная веселая музыка, но вряд ли - как религиозные песнопения. Скорее, реггей помогает материализации девиза "вся жизнь - вечеринка". А в данном случае это действительно вечеринка, и, конечно, с горячими напитками - как же без них? Однако, не стоит забывать, что, в отличие от настоящего русского, настоящий растаман-африканец не употребляет алкоголь.

    Как же превратиться в настоящего растамана? Пожалуй, это не так уж легко... Несмотря на всемирную глобализацию, еще есть культуры, стать частью которых не так-то просто. Быть может, именно своей целостностью и притягивают нас растаманы и не менее модные кришнаиты. И, тем не менее, факты есть факты: стать растаманом или кришнаитом - значит родиться им.

  • Субкультура растаманов – это не только знаменитый эфиопский триколор, каннабис и регги, смысл субкультуры куда глубже, а появилась она вообще из религиозных верований. Растаманами называют представителей культуры Растафари, сформировавшуюся примерно в 1920-х годах на Ямайке. Базой для субкультуры послужили африканские национально-религиозные движения или секты, в этом многообразии наиболее яркими фигурами были эфиопский император Хайле Селассие и ямаец Маркус Мосайя Гарви. Растафарианство перенеслось с Ямайки в Эфиопию благодаря дипломатии того самого Хайле Селласие, который обозначил это движение, как «рай для чернокожих – не на небе, а на земле африканской библейской страны Эфиопии». После 60-х растафарианство появилось в Америке и странах Карибского бассейна.

    Субкультура растаманов вышла из религии растафарианства, в которой присутствует культ употребления конопли с целью легкого вхождения в транс для молитвы или обрядов. Однако, растаманами часто становятся просто, чтобы носить дреды и курить траву, причем это касается как Эфиопии, так и России. У настоящих растаманов есть своя философия, у них запрещено пить алкоголь, курить табак, носить чужие вещи, есть свинину и рыбу, пить молоко. В целом, растаманы, как и , выступают за мир во всем мире, взаимопомощь и любовь к ближнему, бесконечное познание себя и личную свободу.

    Внешний вид растамана

    Внешний вид растамана на фоне российских городских пейзажей трудно не заметить. Обычно они носят майки с изображение конопли, вязанные шапки и сумки, штаны-алладины и тонны феничек. Конечно, натуральные дреды – самый лучший признак растаманы, их украшают лентами, кольцами, банданами. В почете носить одежду из натуральных тканей, к примеру, изо льна или конопли, обычно она производится в Индии, Камбожде, Эфиопии.

    Музыкальные предпочтения

    К любой субкультуре прилагается музыка, так и у растаманов есть свое излюбленное направление – регги. Идол регги, конечно, ямайский музыкант Боб Марли. Первыми основателями этого жанра в России были и остаются Jah Division. Также в России есть и свои кумиры регги, например, Борис Гребенщиков, Alai Oli, АКИМАМА, Рома В. П. Р., лингвист и литератор Дмитрий Гайдук, который создал книги «Растаманские народные сказки». Песни про избавление от Вавилона (белой культуры) и позитивные вибрации звучали еще 400 лет назад: они были призывом к свободе и любви. Обычно те, кто исполняет регги, считают себя представителями субкультуры растаманов. По всему миру устраиваются фестивали регги, проводятся лекции, творческие встречи, мастер-классы по плетению дредов, феничек.

    Для того, чтобы понять, кто такой растаман, нужно сначала более детально изучить истоки его религии. Прорастафарианство получило свое начало в Эфиопии, примерно, в 800 году нашей эры. Именно в это время страной было принято христианство. Как считают многие растаманы, именно Эфиопия являлась центром земного рая, что, в свою очередь, подтверждает Ветхий завет.

    Также считается, что первый вариант библии был написан тоже растафарианами, а уже потом она была переписана Вавилоном, изменившим ее в свою сторону. Вавилон – абстрактное понятие, которое есть символом всех пороков индустриального мира. Для многих растаманов ярчайшим примером сегодняшнего Вавилона есть Америка.

    В итоге, растаманом считают того, кто поддерживает данное религиозное направление.

    Идеология растаманов

    Жизнь растамана сложена из определенных принципов, которыми он должен руководствоваться в любых ситуациях.

    К примеру, неожиданным фактом будет то, что растаманам запрещено употребление табака, наркотиков и . Если есть возможность, то лучше придерживаться вегетарианства.

    Считается, что человек сотворен по образу Бога, поэтому любое осквернение тела (надрезы, татуировки и тд) является греховным поступком.

    Веря в Джа, надо вести себя толерантно и с другими религиями. Важно любить и уважать не только раста, но и все человечество. Если кому-то нужна помощь, ее надо безоговорочно предоставить. Нельзя поддаваться ненависти, ревности, зависти или же предательству. Стоит избегать всех возможных наслаждений, предоставляемых Вавилоном.

    Многие думают, что если кто-то растаман, то значит он ограничен только курением марихуаны, песнями Боба Марли, дредами и яркими футболками. Это довольно распространенная ошибка. Так как быть настоящим растафарианином довольно сложно, а кто не придерживается вышеуказанных принципов, тот просто им не является.

    Известные растаманы

    У истоков растамании стоял Маркус Гаври – известный активист за возвращение всего чернокожего населения Америки на их историческую родину.

    Вторым популярным последователем был Леонард Хауэлл. Считается, что именно он был основателем первой раста коммуны.

    Самуэль Браун – первый политик, который пытался решить проблемы своего народа через самосознание растафариан.

    И наконец, самым известным растаманом всех времен и народов является Боб Марли. Этот талантливый музыкант смог совместить в своих песнях культуру растаман и острые социальные проблемы.

    Растаманы как современная субкультура

    К сожалению, то, что мы сегодня видим множество людей одетых в стиле раста, не значит то, что все они являются последователями этой религии. В основном, как ни странно, всех их объединяет только музыка регги и футболки с изображением Боба Марли.

    Для большинства более важна внешняя составляющая культуры растафариан: их, иногда, эксцентричный стиль поведения, яркая одежда, любовь к легкой музыке, курение марихуаны. То есть, в итоге, получается такая ситуация, что современная молодежь взяла только внешние атрибуты другого народа, не обращая внимания на духовную составляющую. Так, настоящий, уважающий себя растаман, должен придерживаться определенных нерушимых норм поведения и быть активным борцом за лучшее будущее.

    Вы когда-нибудь слышали о растаманах? Наверняка слышали. Но, наверное, многие считают, что растаманы - это те, кто курят травку или просто слушают регги. Это совсем не так. Так на самом деле? Настоящий растаман - это человек, религия которого называется Растафари. Хоть это и самая неисследованная религия, но в ней есть множество сводов и правил, которых должен придерживаться настоящий растаман.

    Такой человек должен всегда говорить лишь правду, курить ганджу, не пить алкоголь, не есть мяса, не курить табак и не обращаться к врачу, потому что от любой болезни, если будет так надо, его вылечит бог Джа. Если же не вылечит, то просто даст ему другое воплощение.

    Как узнать растамана на улице?

    Помимо этих правил, есть еще так называемый дресс-код для прически и цветовой гаммы одежды. На голове у растамана будут дреды, а вся его одежда будет состоять из красных, желтых и зеленых цветов. Однако если человек ест мясо или, скажем, пьет медикаменты, растаманом он быть не может. При этом человек, не носящий дреды или одевающий строгий костюм, быть им может. Потому что внешние атрибуты не могут определить вашу религиозность. Наглядно показать, кто такой растаман, могут различные картинки и фотографии, но чтобы глубоко изучить их необходимо перерыть не одну статью, а еще лучше - пообщаться с ним лично.

    Что за религия?

    Корни данной религии исходят с XV века и зарождались они в большом регионе, который включает просторы от Египта до Эфиопии. Тогда основной философией этой религии было духовное объединение Африки.

    Спустя столько времени течение растафарианцев не только не пропало, но и набирает обороты. Конечно, нынешние представления, понятия изменились, но не настолько существенно. Если вы увидели разноцветного человека с дредами и цветной шапочкой на голове, по нему сразу понятно, кто такой. Растаман всегда будет добрым, спокойным и отзывчивым. В этом их плюсы. Они никогда не создадут конфликтных ситуаций, представители растаманства против насилия и войны в целом.

    Известные имена

    Среди них есть и очень популярные, выдающиеся личности, такие как Мортимер Планно, Самуэль Браун, Рас Макферсон, Питер Тош и Банни Уэйлер. Эти имена мало кому покажутся знакомыми, но кто такой растаман Боб Марли, знают, наверное, все до единого.

    По-настоящему выдающийся музыкант из Ямайки, который своим богатым внутренним миром и идейностью покорил сердца миллионов людей по всему миру, а не только на Ямайке.

    Практически все песни Боба Марли знает каждый растаман, аккорды его песен звучат везде. Однако кроме него в мире раста-музыки есть и другие исполнители, менее известные, но не менее талантливые.

    Практически все русские растаманы знают песню, автор которой растаман, - "Не нужна мне корона". Имея в наличии гитару и обладая даже не самыми профессиональными навыками игры, можно будет легко наигрывать расслабляющие мотивы в компании, которые создадут еще более подходящую атмосферу этой странной, противоречащей и почти неизученной, но очень интересной религии под названием Растафари.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!