Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Консультация «Можно ли применять наказание в детском саду? Наказание ребенка в ДОУ: можно ли наказывать детей в детском саду? Ребенка наказывают в детском саду

Газеты, интернет, телепрограммы пестрят устрашающими заголовками: ребенку заклеивали рот скотчем, запугивали страшными бабаями, отправляли в раздевалку одного и прочее, прочее, прочее. Это - уголовно наказуемые деяния. ТАК "приводить в чувство" ребенка, который и рассказать маме о случившемся толком не сможем, НЕЛЬЗЯ. А как можно?

Начнем с того, что все дети разные, по характеру, темпераменту, возрасту (даже в одной группе детки с разницей в возрасте полгода, особенно в младшей, будут разными!), а еще припишем сюда влияние знака зодиака, имени, да и семейные устои никто не отменял. Со всем этим приходиться иметь дело воспитателю в детском саду. Помимо того, что ребенок должен быть в саду здоров, сыт, с ним должны еще и порисовать, полепить, поклеить, башню из кубиков сложить... Кто-то из детей согласен лепить - строить - есть, а кому-то суп категорически не хочется, и спать ложится он не собирается, и вообще он "не в духАХ" (как говорила моя дочь в 3,5 года, объясняя свое негативное поведение). Или еще вариант: ребенок дерется, топает ногами, кричит. Ведь надо же его остановить, привести в чувство? Несомненно, надо. Но вот как, какими методами?

Савина Елена, заведующая МБДОУ №29 г. Тулы

Давайте сначала определимся с формулировкой слова "наказание". Смысл наказания как составляющей части воспитания - воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него чувство вины, стыда, огорчения. Все остальное - за гранью дозволенного.

Не у всех детей хорошо развиты процессы торможения, зато возбуждения - отлично. В силу психологических особенностей ребенок не может самостоятельно "затормозить", и мы получаем заводилу, который мешает другим детям в играх, ломает и разбрасывает вещи, кусается, дерется. Он опасен не только для других, но и для самого себя. Как быть? Есть так называемые "педагогически оправданные наказания":

  • замечание, сказанное более громким голосом, с интонацией неодобрения;
  • выговор, когда с ребенком строго и серьезно говорят о недопустимости его поступков;
  • просьбы и советы, разговор с ребенком;
  • временная изоляция от коллектива. Ребенка сажают на стул, предлагают спокойные игры. При этом ему объясняют, почему это произошло. Дети в 2-3-летнем возрасте весьма неусидчивы, и посидеть спокойно 5-10 минут - это наказание. Но если ребенка извне не "затормозить стульчиком", то вряд ли он самостоятельно направит свою энергию в мирное русло. А вот уже в 5-6 лет сидение одному за столом, пусть с той же раскраской или пазлом, уже вызовет в ребенке желание подумать о своем поведении;
  • лишение привилегий. Шалуну могут отстранить от дежурства, так как воспитатель подчеркнет, что не может доверить такую важную работу тому, кто не умеет хорошо себя вести.
Важно знать, что все зависит от момента, наказание откладывать нельзя. Оно должно произойти "здесь и сейчас". И воспитатель должен чувствовать тонкую грань, когда можно сказать громкое "ТААААК", а когда и на стул посадить.

Хочу еще подчеркнуть, что все воспитатели дошкольного учреждения должны иметь педагогическое образование, иначе с ними просто не будет заключен трудовой контракт. Почему это важно? Воспитатели должны знать об особенностях психического, физического развития ребенка на разных этапах, понимать, какие процессы уже задействованы, а какие только развиваются. И исходя из этого строить свои отношения с воспитанниками; от поощрения до наказания. Существует "золотое правило": каким ребенка в сад привели утром, таким его и нужно отдать вечером родителям (это затрагивает все аспекты - от состояния одежды и прически, до эмоционального состояния), единственное, что может прибавиться - так это умения и навыки, ведь в саду дети не просто проводят время, но еще обучаются.

Это одна сторона медали. Посмотрим на ситуацию иначе. Ваш замечательный ребенок одномоментно начинает заявлять со слез ами, что в саду плохо, его наказывают, бьют, и не хочет он идти к злой тете. Что делать тогда? Как отделить фантазию ребенка (при простом нежелании идти в сад) от реально происходящих событи й?

Хрипкова Юлия, психолог МБДОУ " 29 г. Тулы

Давайте сначала остановимся на том моменте, когда ребенок "лжет во спасение". Ну не хочется ему идти в сад, просто из своих внутренних убеждений. И вот он вам рассказывает, как воспитатель его шлепала по попе, не давала пойти в дневной сон в туалет или еще какие ужасы. Первое - говорите с ребенком! Попытайтесь выяснить подробности происшествия. Когда это случилось - утром или вечером, кто был рядом, когда его шлепали, за что ударили, и т.д. Если ребенок начнет "путаться в показаниях", то есть смысл усомниться в справедливости его слова. Естественно, причин для нежелания посещать детский сад много - от готовности самого ребенка находиться в социуме, умения общаться с детьми до простого нежелания просыпаться рано утром.

Если такая ситуация возникла, попробуйте проиграть ее, чтобы понять до конца - где правда, а где фантазия. Пусть любимая игрушка пойдет в детский сад, за нее будете играть вы, а вот воспитателем-игрушкой пусть будет малыш. Если ребенок в качестве воспитателя может ударить шалуна-игрушку, наказать, повысить голос, то стоит сильно задуматься. Ребенок пока сам не в состоянии создать модель поведения, он "отзеркалит" то, что видел и слышал.

Еще один способ выяснить правду - нарисовать ситуативную картинку о детском саде (предложите изобразить, как дети играют в садике, как занимаются). Посмотрите, как ребенок нарисовал воспитателя, какие цвета использовал на картинке. Черный - показатель тревожности; если у воспитателя большие глаза - это явный признак страха, который испытывает ребенок; много мелких деталей, штрихов - тревожность.

Итак, если ваше чадо нафантазировало себе "злую МарьИванну", стоит тоже подумать - почему? Может быть, вы слишком давите на ребенка тем, что он ДОЛЖЕН ходить в сад? Никому и ничего он не должен! Возможно, не прошел еще адаптационный период, и ребенку сложно приспособиться к новому распорядку дня, новым людям, детям. Все этим моменты надо прорабатывать, и желательно с психологом.

А если рассказанное ребенком имело место быть? Сначала, собравшись с духом, идем разговаривать с воспитателем. Ведем себя при этом максимально корректно - не кричим, не разговариваем на повышенных тонах, не оскорбляем, тем более при ребенке. Эмоции, даже праведный гнев, не лучший помощник. Пытаемся выяснить, что де произошло. Если ответ вас не удовлетворил - идем к заведующей. "Разбор полетов" будет уже на более высоком уровне. Воспитателю грозит дисциплинарное взыскание, если сказанное вами подтвердится, так как все педагоги подписывают должностные инструкции, в которых указывается, каким образом они должны вести себя. Если же ситуация более чем сложная и связана с физическим воздействием на ребенка, то - обращение в прокуратуру.

И не надо бояться, что вашего малыша в садике после этого будут "гнобить" или как-то по другому к нему относиться. Вы - официальный представитель ребенка и имеет право знать, что с ним происходит в дошкольном учреждении в ваше отсутствие.

И обязательно! Если ситуация конфликтная, поведение ребенка изменилось, были выявлены неправомерные действия воспитателя, - обратитесь к психологу. Ситуация сама по себе не рассосется, нужна психокорреция и вывод ребенка из психотравмирующего состояния.

Что сказать в заключение?

Мамы и папы! Будьте предельно внимательны к рассказам своего ребенка, не оставляйте без внимания его попытки донести до вас свои эмоции и переживания! Пусть наказания даже окажутся мнимыми, но душевные переживания-то настоящие! Разговаривайте с малышом, лучше выявить проблему в зародыше, чем потом распутывать клубок проблем.

Вам понравилась публикация?

С того момента, как ребенок начал посещать детский сад, родители должны знать свои права и обязанности, так же как и воспитатель. Зачастую у мам и пап возникает вопрос, имеют ли право сотрудники дошкольного учреждения наказывать детей? За какие детские проступки могут применяться дисциплинарные меры? Как родителям реагировать на это? Все об этом и о многом другом, читайте в данной статье.

Н аказание в детском саду детей

Идеальных детей не бывает, каждый со своим характером, нравом и привычками. А теперь представьте, что происходит в детском саду, когда собираются такие «разные» дети? Правильно, хаос. Главная задача воспитателя - это сформировать у каждого ребенка правильную модель поведения в обществе. Когда один детсадовец, более активный, начинает толкаться и драться с другими детьми, имеет ли право сотрудник детсада применять наказания? Да, потому, что малышу, который плохо себя ведет, необходимо осознать свою ошибку, а воспитателю отвечать за жизнь и здоровье других детей в группе.

Наказание - это не самая последняя, по значимости, составляющая в процессе воспитания, смысл которой заключается в том, чтобы вызвать у детей понимание некорректности своего поведения, чувство вины, стыда и раскаяния. Данная цель осуществляется лишь тогда, когда мера воспитания применяется правильно. Итак, перед тем как применять наказание ребенка в ДОУ, воспитатель должен:

  • полностью разобраться в ситуации: почему малыш так или иначе сделал (может, его подговорил кто-то или заставил), какими мотивами руководствовался (оборонялся) и т.д. В зависимости от ответов на данные вопросы, необходимо подобрать эффективное и соответствующее проступку наказание;

Читайте также
Компьютерная зависимость у подростков Компьютерная зависимость у подростков – довольно распространенное явление в современном мире. Компьютеризация охватила сегодня все сферы человеческой деятельности: компьютеры неизбежно преследуют нас...

  • выбирать такую меру воспитания, которая не должна навредить детскому здоровью: ни психическому, ни физическому. Воспитательница шлепнула или даже избила вашего ребенка? Мало того, что она должна лишиться работы, она также может понести наказание за свое непрофессиональное поведение.
  • применить справедливое, обоснованное и понятное наказание. Самое главное, чтобы сам детсадовец был уверен в правильности понесенного наказания. Очень важно, чтобы ответ на проступок был максимально быстрым. Наказание, которое применяется через день или даже неделю, не является корректным. Вряд ли малыш сможет понять справедливость такого наказания;
  • придерживаются тактичности и вежливости. Ни в коем случае, воспитатель не имеет право вешать «ярлыки» на детей, унижать и оскорблять их.

Стоит также заметить, что каждое наказание детей дошкольного возраста должно применяться в соответствие с принципом «проступок - наказание - прощение». Ребенок понес наказание и уже понял, что он был не прав. Не стоит и дальше как-то ущемлять его права, придираться или завышать требования к нему. Такое поведение считается непрофессиональным.

Как следует реагировать воспитателю на самые распространенные детские шалости? Если непоседа систематически нарушает дисциплину детского сада, обижает других детей и не слушается, то можно применить следующие, педагогически оправданные, наказания.

  • Замечание. Поведение малыша переходит все границы? Прежде всего, следует напомнить ему про это.
  • Последнее замечание с разъяснением. Объяснять о неправильности детского поступка можно как угодно. Главное: не повышать голос, не оскорблять и не угрожать. Лучше всего дать возможность детсадовцу понять о последствиях содеянного, ощутив себя на месте обиженного малыша.
  • Время для раздумий. Минут 10 для ребенка достаточно, чтобы подумать о своем поведении и сделать выводы.
  • Извинение. Если детсадовец раскаялся в своем неправильном поступке, такая мера воздействия будет достаточной.
  • Временное лишения удовольствия или развлечения. Непоседа срывает занятия? Можно просто не разрешить ему участвовать в детской игре. Такое наказание для него будет очень полезным уроком.
  • Изменение отношения. Для каждого детсадовца, как правило, воспитатель это хороший друг и наставник. Поэтому, если происходят изменения в общении с ним, дети начинают переживать, переосмысливать свои поступки и раскаиваться. Такой метод воспитания может быть очень эффективным, если придерживаться некоторых условий:
  1. временный характер;
  2. недопустимость групповой критики. Это может негативно настроить всю группу против обидчика;
  3. легкий уровень игнорирования. Воспитателю не стоит полностью прекратить общения с ребенком, а лишь изменить его.
  • Информирование родителей о плохом поведении малыша. Если никакие из вышеперечисленных воспитательных мер не подействовали, сотруднику детсада стоит поговорить с мамой и папой дошкольника. Родители, в свою очередь, должны повлиять на его поведения.

Как наказывать нельзя?

Недопустимы наказания, которые угнетают человеческое достоинство, с использованием кличек, обидных слов и крика. В этот перечень также входит и такой метод воспитания, как стояние в углу.

ВНИМАНИЕ! Наказание в детском саду ни при каких обстоятельствах не должно применяться с использованием физической силы.

Выбранная мера воздействия не должна препятствовать соблюдению режима. Другими словами, нельзя наказывать сном, едой и прогулками, так как это вредит физическому самочувствию и развитию детей. Также, некорректно давать детсадовцу дополнительную нагрузку. Такой способ не педагогичный и ничему хорошему его не научит, наоборот, отстранение от трудовых обязанностей, должно восприниматься как наказание.

Полезное видео

Как родителям выяснить, что в детском саду жестоко обращаются с детьми? Мнение юриста и психолога в одном видеоролике:

Наталья Федорова
Консультация «Можно ли применять наказание в детском саду?»

Можно ли применять наказание в детском саду ?

Так много литературы, в которой рассматриваются вопросы о наказании детей . И взгляды и мнения у всех очень разные. Мне бы хотелось рассмотреть следующий вопрос : уместно ли наказание в детских дошкольных учреждениях? И чтобы ответить на этот вопрос, необходимо для начала разобраться в значении слова наказание и в правах , которые имеет ребенок дошкольного возраста. Итак наказание это – мера воздействия против совершенного преступления или проступка. Проступок – это поступок нарушающий правила поведения, провинность. Говоря о детях, мы будем говорить о поступках ребенка, нарушающего правила поведения. И как мы взрослые можем относиться к этим поступкам. Вопрос действительно очень сложный и на мой взгляд очень актуальный в сегодняшнее время, так как многие родители бояться наказывать своих детей . Если мы перефразируем слово наказание на язык значения слов в словарях и переведем в условия дошкольной организации, то уместно будет следующее утверждение : наказание в детском саду – это мера воздействия против поступков, нарушающих правила поведения в общественном месте (ведь детский сад , для ребенка является общественным местом). И существуют множество правил поведения. Правила поведения - это границы, всего того, что допускается делать, а что нет в определенной стране или группе людей. Нормы и правила распространяются на все формы взаимодействия человека и абсолютно со всем тем, что его окружает : люди, животный мир, растения, вся неживая природа, и все что сделано руками человека или задумано и осуществлено им при помощи техники. И соответственно есть поступки, которые дети, находясь в том или ином обществе могут совершать и на которые взрослым приходиться воздействовать, чтобы больше они не повторялись не переросли в плохие привычки. Разберем более конкретные ситуации, с которыми сталкиваются работники детских дошкольных учреждений. И так как мы говорим сегодня о наказании , то оставим в стороне все хорошие поступки и их конечно же очень и очень много. И поговорим о негативных поступках детей и как воздействовать на эти поступки. Перечислим только некоторые из них, с которыми лично я сталкивалась в своей профессиональной деятельности; кусает другого ребенка, учителя или родителя; хватает другого ребенка за волосы; пинает взрослого; дерется; бьет игрушкой по голове; толкается; ломает чужие игрушки или имущество; рвет книжку; швыряет предметы; обзывается; кричит на детей или родителей; использует нецензурные выражения; не слушает родителей или учителя; устраивает истерики; добивается своего криком. И конечно же это не весь список возможных негативных поступков. Так как же реагировать взрослому человеку на такие поступки? Неужели все позволять и оставлять за ребенком право делать все что ему вздумается. Это называется вседозволенность. И она может причинять боль другим детям. Хочу заметить, что в своем размышлении я специально употребляю слово поступок, потому что мы ни когда не говорим ребенку : «Ты плохой!» (т. е. мы не говорим о его личности) . Но мы говорим о том, что ребенок прекрасный, но в данное время его поступок, оказался не очень хорошим и он может привести ребенка к негативным последствиям и ему надо взять ответственность за этот поступок. Вспоминаю историю, которая произошла в нашем детском саду несколько лет назад . Ко мне в кабинет привели ребенка, который очень сильно укусил учителя, потому что не хотел соблюдать правила в классе. Я посмотрела на него, и сказала : «Наверное ты так сильно разозлился на учителя, что даже не удержался и укусил его». И в это момент, его негативные чувства с рыданием вышли наружу и он сквозь слезы сказал : «Дааааааа» . Это было очень длинное да. Затем я спросила : «За что ты так сильно разозлился на учителя?» «Он сказал мне, что надо положить игрушки на место и идти со всеми в столовую. А я не хочуууу». И тогда я сказала ему, то что говорю всем детям, которые в подобных ситуациях попадают ко мне в кабинет (хочу заметить я говорила с ребенком без гнева и раздражённости, просто спокойным тоном): «Ты знаешь, каждый имеет права злиться или гневаться, даже у меня это бывает. Это бывает у всех людей. Но когда мы гневаемся или злимся, то есть одно правило : нельзя делать больно другому человеку или нельзя ломать предметы других людей. Ты удивительный мальчик и твои зубки сотворены для того, чтобы пережевывать пищу и помогать звукам правильно выговариваться. Твои зубки не для того, чтобы кусаться. Лучше в этой ситуации сказать, что ты разозлился». И в это момент мальчик попытался перекинуть всю ответственность за свой плохой поступок с себя на свою семью и проговорил : «Ага, это все Апашка виновата! Это она меня балует каждый день! Мама с папой говорят не балуй его! А она все балует и балует!». И тогда я спросила мальчика : «Скажи мне пожалуйста, разве бабушка сегодня укусила учителя?» . «Нет, я» - ответил он. На что я сказала : «Ты знаешь, учителю очень больно сейчас, у него болит рука и он сильно расстроился из-за твоего поступка. И мне очень неприятно, что такая ситуация произошла у нас. Как ты думаешь если ты будешь еще так делать, как дети будут к тебе относиться?» «Будут бояться меня» - ответил он. «А ты хочешь, чтобы они тебя боялись?» «Нет, хочу чтобы играли со мной» - тихо пробормотал он. Я обняла его, прижала к себе и сказала : «Наверное стоит извиниться перед учителем, чтобы ты себя чувствовал хорошо» И мальчик тихо промолвил : «Да я сейчас извинюсь» . На последок я его спросила : «Как мне поступать с тобой, если такое повториться еще раз» . И он ответил : «Посадить на Тайм аут и рассказать родителям» . После мы с ним сходили в учителю, он извинился перед ним, учитель обнял его. Ситуация была решена. Больше с этим мальчиком, во время пребывания его в нашем садике, такого не повторялось.

Скажите мой разговор с мальчиком является ли мерой воздействия против поступков, нарушающих правила поведения в общественном месте (т. е. наказанием ) . Я воздействовала на него при помощи наставления и научения. Но если бы это повторилось еще раз, то мне пришлось бы посадить его на Тайм аут. Что такое Тайм аут в нашем саду ? Это когда ребенка просят посидеть и подумать над тем, что он сделал неправильно. Тайм аут в спорте берется тогда, когда игроки на время выходят из игры. И ребенок тоже выходит из игры с другими детьми, берет тихое время, чтобы подумать над тем, что он сделал не так и как можно исправить ситуацию . И это тоже является наказанием . Ведь ребенку в этот момент приходиться осознавать свое поведение и в это время у ребенка внутри его сущности устанавливаются границы, что позволительно делать, а что нет? А теперь перейдем к методам воздействия, которые использовала лично я в этой ситуации. И это не единственные методы, но в моей практике они почти всегда срабатывают.

Первое : я помогла ребенку осознать и проговорить чувства, которые он испытывает в это момент, ведь именно благодаря тому, что он не смог справиться со своими негативными чувствами и произошла эта неприятная ситуация. Второе : я познакомила ребенка с основным правилом выражения негативных чувств «нельзя причинять вред людям или чужим предметам» . Третье : я показала ребенку, правильное предназначение его зубов. Четвертое : Я показала ребенку, что необходимо и можно брать ответственность за свои поступки и ошибки. Пятое : Я познакомила ребенка с тем, что у плохих поступков есть негативные последствия. Шестое : показала ему возможность и пути решения конфликтных ситуаций. И такой способ воздействия на поступок и Тайм аут я думаю приемлемы в дошкольных учреждениях. И естественно, что категорически не допускается в детских садах : бить детей, таскать за уши, дергать за руки, обзывать, оскорблять, кричать на них и т. д. Крик взрослого человека обычно говорит о его бессилие (об отсутствии возможности или знаний что либо сделать) в данной ситуации. Иногда необходимо просто проговорить свои чувства и крика не будет. Например : «Меня беспокоит, что ты можешь упасть когда так прыгаешь. Ты можешь повредить себе что-нибудь, прыгая с такой высоты. А я хочу чтобы ты был здоров. Поэтому слезь пожалуйста» или «Я боюсь, что с тобой может что-то произойти, поэтому не разрешаю тебе» . И это уже техника использования «Я-сообщения, но об этом в другой раз.

На форуме нашего сайта был задан вопрос " Скажите пожалуйста, какая система наказания практикуется в детском саду?"

Наказание - составляющая часть воспитания.

Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу у ребенка, вызвать у него чувства вины, раскаяния, огорчения, стыда.

Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьезным недостаткам в поведении ребенка и допускать безнаказанность. А.С.Макаренко правильно указывал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».

Идеальных детей не бывает. Есть такие дети, у которых процессы торможения развиты плохо, а возбуждения - отлично, даже больше чем надо. Представьте себе, что все дети в группе (20-25 человек) будут бегать, прыгать, намеренно мешать детям (на занятиях, во время игр - ломать постройки, отбирать, прятать, разбрасывать предметы для игр, драться, кусаться, обижать других детей и т.п.). Вы вечером, придя за ребенком, как отреагируете на жалобы, ушибы и синяки Вашего ребенка?

Некоторые дети по отношению к ровесникам и даже взрослым проявляют резкость, грубость, развязность. Запреты и замечания взрослых не всегда положительно влияют на таких детей.

Возникает вопрос: как же можно наказывать детей, которые потенциально могут причинить вред другим детям?

Если ребенок плохо себя ведет, его поведение представляет угрозу для других детей, и он не обращает внимание на замечания, то в детском саду возможно применить педагогически оправданные наказания :

  • Замечание , но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
  • Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
  • Просьбы или советы
  • Лишение ребенка чего-то приятного , но важно, чтобы он знал, за что наказан. Для многих детей самое большое и действенное наказание - это посадить их на стульчик за спокойные игры! В маленьком возрасте дети очень не усидчивы. И сидеть на месте минут 5-10 минут для них испытание! Но если таких детей насильно извне не затормозить стульчиком - они не направят энергию в мирное русло. Кроме того, дети подрастают и им надо учиться осмыслять свои поступки. Переключаясь с драки на игру в машинки, вряд ли ребенок задумается, что он кого-то обидел или был слишком агрессивен.
  • Лишение каких либо привилегий , например - идти первым в строю - шалуны становятся последними, не выбирают на главные роли в игре. Например, воспитатель отстраняет провинившегося от дежурства, подчеркивая, что не может доверить такую ответственную работу тому, кто не умеет себя хорошо вести.
  • Опытные педагоги иногда используют такую форму наказания, как обсуждение детского проступка в коллективе сверстников. Особенно это применимо к старшим дошкольникам, так как их сознание более высоко развито. Общественное мнение - сильнейшее средство воздействия. И прибегая к нему как к методу, формирующему детское поведение, воспитатель должен управлять мнением детского коллектива, чтобы не превратить серьезный разговор о проступке в суд над ребенком. Даже малыши испытывают чувство неловкости и стыда, если об их плохом поведении рассказывают при всех детях, а для старших это равносильно наказанию. Поэтому, прибегая к общественному мнению как средству, осуждающему непослушание, воспитатель должен использовать его лишь в крайних, исключительных случаях, когда другие, более мягкие меры не имеют успеха.
  • Иногда применяют так называемый метод естественных последствий , т. е. используют меры воздействия, вытекающие из самого поступка: насорил - убери, налил воду - вытри, оторвал пуговицу - пришей. Это вызывает у ребенка осознанное отношение к своим действиям: не очень приятно, когда самому приходится расплачиваться за свое плохое поведение. Применяя метод естественных последствий, надо иметь в виду следующее: все, что может вредить нормальному физическому самочувствию и развитию детей, угрожает их безопасности и здоровью - нарушение режима, лишение обеда, сна, прогулки, ни в коем случае не должно использоваться как наказание.
Все зависит от момента, ведь наказание откладывать нельзя. Для одного ребенка строгий взгляд или обращение полным именем - это уже трагедия и он воспринимает это как наказание, у другого, которого дома «лупят» по поводу и без повода, все получасовые нотации и лишение всех привилегий вызывают только снисходительную улыбку. Физическое наказание недопустимо , да его вообще не должно быть ни в детском саду, ни дома! Разумное наказание направляет на исправление поведения.

Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах , которые рекомендует применять врач-психолог и писатель В. И. Леви.

  • Наказание всегда должно исходить из мотива поступка.
  • Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение правил поведения, отказ подчиняться разумному требованию, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.
  • Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.
  • Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.
  • Наказание не должно вредить здоровью.
  • За один проступок – одно наказание.

Когда мы говорим о допустимости наказаний, то имеем в виду, что наказания как исключение (а не как система) применяются наряду с другими педагогическими способами воздействия - разъяснением, убеждением, поощрением, разумной требовательностью, положительным примером окружающих.

Следует строго различать глубоко аморальные поступки от нейтральных, не причиняющих ущерба нравственному развитию ребенка. В каждом конкретном случае необходимо анализировать, что лежит в основе негативных действий дошкольника: жадность, своеволие, эгоизм, жестокость, лень, стремление причинять вред окружающим. Безнравственные побуждения подобного рода, конечно, заслуживают резкого осуждения, наказания. Важно помнить: прежде чем наказать, надо обязательно выявить причину непослушания.

Наказания могут носить различный характер, но в любом случае эта мера воздействия призвана помочь ребенку осознать свою вину, усилить чувство ответственности за свои действия перед взрослыми и сверстниками.

А как вы, уважаемые родители, наказываете своих детей дома? В детском саду есть дети, с которыми сами родители не справляются! И что же делать тогда? Как вы считаете, можно ли наказывать ребёнка в саду за его шалости? Если да, то какое наказание допустимо? Или же наказания вообще исключены и Вы против того, чтобы вашего ребёнка как-то наказывали?

Анна Диянова
О наказании и поощрении детей дошкольного возраста

Наказание в детском саду - вопрос очень щекотливый. Ребенок шагает по дороге жизни смело, не задумываясь над каждым шагом. Мы, взрослые, помогаем ему шагать по жизни, предостерегая и направляя его, рассказывая о том, как вести себя за столом и на улице, в общественном транспорте и в гостях. Нам кажется, что все эти правила непременно нужно соблюдать. Но всегда ли с этими правилами согласен ребенок? Идеальных детей не бывает. Есть такие дети, у которых процессы торможения развиты плохо, а возбуждения - отлично, даже больше чем надо.

Таким образом, каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенка.

В наше время среди педагогов, психологов и родителей бытуют самые разные взгляды на воспитание детей. Ш. А. Амонашвили считает, что нужно поощрять, а наказывать не нужно совсем. А. С. Макаренко считал, что нужно чаще поощрять, а наказывать изредка, только если это необходимо. А есть и такие, кто убежден, что только наказание приводит к желаемым результатам. В свое время К. Д. Ушинский утверждал, что истинное воспитание – это воспитание без каких бы то ни было поощрений и наказаний вообще.

Наказание является составляющей часть воспитания.

Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу у ребенка с целью вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда. Само наказание связано с осуждением отрицательного поступка, отрицательного отношения к той или иной деятельности. Оно направлено на корректирование поведения ребенка. Если этот метод используется правильно, то он должен вызывать у ребенка желание не поступать плохо, формировать умение оценивать свое поведение. Когда мы говорим о допустимости наказаний, то имеем в виду, что наказания применяются наряду с другими педагогическими способами воздействия - разъяснением, убеждением, поощрением, разумной требовательностью, положительным примером окружающих.

Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя и допускать безнаказанность. Без применения какой–либо формы наказания воспитывать ребенка практически невозможно, разве только чисто теоретически.

Сразу скажем, что физические меры наказания недопустимы, как дома, так и в учебном учреждении, так как противоречат не только морально-этическим нормам, но и действующему законодательству.

Если ребенок ведет себя плохо, его поведение представляет угрозу для других детей, и он не обращает внимание на замечания, то в дошкольном учреждении возможно применить педагогически оправданные наказания:

Замечание , но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;

Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

Просьбы или советы

Лишение ребенка чего-то приятного . При этом важно, чтобы он знал, за что наказан. Для многих детей самое большое и действенное наказание- это посадить их на стульчик за спокойные игры! В маленьком возрасте дети очень не усидчивы. И сидеть на месте несколько минут для них испытание!

Лишение каких- либо привилегий , например - не выбирают на главные роли в игре. Воспитатель может отстранить провинившегося от дежурства, подчеркивая, что не может доверить такую ответственную работу тому, кто не умеет себя хорошо вести или идти первым в строю - шалуны становятся последними.

Опытные педагоги иногда используют такую форму наказания, как обсуждение детского проступка в коллективе сверстников . Особенно это применимо к старшим дошкольникам, так как их сознание более высоко развито. Общественное мнение - сильнейшее средство воздействия. И прибегая к нему как к методу, формирующему детское поведение, воспитатель должен управлять мнением детского коллектива, чтобы не превратить серьезный разговор о проступке в суд над ребенком. Даже малыши испытывают чувство неловкости и стыда, если об их плохом поведении рассказывают при всех детях, а для старших это равносильно наказанию. Поэтому, прибегая к общественному мнению как средству, осуждающему непослушание, воспитатель должен использовать его лишь в крайних, исключительных случаях, когда другие, более мягкие меры не имеют успеха.

Иногда применяют так называемый метод естественных последствий , т. е. используют меры воздействия, вытекающие из самого поступка: насорил - убери, налил воду - вытри, сломал постройку - возведи новую. Это вызывает у ребенка осознанное отношение к своим действиям: не очень приятно, когда самому приходится расплачиваться за свое плохое поведение. Применяя метод естественных последствий, надо иметь в виду следующее: все, что может вредить нормальному физическому самочувствию и развитию детей, угрожает их безопасности и здоровью - нарушение режима, лишение обеда, сна, прогулки, ни в коем случае не должно использоваться как наказание.

Правила наказания

Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?

Наказание никогда не должно вредить здоровью.

Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай".

За один раз можно наказать только за один проступок. "Салат" из наказаний не для детей.

Запоздало не наказывать - за давностью все списывается.

Наказан - значит прощен, страницу жизни перевернул- никаких напоминаний.

Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрения и наказания. «Придумай себе наказание сам». Дети подчас бывают справедливыми в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали им взрослые.

Поощрение – это способ положительной оценки поведения ребенка или группы детей. Поощрение всегда связано с положительными эмоциями. При поощрении дети испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке. Переживая удовлетворение своим поведением, ребенок внутренне готов к повторению хороших поступков. Поощрение выражается в виде похвалы, одобрения.

В дошкольном учреждении поощрение часто связано с наградой в виде разрешения поиграть с определенной игрушкой или получении дополнительных материалов для игры, различных фишек при оценке их действий.

Однако следует постоянно следить за тем, как дети реагируют на поощрение, – ждут подарков или начинают зазнаваться. Воспитатель не должен постоянно хвалить, поощрять одних и тех же детей. При использовании метода поощрения особенно важно знать индивидуальные особенности детей и в полной мере осуществлять личностно-ориентированный подход в воспитании.

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

Дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают.

Дети с обоснованным комплексом "сверх полноценности" (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;

Самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

Старайтесь чаще использовать поощрения, чем наказания. Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее.

Существует несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать бесконфликтную дисциплину. Данные правила прописаны в книге Гиппенрейтер Ю. Б «Общаться с ребенком. Как?»

Правило первое

Правила (ограничения, запреты, требования) обязательно должны быть в жизни каждого.

Правило второе

Правил (ограничений, запретов, требований) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Необходимо определить для себя, «что можно детям» и «что нельзя».

Правило третье

Требования не должны вступать в явное противодействие с важнейшими потребностями ребенка.

Потребность в движении, познании, упражнении –это естественная и важная потребность ребенка. Им гораздо больше чем нам, нужно двигаться, исследовать предметы пробовать свои силы. Запрещать подобные действия- это все равно,что перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о то, чтоб направить ее в верное русло.

Правило четвертое

Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть согласованны взрослыми между собой.

Правило пятое

Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен скорее быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным.

Объяснение должно быть коротким и повторяться только один раз.

Таким образом, поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой “воспитание”. Поэтому каждому педагогу необходимо знать основные правила поощрения и наказания, и применять их сбалансировано, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Литература.

1. Гиппенрейтер Ю. Б «Общаться с ребенком. Как?» АСТ, 2008.

2. Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М., «Педагогика», 1971.

3. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. - М., "Гардарики", 2004.

4. Леви В. Л Нестандартный ребёнок. М. : Леви-центр,1996.

5. Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятие. Игры». Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М. : АРКТИ, 2001.

6. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. -- М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

7. Рылеева. Е. В. «Путешествие в мир эмоций». М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

8. Степина Н. М. "В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. : Айрис - Дидактика. Москва, 2004.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!