Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Публикационный стиль речи примеры. Особенности научной фантастики. Предпосылки возникновения жанра научной фантастики

Публицистику называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, культурным, бытовым, философским и т.д. Газетно-публицистический (публицистический) стиль речи представлен на страницах газет и журналов, в материалах радио- и тележурналистики, в публичных лекциях, в речи выступающих в парламенте, на съездах, пленумах, собраниях, митингах и др.

Тексты, относящиеся к этому стилю, отличаются разнообразием тем и языкового оформления. С одной стороны, один и тот же жанр, например, жанр репортажа, будет существенно различным в газете, на радио и на телевидении. Но, с другой стороны, газетный репортаж существенно отличается от других газетных жанров - информации, очерка, фельетона и др.

Однако все жанры публицистики имеют много общих черт, позволяющих объединить их в единое целое. И эти общие черты обусловлены наличием у них общей функции. Тексты публицистического стиля всегда адресованы массам и всегда выполняют - наряду с информационной - воздействующую функцию. Характер воздействия может быть прямым и открытым. Например, на митинге ораторы открыто призывают массы поддержать или отвергнуть то или иное решение правительства, того или иного оратора, политика и т.п.

Характер воздействия может быть и иным, как бы скрытым за внешне объективной подачей фактов (ср. информационные программы радио, телевидения). Однако сам отбор фактов, их более или менее подробное рассмотрение, характер подачи материала тоже предусматривают определённое воздействие на массы. По самой своей природе публицистика призвана активно вмешиваться в жизнь, формировать общественное мнение.

Характерная особенность публицистики состоит также в том, что она воздействует не на одного человека, а именно на массы, на общество в целом и на его отдельные социальные группы. В публицистическом стиле значительно сильнее, чем в научном, официально-деловом стилях, проявляется авторская индивидуальность. Однако в данном случае автор проявляет себя не только как конкретная личность (со своими неповторимыми особенностями), но и как представитель общества, выразитель определённых социальных идей, интересов и т.д.

Поэтому основным признаком, доминантой публицистического стиля является социальная оценочность , что и проявляется как в самом отборе фактов, степени внимания к ним, так и в использовании экспрессивных языковых средств.

В целом публицистическому стилю присуще постоянное чередование экспрессии и стандарта, постоянное превращение экспрессивных средств в стандарт и поиск новых экспрессивных средств выражения.

Например, метафоры холодная война, железный занавес, перестройка, застой, оттепель почти сразу превратились в общественно-политические, стандартно употребляемые термины.

Такое противоборство и взаимодействие экспрессии и стандарта вполне закономерно. Воздействующая функция обусловливает постоянное стремление публицистики к экспрессии, но потребность в выразительных и изобразительных средствах вступает в противоречие с необходимостью оперативно откликаться на все события современности. Стандарты, являясь готовыми речевыми формами, соотнесены с определёнными общественно-политическими и другими ситуациями. И текст, построенный в привычной, стандартной форме, легче пишется и легче усваивается. Не случайно такие стереотипы наиболее часто встречаются в тех жанрах, которые требуют экономичной и сжатой формы и которые оперативно связаны с самим событием: официальное сообщение, информация, обзор печати, отчёт о работе парламента, правительства и т.д. В других жанрах (очерк, фельетон и др.) речевых стандартов меньше, на первый план выдвигаются оригинальные выразительные приёмы, речь индивидуализирована.

К стандартно-информативным средствам, используемым в публицистическом стиле, можно отнести следующие:

Языковые средства Примеры
Общественно-политическая лексика. Общество, гражданин, патриотизм, реформа, демократия, парламент, дебаты.
Терминология науки, производства и других социальных средств. Как говорят специалисты Института земного магнетизма Российской академии, основной поток солнечного вещества прошёл в стороне от Земли... На начало века пришёлся пик одиннадцатилетнего цикла солнечной активности . За 6 дней вдвое возросло число обращений за врачебной помощью страдающих болезнями сердечно-сосудистой системы .
Книжная лексика абстрактного значения. Интенсифицировать, конструктивный, приоритет.
Собственные имена. Следующую встречу большой восьмерки было решено провести в Канаде . После разговоров о возможной отставке итальянский тренер «Спартака» выдал со своим клубом лучший матч в сезоне. Президент В.В. Путин выступил с обращением к участникам форума.
Аббревиатуры, то есть сложносокращённые слова. ЮНЕСКО, СНГ, ООН.
Газетные клише, то есть устойчивые словосочетания и целые предложения. Сложная политическая обстановка; резервы повышения эффективности; выйти на проектную мощность.
Многочленные словосочетания. Вместе с делегацией в КНДР направилась рабочая группа по подготовке предложений по вопросам модернизации корейских дорог .
Полные предложения с прямым порядком слов. Вчера министр путей сообщения Н. Аксёненко во главе делегации МПС РФ вылетел в Пхеньян.
Сложные и осложнённые предложения с причастными, деепричастными оборотами, вставными конструкциями и т.п. Ожидается, что в ходе встречи министров будет решён ряд вопросов, связанных с соединением Транскорейской магистрали с Транссибом.

Среди экспрессивно-воздействующих средств необходимо выделить следующие:

Языковые средства Примеры
Уровень языка: Лексика и фразеология
Лексика различной стилистической окрашенности. Прокол неискушённого в интригах политика; в один из райотделов милиции Хабаровска мужик притаранил пушку; Пентагон с бессильным отчаянием наблюдает, как китайские эксперты потрошат сверхсекретный самолёт; раскочегарить государственную машину - дело не для слабых .
Газетизмы, то есть единицы, широкоупотребительные именно в этой сфере и почти неупотребительные в других сферах. Свершения, неуклонный, почин, происки, обуздание, злодеяния, военщина, бесчинства, единодушно, сплочённость.
Тропы , то есть обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности.
а) Метафора , то есть употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. Предвыборный марафон; политический фарс; заповедник расизма; политический пасьянс.
б) Метонимия , то есть употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи (смежности) между этими предметами или явлениями. Золото (в значении «золотые медали») досталось нашим спортсменам. Лондон (в значении «правительство, правящие круги Великобритании») дал согласие участвовать в военной операции совместно с Вашингтоном (в значении «правительство, правящие круги США»).
в) Синекдоха , то есть разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет, и наоборот - название целого употребляется вместо названия части. При этом часто единственное число употребляется вместо множественного числа и наоборот. На презентации преобладали малиновые пиджаки (вместо - состоятельные люди, условно называемые сейчас новыми русскими). Защита (вместо - защитник) требует полного оправдания вдовы Рохлина. Даже самый взыскательный покупатель найдёт здесь товар по душе.
г) Эпитет , то есть художественное, образное определение. Грязная война; бандитские цены; варварские методы.
д) Сравнение , то есть троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего признака. Снежная пыль столбом стояла в воздухе. Было заметно, что «лучший учитель России», выходя на сцену, волновался как первоклассник .
е) Перифраза , то есть троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Туманный Альбион (Англия); царь зверей (лев); творец Макбета (Шекспир); певец Гяура и Жуана (Байрон).
ж) Аллегория , то есть иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Такое качество человека, как хитрость, показывается в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи и т.п.
з) Гипербола , то есть образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения предмета, явления. Широкая, как море , магистраль; бедных арендаторов чиновники обобрали до нитки ; готов задушить в объятьях .
и) Литота , то есть образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета, явления. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. Такие вливания в нашу экономику - капля в море .
к) Олицетворение , то есть наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Ледовая дорожка ждёт будущих чемпионов. Ужасающая бедность крепко вцепилась в африканскую страну. Недаром клевета и лицемерие всю жизнь ходят в обнимку .
Клише экспрессивно-воздействующего характера. Люди доброй воли; с чувством законной гордости; с глубоким удовлетворением; приумножать боевые традиции; политика агрессии и провокации; пиратский курс, роль мирового жандарма.
Фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые слова, в том числе измененные. Вашингтон по-прежнему демонстрирует привычку загребать жар чужими руками . Этой фракции не привыкать петь с чужого голоса . Восстановление Ленска доказало, что мы ещё не разучились работать с огоньком . Леннон жил, Леннон жив, Леннон будет жить!
Уровень языка: Морфология
Подчёркнутая роль собирательности (использование единственного числа в значении множественного, местоимений всякий, каждый, наречий всегда, никогда, всюду и др.). Как помочь фермеру ? Эта земля обильно полита кровью наших отцов и дедов . Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над этим вопросом. Никогда ещё мир не казался таким маленьким и хрупким.
Формы превосходной степени как выражение экспрессии, высшей оценки. Самые решительные меры, наивысшие достижения, строжайший запрет.
Императивные (побудительные) формы как выражение агитационности и лозунговости (повелительное наклонение, инфинитив и др.). Призвать клеветников к ответу! Будьте достойны памяти павших! Все - на борьбу с наводнением!
Экспрессивное использование форм настоящего времени при описании событий прошлого: автор стремится представить себя и читателя как бы участниками этих событий. Сейчас я часто спрашиваю себя, что меня в жизни сделало? И отвечаю - Дальний Восток. Тут обо всём свои понятия, между людьми свои отношения. Вот, например, во Владивосток приходит китобойная флотилия «Слава». Весь город гудит . Собирает начальство всех моряков и говорит: «Если ты, подлец, завтра придёшь и скажешь, что тебя ограбили, то лучше не приходи». Утром кто-то является , конечно, ограбленный, и винится ...
Уровень языка: Экспрессивный синтаксис и риторические фигуры *
Антитеза , то есть резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
Градация , то есть такое построение частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся (или уменьшающееся) смысловое или эмоциональноэкспрессивное значение. Наши чиновники давно забыли, что обязаны беречь народное добро, сохранять, приумножать, драться за каждую копейку !
Инверсия , то есть расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок слов. С радостью было воспринято это сообщение. Не уйти террористам от возмездия.
Параллелизм , то есть одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи, включая такие разновидности параллелизма, как анафора , то есть повтор одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда, и эпифора , то есть повтор последних элементов в конце каждого ряда. Каждый день пенсионер приходил в администрацию района. Каждый день пенсионера не принимали. В понедельник завод не работал - делили полученные на новый заказ деньги . Во вторник тоже не работал - делили деньги . И сейчас, через месяц, тоже не до работы - делят ещё не заработанные деньги!
Смешение синтаксических конструкций (незавершенность фразы, конец предложения даётся в ином синтаксическом плане, чем начало, и др.). Наш эксперимент показал, что российские «дикие гуси» готовы воевать хоть за американцев, хоть за талибов. Лишь бы платили... У задержанного в Казани гражданина изъяли купюру, которая «фонила» в 83 раза больше нормы. Неужели у террористов появилось и такое «оружие массового поражения»?
Присоединительные конструкции , то есть такие, в которых фразы не умещаются сразу в одну смысловую плоскость, но образуют цепь присоединения. Я признаю роль личности в истории. Особенно если это президент. Тем более Президент России. Всё делали сами. И чего только не придумали! Хуже, когда за одеждой не замечают человека. Хуже, когда обижают. Обижают незаслуженно.
Риторический вопрос , то есть утверждение или отрицание чего-либо в форме вопроса, риторическое восклицание, риторическое обращение, а также вопросоответное изложение материала как имитация диалога; введение в текст прямой речи. Так мы не услышим правды от наших доблестных флотоводцев? Получи, инспектор, синий прикид! Вчера министр внутренних дел подписал рапорт ГУ ГИБДД о введении в России новой формы для её сотрудников. Стену по экватору? Запросто!
Именительный представления , то есть изолированный именительный падеж, называющий тему последующей фразы и призванный вызвать особый интерес к предмету высказывания. 11 сентября 2001 года. Этот день стал чёрным днем в жизни всей планеты.
Эллипсис , то есть намеренный пропуск какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста. В ваших письмах - правда жизни. Россия - в финале чемпионата мира 2002 года!
Многосоюзие или, напротив, бессоюзие в сложных и осложнённых предложениях. Команду перетряхивали не один раз. И тренера меняли. И центрового перебросили на правый фланг. И защиту разогнали. Волков бояться - в лес не ходить.

Безусловно, использование стандартных и экспрессивных средств языка в публицистическом стиле во многом зависит от жанра, от чувства меры, вкуса и таланта публициста.

Если вам необходима конкретная информация, то вы обратитесь кинформационным жанрам : заметке, репортажу, интервью, отчёту .

Информационная заметка рассказывает о том, где, когда, какое событие произошло, происходит, будет происходить. В расширенной информации добавляются комментирующие части, уточняющие почему, зачем, при каких обстоятельствах, как именно.

Репортаж характеризуется присутствием автора на месте события. Современный репортаж часто является смешанным жанром - информационно-аналитическим, где совмещаются описания активных действий журналиста для выяснения вопроса (интервью с очевидцами, участниками события) и анализ проблемы.

Современное интервью - полифункциональный жанр. Оно может быть как информационным (вопросы, задаваемые информированному лицу о событиях), так и аналитическим (беседа о проблеме) или публицистическим (портретное интервью).

Если вас интересует анализ происходящих событий, то вы будете читать тексты аналитических жанров: беседу, статью, корреспонденцию, рецензию, обзор.

Целью аналитических жанров является анализ журналистом социально значимой актуальной проблемы, сложившегося положения дел, события с точки зрения автора. Самый распространённый аналитический жанр - проблемная статья. Для неё характерна логичность изложения, в её основе лежит рассуждение, которое строится как доказательство главного тезиса. Статья может представлять собой как дедуктивное рассуждение - от главного тезиса к доказательствам, так и рассуждение индуктивное - от посыла к выводу. В отличие от рассуждения в научной статье, рассуждение в газетной статье носит эмоциональный характер, его главная цель - воздействие на читателя. В качестве фактологических доказательств могут использоваться различные эпизоды событий, мини-интервью. Автор выражает своё мнение, даёт оценки происходящему.

Для получения образного, конкретно-чувственного представления о факте или проблеме, используются тексты, написанные в художественно-публицистическом жанре: очерк, эссе, фельетон, памфлет .

Наибольшее влияние на публицистический стиль оказывает разговорная речь, особенно в жанрах радио-, тележурналистики. Это – устная публицистика. Особое место в публицистике занимает ораторская речь . В ней усилие делается на убеждение, т.е. присутствует не только логика, но и воздействие на чувства, призыв к действию. Максимальная приближенность текста к собеседнику усиливает его воздействующее влияние.

Поэтому в публицистическом стиле имеется большой выбор средств, помогающих сблизить автора с собеседником. Обращенность к собеседнику особенно характерна для телепередач. Автор (ведущий) пытается привлечь внимание зрителей и заставить их осмыслить происходящее.

В последние годы в жанровой системе публицистики произошли существенные изменения. Так, почти во всех газетах исчезла передовая статья . Почти пропали очерки и фельетоны. Большее место в газете, чем прежде, стал занимать жанр журналистского расследования . Вместе с тем популярными становятся жанры, в основе которых лежит диалог: интервью, "круглые столы", беседы, экспресс--интервью, позволяющие узнать информацию и мнение "из первых рук".

Жанры письменной публицистики

Определение

Обычно эссе автобиографическое, личностное, представляет cвой взгляд на мир, на различные явления, свою ценностную позицию автор показывает через воспоминания, дневники, впечатления. Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе подбирает аналогии, привлекает многочисленные примеры, проводит параллели, использует всевозможные ассоциации. Эссе обладает собственным стилем. Ему характерны образность и афористичность. В эссе используется разнообразная лексика – от высокой до разговорной. Многообразны средства художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения.

Жанровую природу очерка определяют три начала – социологическое, публицистическое и образное. Первые два роднят очерк с журналистикой, третье – с художественной литературой. Социологическое начало очерка заключается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности. Публицистическое начало проявляется в опоре на факты, в открытости, незавуалированности авторской позиции, в прямоте высказываемого мнения и оценки. Художественное начал о очерка заключается в создании образной картины действительности, в которой ситуации, явления и характеры социально типизируются. В очерк могут быть включены статистические данные, документы, цитаты, хроникально-информационные вставки, интервью, лирические отступления и т. д. Семантико-стилистической особенностью очерка является образ автора. Автор ведет повествование, организует сюжет, формирует взгляд аудитории на описываемые события.

Интервью

Интервью - полифункциональный жанр. Это могут быть тексты новостной журналистики, т.е. диалогическая форма представления только что совершившегося или текущего события. Это могут быть аналитические тексты, представляющие диалогическое обсуждение проблемы. Объединяются все эти далекие друг от друга по содержанию произведения (как далека заметка от статьи) только одним – формой диалога, который ведет журналист с информированным лицом.

Фельетон

Фельетон объединяет в себе три начала: публицистическое (актуальность, злободневность, ярко выраженная оценочность),художественное (использование образных средств из арсенала художественной литературы) исатирическое . Сатирическое начало служит дифференцирующим жанровым признаком фельетона. Его сущность заключается в комическом иносказании, которому подчинены все прочие элементы жанра. Главная задача фельетона как жанра сатирического – разоблачение отрицательных фактов действительности и последующее их искоренение из жизни общества. Сатирическая направленность фельетона определяет специфику использования в нем языковых средств, создающих комический эффект:гипербола (преувеличение), гротеск (искажение), фантастичность, ирония, литота (преуменьшение), пародирование.

Журналист-ское расследование

Это трудный и опасный для журналиста, весьма распространённый в печати аналитический жанр, в котором автор по своей инициативе вскрывает причинно-следственные связи «кричащих» событий, а участники их преднамеренно скрывают факты, документы, стремясь сделать их недоступными. Предмет расследования – явления, события, приковывающие общественное внимание: случаи коррупции, политические, экономические, социально-бытовые преступления, которые утаиваются от общества. Цель расследования – раскрытие утаиваемого, разоблачение путём предоставления неоспоримых доказательств.

Репортаж

Репорта́ж - сообщение с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, чторепортёрявляется очевидцем или участником описываемого. Автор репортажа - необязательно действующее лицо события, но он всегда - активный наблюдатель и комментатор действия. События в репортаже не инсценируются (как иногда принято думать), а воспроизводятся во всей их полноте. Иными словами, репортаж - жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора - очевидца или участника события.

В настоящее время для системы жанров в целом характерно упразднение жанровых перегородок и появление гибридных жанров.

Инструкция

Перечитайте произведение, которое будете освещать. Если вы будете работать не с литературным трудом, а с событиями, произошедшими в реальной жизни, вам необходимо собрать больше информации на тему. Тщательно проверьте факты, которые будут фигурировать в вашем тексте, к которым вы будете обращаться во время повествования.

Определитесь со своей позицией. Вы должны четко сформулировать свое отношение к происходящему или к теме, которую поднимает автор литературного произведения. Данная линия должна прослеживаться во всем вашем труде, от начала до конца. Значительное отклонение нарушить целостность его рисунка.

Выберите форму обращения к вашим читателям. Она должна быть единой и соблюдаться в продолжении всего литературного труда. Возможно несколько вариантов, например, вы не обращаетесь напрямую к читателю, вы обращаетесь к читателю как к отдельной индивидуальной личности, вы обращаетесь к читателю не как к отдельной персоне, а как к народу или человеческому роду в целом. Изюминкой вашего произведения может стать необычная форма общения с читателем. Тщательно продумайте ее.

Подумайте, в каком стиле будет написан ваш труд публицистического жанра. Будут ли использованы такие средства, как ирония, сарказм, решать только вам. Можно придать всему произведению строгий стиль, показав всю серьезность проблемы. Кроме того, вы можете обсуждать проблему в более легкой форме. Возможна смена настроения, это придаст дополнительную динамику публицистическому произведению. Так, вы будете то усиливать напряжение, то ослаблять его.

Используйте лексику и грамматику, характерную для произведений публицистического жанра. Например, таким литературным трудам свойственна широта и масштабность. Также им присуща эмоциональность и выразительность.

Иногда очень хочется дополнить фотографию забавным текстом или отправить другу по электронной почте красивую открытку ко дню рождения. С помощью графического редактора Photoshop можно написать на картинке эффектно выглядящий текст, а если надпись не понравится – изменить ее.

Вам понадобится

  • 1. Графический редактор Photoshop любой версии
  • 2. Файл с изображением, на котором нужно написать текст

Инструкция

В редакторе Photoshop откройте картинку, на которой нужно написать текст . Выберите меню "File" («Файл»), пункт "Open" («Открыть») Для быстрого открытия можно использовать «горячие клавиши» "Ctrl+O".

На палитре "Tools" («Инструменты»), которая находится в левой части окна программы, выберите инструмент "Horizontal Type Tool" («Горизонтальный текст»). Можете воспользоваться «горячей клавишей» "T" для выбора этого инструмента.

Выберите шрифт. Это можно сделать в панели, которая находится в верхней части окна программы под главным меню.

Выберите размер шрифта. Этот параметр настраивается в той же панели правее названия шрифта. Размер шрифта для надписи на рисунке можно выбрать из меню или ввести с клавиатуры в поле для числовых значений.

Выберите цвет текста, который будет написан на картинке . Сделать это можно в той же панели, где настраивается размер шрифта, щелкнув левой кнопкой мыши по цветному прямоугольнику. Появится палитра, на которой можно выбрать цвет для текста.

Напишите текст на рисунке . Текст можно ввести с клавиатуры или набрать его в любом текстовом редакторе, а потом скопировать и вставить поверх картинки в Photoshop. В палитре "Layers" («Слои») автоматически создается новый слой с текстом .
Закончите редактирование текста на рисунке , наведя указатель курсора на этот слой в палитре «Слои» и щелкнув левой кнопкой мыши.

Отредактируйте текст на рисунке , если результат показался не очень удачным. Для этого выделите надпись на картинке и поменяйте шрифт, размер шрифта или цвет. Можно поменять сам текст, введя новую надпись с клавиатуры или скопировав ее и вставив из текстового редактора.

Оформите текст. Примените к надписи любой из стилей палитры "Styles" («Стили»), которая находится в правой части окна программы. Для этого наведите указатель курсора на значок стиля и щелкните левой кнопкой мыши.
Попробуйте деформировать текст. Для этого наведите указатель курсора на значок "Create warped text" («Создать деформированный текст»), который находится на верхней панели под главным меню справа от прямоугольника с цветом текущего шрифта. В появившемся меню выберите вид деформации.
Сохраните файл. Делается это через меню "File" («Файл»), пункт "Save" («Сохранить»).

Обратите внимание

Некоторые шрифты, встречающиеся на интернет-ресурсах, могут не поддерживать кириллицу. Если вы выбрали шрифт и печатаете надпись по-русски, а она не появляется на рисунке, поменяйте шрифт.

Полезный совет

Сохраните копию файла в формате PSD, если собираетесь вернуться к редактированию надписи.

Источники:

  • Описание различных операций с текстом в "Photoshop" в 2017

Публицистический стиль – один из книжных функциональных стилей русского языка. Он используется в средствах массовой информации и в публичных устных выступлениях.



Публицистический стиль выполняет сразу несколько функций. Во-первых, тексты, написанные в этом стиле, служат для информирования читателя (слушателя, зрителя). Во-вторых, автор текста выражает эмоциональное отношение к происходящему и старается увлечь, заразить этой эмоцией публику. В-третьих, публицистические тексты являются сильнейшим средством идеологического и пропагандистского воздействия.

Из задач, выполняемых в текстах публицистического стиля, логически вытекают основные признаки стиля. Информирование читателей максимально оперативно и доступно осуществляется в СМИ – газетах, журналах, на телевидении и радио, в интернет-СМИ. Для текстов этой сферы характерны четкость, логичность, стандартизированность. Чтобы сформулировать новость быстро и ясно, журналисты используют речевые стандарты (коммерческие структуры, силовые ведомства, бюджетная сфера и т.п.). Их нужно отличать от клише. Стандарты выражают мысль сжато, но четко. Клише, напротив, размывают суть и мешают восприятию информации.

Вторая сторона публицистического стиля – его эмоциональность. Автору нужно убедить читателя в своей правоте, не оставить равнодушным к проблеме. Для этого тексты наполняются художественными средствами, заимствованными из литературного языка, разговорной и официально-деловой речи .

Для текстов этого стиля характерны также общедоступность и адресность. Поскольку тематика выступлений в СМИ очень широка, практически безгранична, журналист выступает посредником между различными сферами жизни и читателем. Поэтому любую сложную тему ему нужно раскрыть понятно для широкого круга читателей, но при этом не теряя смысловую нагрузку. Даже если в тексте встречаются сложные термины, их значение расшифровывается . Вместе с тем, сочиняя выступление, автор ориентируется на конкретный сегмент аудитории, поэтому он подбирает такую лексику, которая будет понятна именно этой публике.

Для словообразования в публицистическом стиле характерно использование суффиксов иноязычного происхождения (-изм, -ция), старославянских приставок (меж-, про-, со-), иноязычных приставок (пост-, транс -, контр-, гипер-). С точки зрения морфологии стиль отличается большим количеством существительных в единственном числе, которые приобретают собирательное значение (читатель, зритель), глаголов в настоящем времени. Синтаксические конструкции в таких текстах простые, четкие. Часто используются риторические вопросы и восклицания.

Вместе с общими признаками публицистического стиля большое значение имеет авторский стиль. В зависимости от цели публикации, темы выступления и предполагаемого круга читателей автор подбирает из всего разнообразия средств публицистического стиля сочетание тех, которые позволят решить задачу, стоящую перед создателем текста.

Видео по теме

Источники:

  • Стилистическая система современного русского языка

Совет 4: О чем сериал «Теория большого взрыва» и будет ли продолжение

Сериал «Теория большого взрыва» уже седьмой год является одним из самых популярных комедийных телешоу не только в США, но и в России. Чем же именно он так привлекает зрителей?



Сериал про «ботаников»

Ситком (от английского situation comedy – комедия положений) «Теория большого взрыва» был создан американскими сценаристами Чаком Лорри и Биллом Прэди. Идея сериала заключается в демонстрации жизни талантливых молодых ученых-физиков Шелдона Купера и Леонарда Хофстедера. Обладая высочайшим интеллектом, они, тем не менее, совершенно беспомощны в обычной жизни, что постоянно приводит к смешным и нелепым ситуациям.

Исполнитель роли Шелдона Купера Джим Парсонс дважды получал премию «Эмми» как лучший комедийный актер.

Спецификой любой фантастики является создание особого виртуального пространства специфической реальности.

Предпосылки возникновения жанра научной фантастики

Стремление познать неведомое было характерно для человечества всегда. Первые попытки проникнуть за грань понимания можно проследить еще в наскальных рисунках и античных мифах.

Средневековые утопии уже можно считать продуктом воображения, который принял более конкретные формы в первых произведениях, имеющих все признаки научной фантастики. Главной предпосылкой возникновения жанра стала промышленная революция, в результате которой на формирование мировоззрения стали оказывать влияние научные поиски и открытия.

Классическая литература пришла к некоторому застою и уже не в состоянии была в полной мере удовлетворить запросы как читательской аудитории, так и части писателей, ищущих возможности реализовать собственный потенциал.

Особенности научной фантастики

Любое литературное произведение создает определенную реальность. Реальность научно-фантастического произведения находится в потенциальном состоянии в виде материальной структуры и воспринимается как актуальная виртуальная реальность.

В основу классического научно-фантастического произведения положена техническая, социальная или научная идея, на реализацию которой имеются шансы в будущем.

Как характеризовал особенность научной фантастики классик жанра Рэй Бредбери: «Все достижения науки и техники, принесшие за последние пятьдесят лет пользу или вред человечеству, задолго до этого родились в голове писателя-фантаста».

В ходе становления жанра появились типичные приемы, свойственные только для него. Читательской аудитории нет необходимости объяснять, что такое телепортация, путешествие со скоростью света, аннигиляция и контрамоция и т.д. Специфика научно-фантастических клише позволяет автору не отвлекаться от сюжета.

В этом кардинальное отличие жанра научной фантастики от просто фантастики, к которой можно отнести фантастические образы Гоголя и Булгакова, произведения в жанре фэнтези и от других литературных жанров.

Видео по теме

Источники:

  • Личное мнение о научной фантастике как жанре

Существует значительное число определений жанра, и ни одно из них нельзя признать вполне универсальным - применимым ко всем категориям публицистических текстов. Единственное, что подчеркивается всеми без исключения исследователями, - это некая устойчивость и повторяемость той или иной разновидности текстов во времени и в различных типах газетных, журнальных изданий, теле- и радиопередач.

Журналист, готовящий материал для СМИ, всегда руководствуется неким изначально заданным - иногда в форме конкретных инструкций, а иногда в виде негласного кодекса - набором требований к стилю, форме, содержанию и объему своего материала.

Без учета этих требований материал не может быть опубликован или выпущен в эфир, ибо любое отклонение от некоей заданной нормы (которая, кстати, важна тем, что она привлекает определенные категории читателей) выбивает этот материал из тонкой ниши жанра и неизбежно переводит его в другой разряд. В этом смысле безжанрового материала не бывает.

Оно не позволяет с достаточной очевидностью выявлять типы текстов, которые публикуют СМИ и нуждается в уточнении. Достаточно взглянуть лишь на общий перечень публицистических жанров, приводимый в книге А.А. Тертычного «Жанры периодической печати»:

Жанры периодической печати

Аналитический отчет

Журналистское расследование

Аналитическая корреспонденция

Обозрение

Аналитическое интервью

Обзор СМИ

Аналитический опрос

Комментарий

Эксперимент

Социологическое резюме

Исповедь

Аналитический пресс-релиз

Рецензия

Фельетон

Эпитафия

Сатирический комментарий

Житейская история

Эти жанры, в свою очередь, подразделяются исследователем на информационные, аналитические, художественно-публицистические.

Следуя этой же логике, другие ученые выявляют почти 400 газетных жанров. Однако ученые все же пытаются поделить их по уже упомянутому выше чрезвычайно широкому основанию понятия и формы:

1) собственно информационные жанры;

2) собственно публицистические;

3) информационно-публицистические;

4) художественно-публицистические;

7) официально-деловые;

8) остальные.

В большинстве существующих классификаций жанров отсутствует единое основание для деления. В одних случаях во внимание принимаются языковые характеристики текста, в других - понятийные. Однако, как правило, в конце концов, все они оказываются в едином списке жанров, выделяемых по разным основаниям. При этом часто подчеркивается, что газетные жанры отличаются многообразием и взаимопроникновением: «Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории, - пишет Ирина Кадыкова на страницах Интернет-издания «Медиаспрут», - и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых “бульварных” изданиях)» .

В упомянутом выше делении публицистических жанров на информационные, аналитические и художественно-публицистические исследователи руководствуются абстрактным принципом доминанты (в одних доминирует чистая информация, в других анализ информации, а в третьих образность). Приведем в этой связи пространную, но достаточно показательную цитату из уже упоминавшегося выше издания «Медиаспрут», где автором дается попытка объяснить, как же все-таки необходимо делить материал по жанрам:

«Газетные жанры, - пишет исследователь, - отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические. <...> Главная цель информационного материала <...> - сообщить о факте (в ежедневных изданиях и выпусках во главу угла ставится “свежий” факт - новость). Факт для журналистики так же важен, как человек для анатомии. Это - основа основ, без фактов журналистика немыслима» .

Различные способы освещения фактов и приводят к созданию разных жанров. Посмотрим, как подается факт в конкретных информационных жанрах.

Хроника - факт без подробностей. Небольшие (порой из одной-двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками.

Информация - короткая информация или заметка. Содержит сам факт и некоторые подробности. Состоит из десяти-тридцати строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке.

Расширенная информация предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д. Включает в себя вступление и концовку. Содержит 40-150 строк, заголовок. Допустим подзаголовок.

Интервью - изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.).

Отчет - по заданию редакции журналист рассказывает о том, что видел и слышал. Размер материала зависит от значимости события.

Общий отчет содержит изложение фактов в хронологическом порядке, тематический - освещает 1-2 наиболее важных вопроса, отчет с комментариями - изложение основных событий и высказывание совей точки зрения.

Зарисовка - обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.

Обозрение - важнейшие события жизни города, завода, школы и т.п. за определенный период (сводки, итоги).

Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Репортаж бывает: событийный, тематический, постановочный.

Аналитические жанры - это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, статья, обзорная рецензия. Корреспонденция анализирует группу фактов. Это делается с помощью описания фактов, их анализа и соответствующих выводов. Здесь очень важны примеры, оперативность, конкретность темы, четкий адрес. Статья - это обобщение и анализ фактов и явлений. Если в корреспонденции события рассматриваются от частного к общему, то в статье все происходит наоборот - от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов.

Художественно-публицистические жанры - здесь конкретный документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. Сам факт типизируется. Дается его образная трактовка.

В очерке факты преломляются в свете личности автора. Важен не факт сам по себе, а его восприятие и трактовка героем или автором. Факт переосмыслен в образ, близок к малым формам художественной литературы, конкретен, построен на фактическом материале. Цель очерка - дать образное представление о людях, показать их в действии, раскрыть существо явления.

Очерк бывает сюжетным (портрет, проблема) и описательным (событийный, путевой).

Фельетон - это литературный материал, проникнутый духом острой злободневной критики, с особыми приемами изложения. Для фельетона обязательны: живость, легкость, образность, юмор, ирония, насмешка.

Памфлет - злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого - конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое обличение».

В описанной выше классификации понятны и достаточно очевидны лишь традиционные названия жанров, но не критерии их выделения, и многие из них с успехом могут быть применены друг к другу. Здесь, к сожалению, также отсутствует строго научный подход, хотя в повседневном обиходе начинающим журналистам такие научно-популярные объяснения могут служить своего рода начальным ориентиром .

Интересным является подход к определению жанров СМИ известного теоретика кино и литературы В.Б. Шкловского, подробно рассмотренный в статье Л. Шибаевой «Жанры в теории и практике журналистики». «Постоянно установленные обычаи - этикеты порядка осмотра мира (как мне кажется) называются жанрами», - пишет В.Б. Шкловский [цит. по Л. Шибаева. Жанры в теории и практике журналистики - с.54]. Здесь во всей полноте и ясности предстает разница между пониманием жанров в теории функциональной стилистики и в практической журналистике. Если в первом случае жанр является классификационной характеристикой в пределах функционального стиля и характеризуется неким инвариантным составом языковых и понятийных характеристик, то во втором случае речь идет именно об «этикете», т.е. обычаях и правилах представления информации, в котором собственно языковой критерий хотя и важен, но все же занимает подчиненное положение, по отношению к «правилам поведения», которые каждый журналист должен знать, как «Отче наш», иначе он неизбежно растеряет читательскую аудиторию и его как нарушителя дисциплины (читай - жанра-этикета) просто выдворят из общества.

В.Б. Шкловский выделяет три главных критерия этого «порядка осмотра мира», в соответствии с которыми весь журналистский материал классифицируется по жанрам-этикетам: предмет, функция, метод. «Предмет, функция, метод - три несущих кита, три нерушимых столпа, на которых держится жанр. При сохранении необходимых связей и зависимостей между ними возникает та самая “устойчивая форма”, в которой читателю удобнее всего воспринимать авторскую мысль» [цит. по Л. Шибаева. Жанры в теории и практике журналистики - с.55]. Иначе говоря, материал распределяется по жанрам журналистики, в зависимости от того, как он отвечает на три главных вопроса: что освещается, для каких целей и каким образом.

Таким образом, публицистический стиль представлен разнообразными жанрами, которые имеют разные задачи в процессе общения и функционируют в разных условиях. Так, к публицистическим жанрам относятся газетные политические информации, передовые статьи, заметки, фельетоны, памфлеты, лирико-публицистические статьи, а также лозунги, призывы, обращения к гражданам страны, рецензии на фильмы и спектакли, сатирические заметки, очерки, обзоры, т.е. все жанры массовой коммуникации (язык газет, журналов, теле- и радиопередач), а также устная форма речи - публичные выступления на общественно-политические темы.

Схематично жанры публицистического стиля речи представлены на схеме 1.

публицистический лингвистический стилистика коммуникация

Схема 1. Жанры публицистического стиля речи



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!