Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Как развивать мышление и память у детей. Какие игры у детей развивают память и мышление

«Как развить память, внимание

и мышление ребенка»

Уважаемые родители! В начале нашей беседы я хочу задать Вам один вопрос. Хотите ли вы, чтобы Ваши дети хорошо учились в школе?

Конечно же, каждый родитель хочет, чтобы их ребенок успешно учился, а особенно этого хотят родители, имеющие детей с различными отклонениями в развитии. Следовательно, ребенка надо развивать, и занятий, которые он получает в детском саду, ему мало. Но дети, как правило, не любят заниматься, но они любят играть. Значит, развивать все психические функции необходимо через игру.

Почему я сейчас говорю о развитии психических функций, а не о подготовке к школьному обучению? Многие родители считают, что если ребенок умеет считать и писать, значит, он подготовлен к школе. Позволю себе с вами не согласиться.

Многие дети, имеющие отклонения в развитии и страдающие аутизмом бегло читают и считают уже в 3 летнем возрасте. Бывает, что и дети имеющие нарушение интеллекта уже в дошкольном возрасте знают цифры и буквы, но не могут читать и отсчитывать нужное количество предметов, так как у детей не сформировано мышление. Они не умеют строить умозаключения, делать анализ, выполнять многоступенчатые инструкции, их внимание рассеяно, ребята не могут самостоятельно сосредоточиться на выполнении задания, им необходим контроль, многократные повторения и помощь взрослого. У ребят не сформированы психические функции, то есть страдает восприятие, внимание, память и мышление.

Нет таких игр, которые бы развивали только память, только внимание, только мышление или восприятие. Любая игра развивает сразу несколько психических функций.

Возьмем упражнения на память. Посмотрите внимательно на сюжетную картинку в течении 30 секунд и постарайтесь её запомнить. А теперь вспомните, что было нарисовано, каким цветом и формой, где, что располагалось. Скажите, какие же функции работали у вас при выполнении данного упражнения?

Вывод. Чтобы запомнить, что нарисовано на картинке, вы на неё посмотрели, значит, работало ваше восприятие, вы сосредотачивали внимание, чтобы увить все детали картины, работало также и мышление, так как вы старались запомнить, что где расположено и какого это цвета размера или формы. Следовательно, развиваются сразу все функции, хотя это упражнение в первую очередь на тренировку памяти.

Возьмем игру на внимание. Вам необходимо найти одинаковые предметы. Какие психические функции у вас при этом работают?

Вывод. Вы наверное заметили, что работало восприятие, мышление, так как мы сравнивали предметы между собой, а также память, потом чтобы исключить не нужные предмет мы на него смотрим и запоминаем, а потом ищем.

Следовательно, мы развиваемся всесторонне, и все эти процессы взаимосвязаны между собой. Но бывает, что какие-то процессы работают значительно лучше других. Бывает так, что у ребенка отличная память, но страдает логическое мышление или внимание. Но если страдает память, мы не можем сказать, что у ребенка хорошее логическое мышление, так как прежде чем провести какой-то анализ, у нас должен быть запас знаний. В игре «Четвертый лишний» ребенок должен исключить неподходящий предмет. Значит, его память должна хранить какую-то классификацию, чтобы он смог отграничить одни предметы или картинки от других, то есть, это дикие животные, а это домашнее.

Развитие памяти начинается с первых дней жизни малыша. Если считать простейшие условные рефлексы элементарными формами памяти, то мы наблюдаем их у младенца уже в возрасте двух недель. Есть сведения, что новорожденный узнает людей по запаху - с первого дня жизни и по голосу - в первые, несколько дней. А к концу первой недели способен различать тех, кто за ним ухаживает, даже по внешнему виду. Что это значит? Такой кроха удерживает в памяти определенную значимую для него информацию и в нужный момент «извлекает» ее оттуда. Но при этом младенец не помнит людей, если их нет рядом. Он не будет «скучать», если вы уйдете из комнаты. То есть единственная реальность для него - это то, что он воспринимает в данный момент.

Как играет малыш, пока ему не исполнилось пяти месяцев? Он с удовольствием манипулирует каким-нибудь предметом. Но если уронит этот предмет и потеряет его из виду, то тут же забудет о нем и не станет искать «потерю». Так же быстро он может переходить от одного занятия к другому.

В полгода ребенок начинает понимать, что люди и предметы существуют, даже если он их не видит.

Ребенок начинает постепенно понимать, что вы ему говорите, запоминает название предметов и людей, где они находятся, мы просим малыша показать, где мама или папа, где у него глазки или носик. Так постепенно развивается память ребенка.

Как улучшить память?

Существует три «закона» памяти.

Первый «закон» памяти – получить глубокое яркое впечатление о том, что хотите запомнить, а для этого надо:

1. Сосредоточиться;

2. Внимательно наблюдать. Прежде всего получить зрительное впечатление, оно прочнее: нервы, ведущие от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем нервы ведущие от уха к мозгу.

Второй «закон» памяти - повторение

Третий «закон» памяти – ассоциация: хочешь запомнить факт – нужно ассоциировать его с каким-либо другим.

Развивающие игры.

Как мы уже сказали, во время игр не развивается только одна функция. Поэтому дома я предлагаю вам поиграть в такие игры.

И это только малая часть игр, в которые можно играть дома.

В заключении хочется сказать, не жалейте время на игры с детьми. Ведь игры помогают ребятам развиваться, а значит это не пустая трата времени. И не научится со временем ребенок этому самостоятельно, его надо развивать, особенно если у него идут нарушения в развитии, и чем раньше мы начнем его обучать играя, тем лучше он будет учиться в школе.


Развитие дошколят

У моей подруги сын в 5-ом классе испытывал затруднения с письмом и чтением. После занятий с репетитором ему удалось догнать сверстников. А научиться концентрировать внимание мальчику помогли логические задачки для трехлеток. Сегодня мы поговорим о том, как обеспечить полноценное умственное развитие детей до школы.

Только общение позволит наладить контакт со своим отпрыском. Родительский авторитет завоевывается постепенно. Ребенку требуется не только одежда и еда, но и любовь, внимание, забота.

Оптимальным образом подготовиться к учебному процессу поможет психологическая подготовка, а обеспечить ее должны взрослые. Тогда у первоклассника не будет истерик, и вам не придется сталкиваться с его нежеланием ходить в школу.

Ребенка следует приучать к труду. Хорошо, когда он вносит посильный вклад в выращивание цветов, поливая их крошечным ведерком.

Игры для детей от 3-х месяцев до 3-х лет

Тренировать логику малыша лучше с трехмесячного возраста. До 3-х лет мозг легко усваивает новую информацию при знакомстве с окружающим миром. Много разговаривайте с крохой. Слушая речь, очаровательное создание различает звуки, интонации, улавливая ваше настроение.

След в след

На полу в ряд кладут листы бумаги с целью имитировать мостик. На каждом листке ножки малютки. Задача – перейти по мосту, наступая на свои бумажные следы. Неспешные маленькие шажки с каждым разом становятся все увереннее. Когда-нибудь малыш-первооткрыватель пробежится по мостику. Море позитива гарантировано. Проверено на личном опыте.

Что пропало?

Ставят 3 игрушки. Малыш отворачивается, а взрослый убирает одну из них. Карапузу предстоит угадать, какой предмет убрали. Родители прячут пропажу в руке и показывают ее только при условии правильного называния исчезнувшего предмета. Если маленький сорванец одолеет задание быстро, пришло время увеличить число игрушек.



Игры для детей от 3 до 5 лет

Данный период известен как младший школьный возраст. Дети задают многочисленные вопросы. Они испытывают потребность в познавательном общении. Любознательность ребенка является стимулом к его исследовательской деятельности. Старайтесь полно отвечать на задаваемые вопросы.

Важно поддержать желание узнавать новое. Есть много способов помочь ребенку настроиться на успех. Ласковые слова должны произноситься с соответствующей интонацией. Подбодрить любимое чадо помогает доброжелательный тон.

Конструируем

Для ребенка можно приобрести конструктор Lego, который способствует развитию мелкой моторики и памяти. Конструирование – это увлекательный процесс, в котором родители тоже участвуют с удовольствием. Интересное занятие – незаменимое упражнение для формирования умения логически мыслить.

Из многочисленных деталей детки собирают разнообразные предметы. Постройте вместе фантастический город мечты! При складывании фигур я всегда комментирую происходящее, а детки запоминают, как соединяются кубики. Впоследствии они рассказывают сами о своих постройках.

Малыши не перестают удивлять, реализуя причудливые проекты, достойные стать стройкой века. Проявите свою заинтересованность, и градостроители наполнят городские улицы замечательными сооружениями, зелеными насаждениями, животными и транспортными средствами. Побуждайте архитектора называть уникальные творения.

Что здесь лишнее?

Выберите предметы с определенными признаками, поставив их в ряд. Затем добавьте туда другие игрушки, отличающиеся от них. В качестве альтернативного варианта могут использоваться картинки. Пусть любознательный игрок укажет на лишнюю вещь.

Родители исправляют ошибки, показывая, как надо делать правильно, называя, по какому признаку объединяются оставшиеся вещи. Уметь находить лишнее пригодится в повседневной жизни. Для моделирования игры используются плоды, предметы мебели, посуда, одежда, цветы. Главное, не забывайте улыбаться! Ваше позитивное настроение передастся малютке.

Игры для детей от 5 лет

Дети мыслят в уме, контролируют себя и воспроизводят усвоенный материал. Пятилетний ребенок запоминает лучше красочные образы, вызывающие сильные эмоции. Важно тренировать зрительную память.

Что изменилось?

Игрушки в количестве 5-8 ставятся в определенном порядке. Обратите внимание малышки на выстроенный ряд. Кроха запоминает местоположение каждого предмета и отворачивается. Переместите одну погремушку. Малыш поворачивается и пробует найти произошедшие изменения. Похвалите его, чтобы стимулировать его активность.



Опиши игрушку

В ходе мыслительной деятельности развивается речь. Описание — полезное умение, которое пригодится обязательно. Составлять связный рассказ – дело кропотливое. Взрослый просит малыша рассмотреть игрушку, о которой тот собирается рассказать. Описывать лучше любимого мишку или машинку. Задавая наводящие вопросы, следует акцентировать внимание рассказчика на форме, цвете, величине. Родитель сам составляет примерный рассказ, а потом просит сделать то же самое сына или дочку.

Подбор синонимов и антонимов

Нужно учить малыша подбирать синонимы и антонимы к словам. Играть в такую игру можно не только дома, но и на прогулке.



Головоломки для ума

Головоломки для детей могут быть математическими, логическими или раскрасками. Многие дети любят различные лабиринты. О полезном воздействии последнего я остановлюсь подробнее. Выполняя упражнение лабиринт, детки становятся более внимательными и усидчивыми.

Не торопитесь сразу давать задание повышенной трудности, чтобы не отбить желание. Простой лабиринт станет увлекательным, когда сопровождается занимательным рассказом. В качестве примера привожу свой рассказ: «Медвежонок Мишка работает пилотом. Он везет вкусные яблоки на самолете всем послушным детям. Нужно помочь ему приземлиться.» Увидите, ваш сыночек уверенно проведет пальчиком путь до взлетной полосы.

Также много восторженных отзывов было получено от родителей которые уже приобрели полезную развивающую программу с 7-ю играми «Носики-Курносики» . Она как раз рассчитана для детей от 3 и более лет, помогает детям быстро научиться читать и считать. И что главное — дети сами начинают проявлять интерес в решении задач и головоломок.

Учим стихотворения

Хотите развить память? Учите наизусть стихотворения. Заучивание стихов – полезное упражнение для обогащения словарного запаса. Старайтесь не перегружать память ребенка. Если стихотворение большое, лучше разбейте его на части. Ваш малыш осилит его за несколько дней, зато ребенок будет доволен своими результатами.

Разучивайте стихотворение четверостишиями. Выучив несколько, попросите ребенка рассказать их. Данные рекомендации могу подкрепить конкретными примерами. К каждому четверостишию я подбираю картинку или мы с детьми рисуем соответствующую иллюстрацию. Стихи быстро запоминаются по картинкам.

Использование рисунков способствует прочному закреплению, а потом малыш может рассказать выученное произведение без иллюстраций. Кроме того, не забывайте об игровых элементах. Мне хорошим помощником служит мяч. Я беру мячик и рассказываю первое четверостишие, а потом кидаю его ребенку. Он ловит игрушку и рассказывает вторые четыре строчки. Мы играем в мяч, пока стихотворение не закончится.



Пришло время подводить итоги. Чем раньше начать заниматься с детьми, тем лучше они подготовятся к школе. Настраивайте малыша на позитивные результаты во время занятий. Для него важно ваше одобрение.

Что касается сына моей знакомой, для него все закончилось благополучно. Школу закончил хорошо, поступил в медицинскую академию, а сейчас учится на пластического хирурга. Сегодня времена коренным образом изменились: ребенок имеет возможность развиваться самостоятельно.

До следующей встречи, дорогие читатели! Подписывайтесь на обновления блога. Если вам понравилась статья, порекомендуйте почитать ее знакомым и друзьям в социальных сетях. Буду ждать ваши комментарии!

«Как развить память, внимание

и мышление ребенка»

Уважаемые родители! В начале нашей беседы я хочу задать Вам один вопрос. Хотите ли вы, чтобы Ваши дети хорошо учились в школе?

Конечно же, каждый родитель хочет, чтобы их ребенок успешно учился, а особенно этого хотят родители, имеющие детей с различными отклонениями в развитии. Следовательно, ребенка надо развивать, и занятий, которые он получает в детском саду, ему мало. Но дети, как правило, не любят заниматься, но они любят играть. Значит, развивать все психические функции необходимо через игру.

Почему я сейчас говорю о развитии психических функций, а не о подготовке к школьному обучению? Многие родители считают, что если ребенок умеет считать и писать, значит, он подготовлен к школе. Позволю себе с вами не согласиться.

Многие дети, имеющие отклонения в развитии и страдающие аутизмом бегло читают и считают уже в 3 летнем возрасте. Бывает, что и дети имеющие нарушение интеллекта уже в дошкольном возрасте знают цифры и буквы, но не могут читать и отсчитывать нужное количество предметов, так как у детей не сформировано мышление. Они не умеют строить умозаключения, делать анализ, выполнять многоступенчатые инструкции, их внимание рассеяно, ребята не могут самостоятельно сосредоточиться на выполнении задания, им необходим контроль, многократные повторения и помощь взрослого. У ребят не сформированы психические функции, то есть страдает восприятие, внимание, память и мышление.

Нет таких игр, которые бы развивали только память, только внимание, только мышление или восприятие. Любая игра развивает сразу несколько психических функций.

Возьмем упражнения на память. Посмотрите внимательно на сюжетную картинку в течении 30 секунд и постарайтесь её запомнить. А теперь вспомните, что было нарисовано, каким цветом и формой, где, что располагалось. Скажите, какие же функции работали у вас при выполнении данного упражнения?

Вывод. Чтобы запомнить, что нарисовано на картинке, вы на неё посмотрели, значит, работало ваше восприятие, вы сосредотачивали внимание, чтобы увить все детали картины, работало также и мышление, так как вы старались запомнить, что где расположено и какого это цвета размера или формы. Следовательно, развиваются сразу все функции, хотя это упражнение в первую очередь на тренировку памяти.

Возьмем игру на внимание. Вам необходимо найти одинаковые предметы. Какие психические функции у вас при этом работают?

Вывод. Вы наверное заметили, что работало восприятие, мышление, так как мы сравнивали предметы между собой, а также память, потом чтобы исключить не нужные предмет мы на него смотрим и запоминаем, а потом ищем.

Следовательно, мы развиваемся всесторонне, и все эти процессы взаимосвязаны между собой. Но бывает, что какие-то процессы работают значительно лучше других. Бывает так, что у ребенка отличная память, но страдает логическое мышление или внимание. Но если страдает память, мы не можем сказать, что у ребенка хорошее логическое мышление, так как прежде чем провести какой-то анализ, у нас должен быть запас знаний. В игре «Четвертый лишний» ребенок должен исключить неподходящий предмет. Значит, его память должна хранить какую-то классификацию, чтобы он смог отграничить одни предметы или картинки от других, то есть, это дикие животные, а это домашнее.

Развитие памяти начинается с первых дней жизни малыша. Если считать простейшие условные рефлексы элементарными формами памяти, то мы наблюдаем их у младенца уже в возрасте двух недель. Есть сведения, что новорожденный узнает людей по запаху - с первого дня жизни и по голосу - в первые, несколько дней. А к концу первой недели способен различать тех, кто за ним ухаживает, даже по внешнему виду. Что это значит? Такой кроха удерживает в памяти определенную значимую для него информацию и в нужный момент «извлекает» ее оттуда. Но при этом младенец не помнит людей, если их нет рядом. Он не будет «скучать», если вы уйдете из комнаты. То есть единственная реальность для него - это то, что он воспринимает в данный момент.

Как играет малыш, пока ему не исполнилось пяти месяцев? Он с удовольствием манипулирует каким-нибудь предметом. Но если уронит этот предмет и потеряет его из виду, то тут же забудет о нем и не станет искать «потерю». Так же быстро он может переходить от одного занятия к другому.

В полгода ребенок начинает понимать, что люди и предметы существуют, даже если он их не видит.

Ребенок начинает постепенно понимать, что вы ему говорите, запоминает название предметов и людей, где они находятся, мы просим малыша показать, где мама или папа, где у него глазки или носик. Так постепенно развивается память ребенка.

Как улучшить память?

Существует три «закона» памяти.

Первый «закон» памяти – получить глубокое яркое впечатление о том, что хотите запомнить, а для этого надо:

1. Сосредоточиться;

2. Внимательно наблюдать. Прежде всего получить зрительное впечатление, оно прочнее: нервы, ведущие от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем нервы ведущие от уха к мозгу.

Второй «закон» памяти - повторение

Третий «закон» памяти – ассоциация: хочешь запомнить факт – нужно ассоциировать его с каким-либо другим.

Развивающие игры.

Как мы уже сказали, во время игр не развивается только одна функция. Поэтому дома я предлагаю вам поиграть в такие игры.

И это только малая часть игр, в которые можно играть дома.

В заключении хочется сказать, не жалейте время на игры с детьми. Ведь игры помогают ребятам развиваться, а значит это не пустая трата времени. И не научится со временем ребенок этому самостоятельно, его надо развивать, особенно если у него идут нарушения в развитии, и чем раньше мы начнем его обучать играя, тем лучше он будет учиться в школе.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!