Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Дурное общество дружба васи валека. Сочинение на тему: «Как дружба Васи, Валека и Маруси украсила их жизнь» в произведении В. Г. Короленко «Дети подземелья» - Сочинения, Рефераты, Доклады

Дружба Васи, Валека и Маруси в произведении В.Г.Короленко «В дурном обществе» Художник В. Н. Минаев Художник И. Е. Репин г.


Цели: Выявление нравственной основы дружбы Васи, Валека и Маруси; Формирование навыка выразительного чтения и чтения по ролям, аналитической работы с текстом, составление художественного пересказа эпизода, работы с иллюстрациями; Развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления нравственных основ дружбы детей






Работа с текстом Художественный пересказ эпизода встречи Васи с детьми подземелья; Найдите в тексте и зачитайте описание места событий; Выразительное чтение фрагментов от слов «Солнце начинало склоняться к закату…» до слов «… разноцветные головки лютиков, кашки …» и от слов «Внутренность высокого узкого здания…» до слов «…еле выделявшихся на полу странными очертаниями».


Исследовательская работа 1 группа Найдите художественные детали, воссоздающие атмосферу уходящего дня. 2 группа Найдите художественные детали, воссоздающие атмосферу полуразрушенной часовни и кладбища. 3 группа Найдите в тексте глаголы, передающие состояние Васи. Какие качества характера героя проявились в данном эпизоде? (Решительность, мужество, самообладание, твердость, великодушие, чистосердечие, радушие, искренность). Лексическая работа: Радушие – это сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью помочь. Чистосердечие – это откровенность, искренность, прямота характера.


Беседа Какое впечатление произвели ребята друг на друга при первой встрече? В какой момент между мальчиками возникла симпатия, положившая начало дружбе? Почему Валек назвал Васю «славным хлопцем»? Чтение по ролям эпизода от слов «Я Влек… Я тебя знаю…» до слов «Ведь ты будешь играть со мной, а не с отцом»


Портрет Почему Вася невольно сравнивал Марусю с Соней? Выразительное чтение эпизода «Это было бледное, крошечное создание…» до слов «… иногда делали из кирпичей ловушки для воробьев». Портрет – это изображение внешности героя (черт лица, фигуры, мимики, жестов, одежды), одно из худ. средств его хар-ки, описания. Художник И. И. Пчелко


Беседа Укажите в описании портрета Маруси слова, передающие отношение Васи в девочке. Каково оно? О чем заставило задуматься героя невольное сравнение Маруси с сестрой Соней? (Вася впервые задумался о жестокой несправедливости царивших в жизни законов, обрекавших на гибель невинных и беззащитных детей). Как чувствовал себя Вася в кругу новых друзей? Что давала дружба каждому из детей? (Герой обрел новую семью. Маруся заменила Васе сестру, с которой ему не разрешали играть. Валек и Маруся перестали чувствовать себя отверженными)


Итоги урока Как Валек помог Васе узнать лучше собственного отца? Выразительное чтение по ролям эпизода от слов « Иногда же, растянувшись около нее на траве, смотрели в небо…» до слов «…никогда отец не любил и не полюбит меня так, как Тыбурций любит своих детей». Что было основой дружбы Васи, Валека и Маруси? Художник И. И. Пчелко «Тыбурций Драб»



Урок по литературе в 5 классе

«Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)»

Раздел - «Русская литература XX века».

Тип урока - закрепление и обобщение материала.

Цели урока:
- показать учащимся, что дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям: доброте, отзывчивости, милосердию;

Развивать творческие способности учащихся (построение ассоциативного ряда, составление синквейнов, написание сочинений);

Воспитывать нравственные качества;

Научить наблюдать за развитием сюжета и поведением героев;

Прививать любовь к языку, пристальное внимание к художественному слову.

Оборудование: тексты повести, рисунки учащихся, выставка книг писателей и поэтов о детях, песня « Несчастный случай из к/ф «Генералы песчаных карьеров»

ТСО: мультимедийный проектор, экран.

Эпиграф к уроку:

«

Цицерон

Ход урока.

I . Организационный момент (настрой на урок).

Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок начнём со сценки, которую подготовили ребята. Итак, слово творческой группе.

На фоне песни « Несчастный случай» из к/ф «Генералы песчаных карьеров» р азыгрывается сценка «Вася просит куклу у Сони для Маруси». (Творчество учащихся)

(слайд 1).

Слово учителя:

Сейчас вы послушали песню, посмотрели сценку. Как вы думаете, и из какого произведения эта сценка и кто автор этого произведения?

- Как вы считаете, ребята, какие качества характера проявляет в этой сценке Вася? (сострадание, умение быть заботливым другом).

- Когда мы проявляем такие качества? (ответы детей).

II . Сообщение темы и цели урока

- Тема нашего урока - « Дружба Васи с Валеком и Марусей» (слайд 2).

Наша задача - понять, какие изменения происходят в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями; выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь, наблюдая за взаимоотношениями героя с представителями“ дурного общества”.

Давайте запишем в тетрадях тему сегодняшнего урока. (Запись в тетрадях).

- А эпиграфом к нашему уроку являются слова древнеримского философа Цицерона: « В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света» (слайд 3).

III . Работа по теме урока.

Дружба…Какие ассоциации у вас вызывает оно? Сейчас мы с вами попробуем построить ассоциативный ряд. На доске вы видите яркое солнышко по имени Дружба. Напишите, пожалуйста, на лучиках определение к слову дружба (ответы детей). Потом эти лучики прикрепим к солнышку и посмотрим, какой кластер у нас получится. (Ответы учащихся). (слайд 4).

Согласна с вами. Из всего вышесказанного могу обобщить, что дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, это общность интересов . (слайд 5).

IV . Работа в группах.

- Ребята, мы с вами заранее разделились на две творческие группы. Работая в группах, вы должны предугадать, как развивались бы события повести. Дома вы должны были изучить вопросы и подготовить ответы к ним. Предлагаю перейти к данному этапу нашего урока. (слайд 6).

1. Как развивались бы события, если бы Вася не пошёл в часовню?

2. Как развивались бы события, если бы Вася и Валек подрались?

3. Как развивались бы события, если бы Вася послушал отца и перестал ходить к ребятам?

Сейчас я предоставлю возможность каждой группе высказаться. Какая группа желает начать?

Молодцы! Все творческие группы сработали хорошо.

V . Актуализация ранее изученного. Работа по тексту произведения.

1. - А как вы понимаете слова Тыбурция: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога прошла через нашу?»

(Встреча с Тыбурцием, Валеком и Марусей помогла Васе из «негодного мальчишки» - бродяжки превратиться в доброго верного товарища).

Вывод учителя: Да, действительно, так. Познакомившись и подружившись с представителями «дурного общества», Вася стал смотреть на мир совсем другими глазами.

2. Чему, по-вашему, научило Васю общение с Валеком и Марусей?

( Ему в жизни очень не хватало дружбы, внимания, душевной близости, настоящих друзей.

Вася по натуре был человеком добрым и верным. Когда он почувствовал, что в нем нуждаются, он всей душой откликнулся на это. Валек помог Васе лучше узнать собственного отца.

В дружбу с Марусей Вася вкладывал то чувство старшего брата, ту заботу, которую дома ему мешали проявить по отношению к родной сестре.)

Вася не только постоянно дарит им лакомства, но он вносит оживление в их скучную, безрадостную жизнь. Он затевал веселые игры, громко смеялся, рассказывал Марусе сказки.

Для Валека и Маруси, чувствовавших себя отверженными, дружба была большой радостью в жизни.

Вася был единственным другом, с которым можно было поговорить. Валек дорожил его дружбой, не побоялся Тыбурцыя, запретившего посвящать кого — либо в тайну подземелья.

Вывод учителя: Вася ценил возникшую дружбу и дорожил ею. Дружба с нищими детьми помогла ему наладить отношения с отцом.

3 .- Теперь я предлагаю вам посмотреть на экран (слайд 7). Перед нами стоит проблема, и решить ее смогут только те, кто хорошо знает текст повести. Слева от меня имена героев, а справа - их реплики или описание. Вам необходимо соотнести реплики с именами героев. Посмотрим, какая группа быстрее и точнее справится с поставленным заданием. Даю вам 1 минуту на размышление. Можете советоваться друг с другом в группе.

Итак, что у вас получилось? Читайте реплики героев и их описание, интонационно подчеркивая слова. Ответы учащихся (слайд 8).

VI . Индивидуальное задание по повести.

(Выполнение теста по электронному учебнику Кирилла и Мефодия - 2 ученика).

Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Сейчас мы с вами выполним следующий вид задания. Двум ученикам предстоит проверить свои знания на компьютере, который оценит ваши ответы. А все остальные эти же тестовые задания выполнят на местах. Всего 5 вопросов.

Вывод: Хорошо справились с заданием.

VII . Разгадывание кроссворда. (слайд 9).

А теперь разгадаем кроссворд по содержанию повести. Разгадав его, вы прочтёте по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям.

Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю . (Грусть.)

Должность отца Васи. (Судья.)

Самое красивое здание в Княж-городке . (Тюрьма.)

Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла.)

Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. (Часовня.)

Чувство, которое испытывает Вася в родном доме. (Одиночество.)

Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.)

Дерево, которое росло перед входом в подземелье . (Черемуха.)

Учащиеся читают ключевое слово гуманизм.

А давайте обратимся к толковому словарю и выясним значение этого слова.

Гуманизм - гуманность, человечность, человеколюбие . (Слайд 10).

Слово учителя (вывод):

Вася живет по законам своего сердца, и он откликается на сердечное участие, тепло и внимание тех, кого называют “дурным обществом”. Однако социальное положение этих людей не закрывает от него их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, стремления к справедливости. Именно здесь, в “дурном обществе”, Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма. Дружба Васи выдержала очень важное испытание.

VI . Выводы по уроку.

(Составление синквейна).

- Итак, ключевое слово на нашем уроке - дружба. Чтобы подвести итог занятия, каждая творческая группа приготовит свой синквейн. Для написания синквейна я предлагаю вам вернуться к началу урока и вспомнить ассоциативный ряд к слову дружба. (слайд 11).

Предлагаю 1-ой группе написать синквейн к слову дружба , 2-ой - к слову добро .

Ответы учащихся:

Примерные синквейны:

Дружба.

настоящая, крепкая

помогает, поддерживает, выручает

может пройти через всю жизнь

любовь (доброта, помощь, …)

Добро.

безвозмездное, бескорыстное

выручает, помогает, поддерживает

помогает человеку жить

любовь (помощь, …)

Рефлексия .

Каждый учащийся получает листок, на котором должен продолжить и записать предложение: ответы

«Самое главное, что я понял(а) сегодня на уроке, это…». (слайд 12).

VII . Домашнее задание.

На мой взгляд, урок удался. И мне кажется, что вы все поняли, какие изменения происходят в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями, какие нравственные уроки мы можем извлечь, наблюдая за взаимоотношениями героя с представителями «дурного общества». Каждый из вас внес свою лепту в этот урок. Учитывая работу на предыдущих уроках и сегодня, ваше волнение, настрой, желание, вы все получаете оценки. Еще одну отметку вы получите, выполнив творческое домашнее задание (слайд 13):

напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба для меня?»

как и почему возникла дружба между ребятами? из дурного общества или дети подземелья и получил лучший ответ

Ответ от OLGA[гуру]
Для Валека и Маруси, чувствовавших себя отверженными, дружба с Васей была большой радостью жизни. Вася не только постоянно дарил им лакомства, которых они никогда не видели, но, главное, он вносил большое оживление в их скучное, безрадостное существование. Вася затевал веселые игры, громко смеялся, рассказывал Марусе сказки.
Девочка очень радовалась Васе и его подаркам: глаза ее загорались огоньком восторга; бледное лицо.. . вспыхивало румянцем, она смеялась.. . Для Валека Вася был единственным товарищем, с которым можно поговорить, поиграть, сделать ловушки для птиц. Он так дорожил дружбой с Васей, что не побоялся даже гнева Тыбурция, запрещавшего посвящать кого-либо в тайну подземелья.
Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением.
Ценил возникшую дружбу. Ему в жизни очень не хватало дружеского внимания, душевной близости, настоящих друзей. Товарищи по улице при первой же проверке оказались трусливыми предателями, бросившими его без всякой помощи. Вася же по натуре был человеком добрым и верным. Когда он почувствовал, что в нем нуждаются, он всей душой откликнулся на это. Валек помог Васе лучше узнать собственного отца. В дружбу с Марусей Вася вкладывал то чувство старшего брата, ту заботу, которую дома ему мешали проявлять по отношению к родной сестре. Васе еще трудно понять, почему Маруся так разительно отличается от его сестры Сони по внешности и поведению, а слова Валека: «Серый камень высосал из нее жизнь» - не вносят ясности, лишь еще более обостряют чувство щемящего до боли сожаления, которое испытывает Вася по отношению к друзьям.
Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.
Источник:

Ответ от Настя Островская [новичек]
Можно по короче


Ответ от Екатерина Ларина [новичек]
Спасибо


Ответ от Александр Воронов [активный]
СПАСИБО ОГРОМНОЕ ВЫРУЧИЛ ОЧЕНЬ


Ответ от Ѐоман Маркелия [новичек]
Спасибо!!


Ответ от чипизубова элеонора [новичек]

Дружба между Васей и Валеком с Марусей необычна, так как Вася из богатой семьи, его отец известный судья в городе, а Валек со своей сестрой бедные, не имеющие даже своего жилья и часто им нечего есть. Одно у них одинаковое – все они лишились матери и имеют только отца.

Познакомились они случайно. Однажды Вася уговорил и даже предложил вознаграждение – яблоки, нескольким городским мальчишкам, подняться на гору, где находится часовня, чтобы узнать, что там есть. Она была заброшена, и туда давно никто не заходил. Когда они поднялись на гору, Вася предложил мальчикам подсадить его, чтобы он смог забраться во внутрь. Они помогли ему, но когда что-то зашевелилось в темноте, они бросили его и убежали.

Сначала Вася подумал о нечистой силе, но потом увидел просто двух детей. Это были Валек и его двухлетняя сестра Маруся. Они быстро сдружились, начали вместе играть и общаться. От них Вася много узнал удивительного, например, что Валек ворует еду в городе.

Вскоре Вася узнал, что Маруся очень тяжело болеет, и что она вероятно скоро помрёт. Он стал прилагать усилия, чтобы ей было комфортно и весело – таскал ей яблоки, постоянно шутил и т.д. Когда ей стало совсем плохо, уговорил свою сестру Соню отдать на время свою любимую куклу, из-за чего чуть не разругался с отцом.

Несмотря на усилия, Маруся умерла, а Валек через несколько дней ушёл со своим отцом

План - конспект урока литературы в 6 классе

Тема: «Дружба Васи, Валека и Маруси» (по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)

Разработал: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Фащевка Трунова Н.Н.

Раздел – «Русская литература XX века».

Тип урока – урок формирования и закрепления знаний.

Вид урока – урок - диалог

Цель: - выявить проблематику художественного произведения.

Задачи урока:

Показать учащимся, что дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным качествам: честности, доброте, отзывчивости, милосердию;

Развивать творческие способности учащихся;

Воспитывать нравственные качества;

Научить наблюдать за развитием сюжета и поведением героев;

Прививать любовь к языку, пристальное внимание к художественному слову;

Раскрыть роль дружбы в жизни героев;

Развивать монологическое высказывание;

Показать проблему взаимоотношений детей.

Опережающее задание:

Дома подготовить иллюстрации к повести В.Г. Короленко «В дурном обществе», подобрать пословицы о дружбе.

Оборудование: выставка рисунков, подборка пословиц, компьютерная презентация Power Point.

ТСО: проектор, экран.

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы;

исключить из жизни дружбу все равно,

что лишить мир солнечного света.

Цицерон

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке литературы. А для того, чтобы наше настроение было еще лучше, давайте подарим друг другу самое прекрасное – улыбку. Ведь именно улыбка помогает нам преодолеть все трудности, и я думаю, что улыбка поможет нам сегодня на уроке.

II. Объявление темы и цели урока.

Сегодня мы продолжаем говорить о повести Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе».

Тема нашего урока – «Дружба Васи, Валека и Маруси» (слайд 1).

III. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

(Дети защищают рисунки к повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»,

читают подобранные ими пословицы о дружбе).

IV. Изучение нового материала.

1. Слово учителя: Мы часто задаем себе вопросы:

Зачем мы читаем?

Что дает нам чтение?

Чему может научить нас книга?

Читая художественное произведение, мы стараемся понять то главное, что хотел донести до нас автор. Писатели пытаются пробудить в наших душах добрые и искренние чувства, бережное отношение к окружающим.

Каков мир, в котором ты живешь? Нам всегда жалко маленького котенка, который, сжавшись в комочек, сидит под дождем. Мы готовы прийти на помощь маленькому птенчику, выпавшему из гнезда. А всегда ли мы готовы прийти на помощь людям, которые вынуждены жить на улице, просить милостыню, нуждаются в нашем милосердии, сострадании.

(звучит песня «Генералы песчаных карьеров». Ребята под звуки песни на импровизированном маршруте прокладывают тропинку милосердия).

Слово учителя: В.Г. Короленко сумел проникнуть в тайны человеческой души, посочувствовать им, разделить с ними радость, горе, одиночество. А самое главное, он дал нам понять, что такое дружба.

Как вы считаете, какова основная тема повести «В дурном обществе»?

А как вы понимаете слово дружба? Что это такое?

Эпиграфом к нашему уроку являются слова древнеримского философа Цицерона:

«В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света» (слайд 2).

О дружбе мы и поведем сегодня разговор.

К данной теме обращались не только писатели, но и поэты. Какие вы знаете стихотворения о дружбе?

(Дети читают стихотворения).

Дружба - это тёплый ветер,
Дружба - это светлый мир,
Дружба - солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба - это только счастье,
Дружба - у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой - жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом - даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба - это ценный дар

Никогда не меняйте друзей.
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймёте это поздней -
Ближе друга на свете нету.

Никогда не теряйте друзей,
Ту потерю ничем не измеришь.
Старый друг не вернётся к тебе,
Новым другом его не заменишь.

И не стоит друзей обижать -
Станет раной на сердце обида,
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их душу будет закрыта .

Нужно дружбу беречь всегда.
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека!

А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце – ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но… если друга надо звать –
То вряд ли это друг…

2. Работа со словарем

Обращаясь к словарю Сергея Ивановича Ожегова, давайте прочитаем, что же такое дружба? (слайд 3). (Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности отношений).

Какие ассоциации вызывает у вас слово дружба? Сейчас мы с вами попробуем построить ассоциативный ряд.

Кажды й даст определение слову дружба (ответы детей). Согласна с вами. Из всего вышесказанного могу обобщить, что дружба – это… (слайд 4).

3. Эвристическая беседа: Ребята, мы с вами говорим о сострадании, милосердии, помощи, любви, скажите, почему Короленко обращается к теме обездоленных детей?

Ответы детей:

На примере повести он показал, чтобы голод, безвыходность, одиночество исчезло из жизни детей.

Он хотел, чтобы мы глазами Васи увидели страшный мир обездоленных детей.

Чтобы мы, встретив таких детей на улице, протянули им руку помощи, были к ним милосердны.

4. Слово учителя: Ребята, подумайте, что бы вы им хотели пожелать?

(Ответы детей)

5. Исследовательская работа с текстом.

Слово учителя:

Когда произошло первое знакомство Васи и Валека? Почему это знакомство так увлекло Васю?

6. Обращение к определению портрета.

Портрет - изображение внешности героя (черт лица, фигуры, мимики, жестов, одежды), одно из художественных средств его характеристики, описания.

Какая деталь в портретной характеристике Валека больше всего поразила Васю?

«…худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязную рубашонку, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами»

(ребята из учебника зачитывают портретную характеристику)

Выделите в IV и V главах описания внешности Маруси. Какие эпитеты, сравнения, оценочные слова использует в них автор?

«Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...»

- Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал невольно сравнивать ее со своей сестрой Соней?

«…была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту».

О чем заставило задуматься героя невольное сравнение Маруси с сестрой Соней?

(Вася впервые задумался о жестокой несправедливости царивших в жизни законов, обрекавших на гибель невинных и беззащитных детей).

Чем эти дети отличаются от детей из той жизни, в которой живет Вася?

Какое впечатление произвела на вас крепость?

Старая часовня «стояла, грустно понУрясь, среди поросших травою могил, скромных крестов, полуразвалившихся каменных гробниц».

«Внутренность высокого, узкого здания была лишена всяких украшений». «Старые, ободранные стены». «Углы были затканы паутиной».

«Предметы, еле выделявшиеся на полу странными очертаниями».

(ребята зачитывают описание крепости)

Почему у Валека и Маруси не было настоящих друзей?

(Их называют «дурным обществом»)

Какие чувства вызывают у вас такое понятие «серый камень»?

(дети называют: жестокость, голод, страх, ужас, черствость, равнодушие, несправедливость)

Вывод: Серый камень является символом жестокости и несправедливости законов общества)

- Что переживает Вася, узнав, что его друзья нищие, воруют, чтобы прожить?

- Что Вася смог своей дружбой дать детям подземелья?

(Герой обрел новую семью. Маруся заменила Васе сестру, с которой ему не разрешали играть. Он чувствовал себя старшим братом и как мог заботился о детях.)

- Что дала дружба с Васей Валеку и Марусе?

(Валек и Маруся перестали чувствовать себя отверженными: Вася дарил им лакомства, которые они редко видели, затевал веселые игры, рассказывал Марусе сказки. Для Валека Вася был единственным товарищем, с которым можно поговорить, поиграть. Он очень дорожил дружбой с Васей).

Вывод: Если бы люди жили по законам человеческого сердца, поступали, как велит им совесть, то не было бы серых камней.

V. Обобщение и систематизация

Учитель: Мы сегодня с вами много говорили о добре, о дружбе, о милосердии, и я думаю, что мы еще на шаг приблизились к тому, что хотел довести до наших сердец писатель, помог увидеть мир глазами детей, лишенных ласки, любви, помощи взрослого человека.

И в заключении я хочу спросить у вас: «Вы до сих пор считаете Валека и Марусю «дурным обществом»?

Ученик: Нет. Вася живет по законам своего сердца и откликается на сердечное участие, тепло и внимание того, кого называют «дурным обществом»

VI. Подведение итогов

1. Рефлексия:

Учитель: Ребята, запишите в своих тетрадях ответ на вопрос:

«Самое главное, что я сегодня понял на уроке»?

(звучит песня «Дружба», дети исполнят куплет и припев)

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.
Вот что значит настоящий верный друг.

(под звуки этой же песни дети читают стихотворения)

Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,

Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек!

VII. Домашнее задание.

Дифференцированные задания.

Подготовить пересказ на тему: "Последняя осень Маруси”.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!